«Легко говорить, сидя в офисе, «идите на войну»»

«Легко говорить, сидя в офисе, «идите на войну»»
22 декабря 2010
# 15:59
Справка: Михаэль Лавон-Лотем родился в Хайфе в 1963 г.

1986-1989 гг. – первая степень (В.А) по международным отношениям и Восточной Азии в Еврейском университете в Иерусалиме.

1989-1991 гг. – вторая степень (М.А) по международным отношениям в Еврейском университете в Иерусалиме.

В 1991 г. присоединился к МИД. До 1993 г. работал в центре политических исследований.

1993-1995 гг. – второй секретарь посольства в Швейцарии.

1995-1997 гг. – первый секретарь посольства в Румынии.

1997-1998 гг. – первый секретарь в Департаменте Восточной Европы МИД.

1998-2002 гг. – заместитель главы делегации в представительство ООН в Вене, глава делегации в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене

2002-2004 гг. – советник в отделе Европы и Центральной Азии в МИД

2004-2006 гг. – посол Израиля в Казахстане и Кыргызстане

2006-2007 гг. – специальный советник по вопросам водных ресурсов в Департаменте международного сотрудничества в МИД

2007-2009 гг. – директор Департамента экономики Африки и Америки в МИД

Кроме иврита, владеет на высоком уровне румынским и английским, хорошо знает итальянский, русский и арабский.

Женат. Супруга – Орли. Сыновья Нимрод и Боаз.


- Господин посол, вот уже почти полтора года Вы находитесь в Азербайджане. Как Вам здесь работается?

- Интенсивно. Я конечно, до приезда в Азербайджан предполагал, что темп работы будет довольно высокий, но действительность превзошла мои ожидания. Работа здесь для меня очень интересная, и как я отметил, отличается высокой интенсивностью.

- Сия интенсивность не утомляет?

- Нет, напротив. Я полностью поощряю это и стараюсь создавать её.

- Удаётся?

- Об этом должны судить другие. Я думаю, что да.

- Господин посол, когда Вы только начинали свою деятельность в Азербайджане , в одном из Ваших интервью, вы сказали : «Я очень не люблю слово «потенциал». Я надеюсь претворить в жизнь деловые, экономические связи и не говорить о том, что у Азербайджана и Израиля есть большой потенциал, а претворить этот потенциал в жизнь». Удалось ли вам это? В какой-то мере?


- Сначала разрешите мне разъяснить, почему я не люблю слово «потенциал». Всё просто. Любой бизнесмен или же дипломат, попавший из одной среды в другую, сначала думает, что то, что верно для пункта А, то будет верным и для пункта Б. Но это совсем не так. Я считаю, что у Азербайджана и Израиля есть общие зоны интересов. Одной из них, к примеру, является сельское хозяйство. Нефтехимия другой. Медицина третьей. В чём состоит этот общий интерес, так это в том, что вы заинтересованы в инвестировании этих областей для их дальнейшего развития, а у нас есть возможность и интерес для того, чтобы инвестировать и коинвестировать вместе с вами, и из этого всего может выйти хороший бизнес.

- Безусловно. Это так. Но хотелось бы немного конкретики. Год тому назад (в ноябре прошлого года), Азербайджан посетила делегация представителей ряда крупных израильских сельскохозяйственных компаний. Они побывали на северо-западе республики (Самухский, Шамкирский район), а также в Гяндже. Тогда Вы, господин посол, заявили, что вы видите и надеетесь, на, так сказать, достаточно весомые проекты, связанные с приездом представителей ведущих сельскохозяйственных фирм. Как всё сейчас, какие конкретно дела сделаны?

- Кроме этих визитов были и другие визиты. Если быть конкретнее, то был совместный бизнес-проект, между азербайджанской и израильской компаниями. Еще два проекта, относящиеся к сельскому хозяйству, сейчас находятся на стадии претворения в жизнь. Я сейчас говорю о продвинутой стадии, между подписанием контракта и началом строительства, а всё это требует много времени, это очень большая и трудоёмкая работа. Израильские компании здесь функционируют и на юге, и на севере, и на западе страны. Мы занимаемся водоочисткой, и здесь большое поле деятельности.

