Алиев и Эрдоган оживили Nabucco

Алиев и Эрдоган оживили Nabucco
8 июня 2010
# 20:00
США и ряд западных стран планируют в ближайшее время провести в Совете Безопасности ООН голосование по новой резолюции в отношении Ирана. Примечательно, что Россия и Китай выступают «против попыток форсирования процесса голосования», лишающих непостоянных членов Совбеза времени «на изучение проекта и внесение своих предложений».

Побывавший в Пекине 4 июня глава российского МИДа Сергей Лавров после встречи с китайским коллегой Ян Цзечи рассказал, что западные страны первоначально подготовили такой проект резолюции, «который ни Россия, ни Китай поддержать не смогли». Однако в ходе консультаций Москва и Пекин добились исключения из документа положений, направленных на введение против Ирана «парализующих санкций» в наказание за развитие ядерной программы. В нынешнем виде резолюция «сконцентрирована исключительно на задачах нераспространения ядерного оружия и в максимально возможной степени учитывает экономические интересы России и Китая». Сергей Лавров подчеркнул, что «только после этого мы не будем возражать, чтобы этот проект был внесен в Совбез ООН».

А в минувшую субботу президент России Дмитрий Медведев заявил на пресс-конференции в Германии, что договоренности о санкциях в отношении Ирана практически существуют, хотя никто не хочет их введения. Президент РФ также выразил надежду, что «голос международного сообщества будет услышан иранским руководством».

Реакция иранской стороны на российские заявления была предсказуемой. Позиция России в отношении Ирана является тактикой, а не стратегией, и рассматривается Москвой как средство для сближения с Западом, сказал руководитель комиссии по внешней политике парламента ИРИ Хоссейн Ибрахими, сообщает информагентство MEHR.
Он добавил, что Россия движется в ту сторону, где может получить наибольшую для себя выгоду.

По мнению же вице-президента Ирана по правовым и парламентским делам Мохаммад-Реза Миртаджеддини, Россия заплатит за поддержку санкций против Тегерана.
«Трудно поверить, что президент России сделал такие высказывания и занял подобную позицию против Ирана», - сказал вице-президент, сообщает англоязычный иранский телеканал «Пресс ТВ».

М.Миртаджеддини, в интервью иранскому информагентству «Мехр», отметил, что «Россия заплатит за то, что пошла по стопам американцев, и ее решение, без сомнения, вызовет всеобщее осуждение».

Итак, как видно отношения между Ираном и Россией обострены. Теперь что, собственно, из этого следует?

Безусловно, присоединение России к санкциям против Ирана может негативно повлиять на развитие транспортного коридора «Север-Юг» на Каспийском море и в целом кооперации в прикаспийском регионе, с участием Ирана.

Во-первых, для экономики Ирана, впрочем, как и для России, коридор «Север-Юг» имеет огромное значение. Считается, что доход Ирана от транзита одного миллиона тонн грузов составляет, как минимум, 100 - 125 млн. долларов США. Инвестиции в развитие коридора иранской стороной могут составить более 2 млрд. долларов США. В этом отношении позиция Ирана чрезвычайно важна для России. Иран одна из наиболее мощных держав Азии в демографическом, экономическом и военном смысле, безусловно, влияющая на политический климат в регионе. Иран обладает крайне важными преимуществами регионального транзитного узла. Он может способствовать либо препятствовать как сообщению между Востоком и Западом, так и работе маршрутов между южной зоной СНГ и Индийским океаном. А теперь после присоединения России к санкциям против Ирана транспортный коридор «Север-Юг» на Каспийском море переходит в разряд проблемных и спорных.


Во-вторых, саму идею кооперации в ближайшее время в прикаспийском регионе уже можно назвать несбыточной. И вот почему. Как известно, борьба за господство на побережье и в воде представляет собой, прежде всего, борьбу за политическую власть, экономическую независимость и большие деньги. Природные богатства Каспийского моря велики настолько, что уже сегодня обеспечивают многим прикаспийским государствам высокие показатели роста.

Сегодня Россия постоянно поднимает вопрос о создании Организации Каспийского экономического сообщества (ОКЭС). Поражают скорость и необычная нацеленность довести до реализации этот проект. Дело в том, что Россия, являясь инициатором ОКЭС, считает, что создание новой региональной организации на Каспии даст мощный толчок сближению позиций стран региона и позволит им более уверенно отстаивать свои внешнеполитические интересы на международной арене. Бесспорно, сплотив прикаспийские государства в рамках новой региональной организации, в которой главную роль будет играть все же Россия, она тем самым сильно ударит по интересам США в регионе. Сегодня особую зону риска для интересов Москвы может представлять активное сотрудничество Вашингтона с Туркменистаном и Азербайджаном.