Помимо сельского хозяйства, многие израильские компании сейчас задействованы и в коммуникационной сфере в Азербайджане. Плюсы этого, в том, что эта технология этих коммуникационных услуг будет скоро ощущаться каждым гражданином.

- Будем надеяться. Ну, как вы на нынешнем этапе оцениваете политические, экономические и культурные связи между Азербайджаном и Израилем?

- Я считаю, что для дальнейшего развития этих связей есть очень хорошая база. Потому что обе стороны хотят действовать, сотрудничать всё больше и больше. Это очень важный и воодушевляющий фактор. Конечно же, чем больше мы делаем, тем больше появляется определённых вопросов, которые нужно решить, но это нормально, так и должно быть. У нас на иврите есть такая пословица «Тот, кто не ошибается, не делает ничего». Естественно, мы иногда сталкиваемся с проблемами, которые стараемся решить, но Азербайджан, хочу сказать вам, очень интересует высшее руководство Израиля. И я говорю это не потому, что я посол Израиля в Азербайджане. Я вижу это в росте значимости Азербайджана в глазах израильских руководителей. Кроме того, об этом можно судить, по тому факту, как увеличивается бюджет нашего посольства.

- Согласен, что ощущается факт того, что высшее руководство Израиля придает особое значение взаимоотношениям с Азербайджаном. При посещении Азербайджана, министр иностранных дел Израиля господин Либерман, посвятил этому визиту целых три дня. Собственно говоря, и Ваше назначение в прошлом году говорит об этом. Ибо Вы профессиональный дипломат и ваша карьера указывает на то, что Вы всегда занимали достаточно ответственные, ключевые посты. Вы дипломат, который работал в департаментах МИД Израиля по части экономики, сельского хозяйства, и по части развития. Вместе с этим имеете ценнейший опыт работы в Австрии при представительстве ООН. И Ваше назначение в Азербайджан о многом говорит. Вы работали достаточное время в Казахстане. Тоже ответственный трек. Кстати, господин посол, могли бы Вы одним словом охарактеризовать президента Назарбаева?

- (смеётся)Как вы уже отметили, у меня есть достаточный дипломатический опыт для того, чтобы не ответить на этот вопрос.

- Понимаю. Но как принято у дипломатов «Не говори всего, что знаешь, но хорошо знай то, о чём говоришь». Вы не будете отрицать, что Назарбаев, это очень умный, и очень хитрый политик.

- Действительно, очень. Президент Назарбаев действительно очень умная личность и лидер. И это отражается не только во внутреннем развитии Казахстана, но также в росте региональной позиции страны.

- Ну что же, будем считать, что мой вопрос не остался риторическим. Господин Посол, в последнее время наблюдаются не очень хорошие отношения между Турцией и Израилем. Как бы вы это охарактеризовали и чем это вызвано по Вашему мнению?

- Это часть конкретных процессов и шагов, выбранных турецким правительством сегодня. Шагов, противоречащих интересам не только Израиля, но, что надо отметить, и многих других стран. Я надеюсь, что в скором времени мы решим некоторые проблемы, по крайней мере, те, которые появились в результате рейда Флотилии. Со стороны Турции наблюдается желание наладить связи, мы наблюдали это и тогда, когда они отправили нам помощь после пожара у нас. Израиль также проявляет инициативу в этом направлении, и если обе стороны будут настроены наладить контакт, то это будет способствовать позитивному развитию и разрешению этой проблемы.

- То есть, Вы думаете, можно предположить, что Израиль принесёт извинения Турции и возместит материальный ущерб пострадавшим?

- Стараться сейчас предугадать ход событий, на мой взгляд, будет не мудро, и даже неуместно. Я считаю, что обе стороны достаточно заинтересованы в том, чтобы найти компромисс, разрешить проблему. И я думаю, что это вполне достижимая цель. Несколько недель назад это было бы тяжелей, чем сегодня.

- Что же произошло за несколько недель?

- Я думаю, есть показатели добрых намерений с обеих сторон, поскольку в каждом конфликте, в каждом вопросе есть техническая сторона и интерпретация политики. Я вернусь к прошлому и расскажу вам о военном корабле, который был атакован в 67 году Израилем и который принадлежал американской разведке. Мы не знали, что это за корабль. Они не знали, что не должны были туда заплывать. Сейчас это уже не имеет значения. Это была ошибка. И эта ошибка была устранена. Это произошло, потому, что было желание обеих сторон разрешить конфликт.

- В случае, который Вы описали, действительно была ошибка. Но с Флотилией Свободы совсем другое. Ваши предыдущие интервью о Флотилии говорят о том, что тут и речи нет об ошибке.

- Я не говорил, что это было нашей ошибкой. Это было ошибкой турецкого правительства. Я не хочу говорить что-либо ещё, но они, по меньшей мере, даже не постарались остановить корабль. Я думаю, что сегодня они наиболее ясно и лучше понимают все последствия этого. Насчёт того, как отнеслись к этому в Израиле, могу сказать, что было проведено множество расследований со стороны 3-4 комитетов со всех сторон, как технических, военных, так и политических, и результаты этих расследований были преданы широкой огласке, все участвовали в этих обсуждениях. Есть разница в подходах к разрешению проблемы. Одно дело, когда ты копаешься в деталях произошедшего, стараясь бороться или же согласиться посредством различных терминов или же ты решаешься и говоришь «Хорошо. Что было, то было. Давайте свернём это всё и продвинемся вперёд». Вот где разница.

- Перейдём к Азербайджану. На улице Физули уже долгое время сносят дома. Там живёт достаточное количество граждан Азербайджана еврейской национальности. Жаловались ли они в посольство на то, что в отношении их допущена несправедливость.

- Но они граждане Азербайджана. А посольство Израиля здесь представляет только граждан Израиля, а не каких либо других граждан. У нас в посольстве есть сотрудник, проживающий в той зоне, и он не слышал ничего негативного по этому поводу, или по поводу компенсаций. И, насколько мне известно, еврейская община заканчивает достройку Синагоги.

- Недавно в законодательстве Азербайджана были введены изменения, согласно которым была отменена процедура выдача виз в аэропорту.

- (Улыбается).Сразу говорю, что в этом вопросе я не собираюсь быть дипломатичным.

- Думается, только в некоторой степени. Итак, отмена процедуры виз в аэропорту, создала определённые проблемы, особенно для гостей из Израиля. Всё это возникло в первую очередь из-за того, что в Израиле нет посольства Азербайджана?

- Нет, совсем не из-за этого. Я не согласен. Несколько месяцев назад, была та же ситуация, у вас не было посольства в Израиле, и не было никаких проблем. Не в этом дело. Некоторые страны не имеют посольства в Израиле. Но эта разрешимая проблема. Получаете ли вы визу в аэропорту, как это было год назад, или другими различными способами- это может быть турагенство, авиалинии, или консульства. Вы спросили меня вначале про бизнес. Вы можете делать бизнес через интернет, но я не думаю, что это в азербайджанском стиле. И претворять его в жизнь без встреч было бы новшеством, интересной инновацией.

- И почему тогда вдруг возникла эта проблема?

- Я более заинтересован в том, как можно разрешить эту проблему, и менее в том, почему она возникла. Она была частично решена для тех, кто прибывал прямым рейсом. Но ведь не все прибывают прямым рейсом, который бывает только раз в неделю. И это поставило большое препятствие не только для бизнесменов, но и для туристов, для людей, которые хотят приехать сюда.

- Ваша позиция понятна. Израильский аналитик, специалист в области международных отношений, А.Гут, в своём недавнем интервью Vesti.az, говоря о возможностях решения проблемы Нагорного Карабаха, сказал: «Единственным вариантом разрешения данной проблемы, к сожалению, я вижу только войну. Азербайджан не должен ни у кого спрашивать разрешения на начало военных действий за свою территориальную целостность. Сегодня у независимого сильного Азербайджана есть достаточно сил для проведения военных операций по освобождению своих территорий. Азербайджан не может в угоду международным структурам вечно вести переговоры с неконструктивной стороной. Поэтому азербайджанские войска должны быть готовы к освобождению оккупированных Арменией территорий». Так говорит А. Гут. А каким Вы, господин Посол, видите разрешение Нагорно-Карабахского вопроса?