Также надо учитывать тот факт, что не совсем определено и само будущее нефтяных и газовых месторождений на Каспии. Сохраняются серьезные расхождения между прикаспийскими странами СНГ и Ираном по поводу принадлежности, как территориальных вод, так и энергетических недр Каспия. Иран, как известно, играет на Каспии достаточно влиятельную роль, и для этой страны расширение нефтяных поставок, да еще с американским финансовым участием, не особо радостно. Нельзя забывать и о том, что жесткие санкции, которые были введены против этой страны Соединенными Штатами, а под их давлением - и со стороны ЕС, не дают возможности ни свободно продавать свои газ и нефть в Европу, ни получать оттуда, помимо валюты, новые технологии и инвестиции. В Соединенных Штатах сохраняется крайняя настороженность по поводу любых действий Тегерана, а в Иране по-прежнему уверены, что Вашингтон только и думает, как бы на них напасть.

Кстати, с точки зрения дальнейших политических раскладов и вариантов, и Иран, и Россию вполне устраивало ОКЭС. Но после присоединения России к санкциям против Ирана вряд ли последняя будет стремиться к созданию этой организации в силу ее бессмысленности для официального Тегерана.

И, наконец. В Стамбуле в рамках третьей встречи глав государств и правительств стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Турция и Азербайджан подписали соглашения о поставках и транзите природного газа из месторождений «Шахдениз» и «Шахдениз-2».

Подписанные азербайджано-турецкие соглашения, подготовят почву для строительства трубопровода Nabucco, по которому газ должен транспортироваться до расположенного в Австрии транзитного узла Баумгартен (Baumgarten).

Проект Nabucco, долгое время считавшийся весьма отдаленной перспективой ввиду отсутствия законтрактованных для транзита объемов природного газа, в последние месяцы стал рассматриваться как весьма вероятный фаворит. Его критики никак не могли взять в толк, что изначальное отсутствие такого рода контрактов обусловлено новыми административными нормами Евросоюза, которые предписывают обеспечение открытого доступа для такого рода энергетического транзита. Это нормы включены в Межправительственное соглашение по трубопроводу Nabucco. Оно было подписано и ратифицировано теми государствами, по территории которых планируется его проложить.

Теперь азербайджанский газ может перекачиваться транзитом через территорию Турции по трубопроводу Nabucco даже при отсутствии двусторонних договоренностей, так как Межправительственное соглашение по Nabucco, ратифицированное турецким парламентом, уже регулирует этот транзит. Премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган недавно публично подтвердил, что иракский газ будет транспортироваться по трубопроводу Nabucco. И теперь после того, как Турция выступила против санкций в отношении Тегерана, он может настаивать и на участии в этом проекте Ирана.

Тем более что, Иран приступил к строительству нового газопровода, предназначенного для поставок природного газа в Европу, сообщают иранские СМИ Проект стоимостью около 1,6 млрд. долл. предполагает, что иранский газ будет доставляться в Турцию для последующей продажи европейским потребителям.

Ожидается, что строительство нового газопровода длиной 1,85 тыс. км завершится через три года. Газопровод пройдет от города Ассалуйе в южной части страны до города Базарган, расположенного неподалеку от границы с Турцией. Проектная мощность составляет 110 млн. кубометров газа в день, передает Associated Press.

Иран, обладающий вторыми по величине запасами природного газа (после России), пытается нарастить экспорт этого товара, выйдя на рынок Европы. Некоторые надежды в свое время возлагались на Nabucco, ведь главной проблемой альтернативного российским поставкам трубопровода является нехватка газа. Иранский газ мог бы легко решить этот вопрос, однако по политическим соображениям европейцы пока не решились обратиться к услугам Тегерана. Именно пока, ведь после подписания азербайджано-турецких соглашений проект Nabucco становится реальностью, а чтобы трубопровод заработал в полную силу его все же надо заполнить. А раз Иран полон решимости поставлять газ в Европу, и для этого готов даже построить новый газопровод, то почему бы и Тегеран не подключить к Nabucco.

Тогрул Велиханлы
# 855
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#