- Знаете, как выходец из страны, прошедшей через многие войны, скажу вам, что гораздо легче дать совет идти на войну, чем действительно участвовать в ней. Легко говорить, сидя в офисе, «идите на войну», это всего лишь одно предложение. Это легко. Видно, что этот конфликт не был разрешен на протяжении многих лет. Каждый конфликт отличается от другого, но, я думаю, что можно извлечь несколько полезных уроков из прошлых конфликтов. Я могу обратиться к нашему опыту, конечно не слишком успешному, потому что мы не решили всех конфликтов, но мы постарались и смогли решить некоторые из них. Один принцип, сработавший в нашем случае, заключается в том, что оккупированные нами территории, несмотря на обстоятельства, оправдывающие данную оккупацию, были возвращены в обмен на мирное соглашение. Были различные механизмы для решения проблем, международные силы и пр. Однако, основной урок, который мы извлекли из механизма переговоров, является одно. Нет ничего, что может заменить прямые переговоры, они лучше всего. Также как в бракоразводном процессе, «чем больше адвокатов, тем больше проблем». Единственной стороной, получающей от этого выгоду, являются адвокаты.

- Господин посол, ответ был настолько откровенным, насколько это может себе позволить дипломат. А сейчас, если позволите, некоторый блиц. Честно говоря, как вошёл в Ваш кабинет, всё искал глазами саз, который вам в Товузе подарили. Где он?

- (Улыбается). Да, этот символический подарок я держу дома.

- Какую музыку вы любите?

- Хорошую. Я открыт для музыки и слушаю всё, начиная от Реквиема Моцарта и заканчивая поп-музыкой. Отдаю должное греческой музыке.

- Увлекаетесь спортом?

- Бегаю по утрам.

- Известно, что Ваше хобби-кулинария. Умеете ли Вы сами готовить что-то из нашей кухни?

- Что бы я не готовил, я готовлю из местных продуктов, не импортирую ничего. Я иногда хожу в рестораны и местные повара заявляют о том, что они импортируют мясо из Южной Америки. Со всем уважением к мясу Южной Америки, я всё-таки считаю, что здешнее мясо само по себе очень хорошее.

- Скажите, есть ли у вас какое-нибудь любимое блюдо среди азербайджанских блюд?

- Это долма. Поскольку я сам уроженец Румынии, где также остались следы турков, это блюдо напоминает мне румынское блюдо «сармалы». Люблю блюда из баранины.

- Ваш любимый цвет?

- Светло-голубой.( галстук у Посла был именно этого цвета).

- Ваша любимая книга?

- Трудно и почти невозможно выделить. Скажу про последнею. Ныне большинство того, что я читаю – это документальные произведения, после них исторические. Только сегодня я закончил книгу про немецких нацистов. Немецкий автор, Паллада. Хорошая книга, название которой в переводе на русский «Один в Берлине».

- Не читал. Работа секретных служб?

- (Улыбается). Нет. Не про разведку. Это художественно-публицистическое произведение, основанное на реальных событиях.

- Ваш любимый исторический персонаж.

- Черчилль. А вы знаете почему? Он сказал в сентябре 39-го года (когда столкнулся с блицем), что, когда лидеры должны принять сложные решения, они часто их откладывают. А он принял это решение. Несмотря на то, что Британия была в сложном положении, она всё-таки пошла на войну.

- Черчилль говорил многое и о многом и…

- И делал многое.

- Именно это я хотел сказать. Последний вопрос, господин Посол. Ваше жизненное кредо?

- Действие и честность.

- Благородно. Напоминает гербовый девиз старых испанских дворянских фамилий. Благодарю Вас за беседу…

Фуад Мамедов-Пашабейли
[email protected]
# 2983
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#