«Большинство из пропавших без вести в результате карабахского конфликта являются азербайджанцами» - ИНТЕРВЬЮ

«Большинство из пропавших без вести в результате карабахского конфликта являются азербайджанцами» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ </font>
19 марта 2010
# 20:10
«Если государство считает, что возвратившийся из плена человек нарушил какие-либо правила, то государство и юстиция обязаны обращаться с этим лицом соответствующим образом»

Интервью агентству АПА главы азербайджанского представительства Международного комитета красного креста (МККК) Тона Вандерхова

- Как Вы оцениваете прошлогоднюю деятельность представительства МККК? Какую работу проделал МККК в Азербайджане в 2009 году? В течение нескольких лет МККК осуществляет в Азербайджане программу по борьбе с туберкулезом в тюрьмах и проект по обеспечению питьевой водой населения, проживающего в прифронтовой зоне. Какие успехи были достигнуты в рамках этих проектов? Кроме того, в каких еще сферах Вы собираетесь реализовать проекты?

- Деятельность МККК во всем мире связана с последствиями конфликтов. В Азербайджане все еще ощущаются последствия нагорно-карабахского конфликта. Успех нашей работы во многом зависит от нашего сотрудничества с госорганами Азербайджана и Обществом красного полумесяца. Мы проводим обсуждения на разных уровнях, в настоящее время наше сотрудничество находится на хорошем уровне. В рамках программы по борьбе с туберкулезом у нас достаточно продуктивная деятельность с Министерством юстиции. Мы вместе с Минюстом работаем в Специализированном исправительном учреждении №3, где ведется борьба с туберкулезом. В этом учреждении нам удалось оказать помощь в лечении более тысячи отбывающих наказание лиц. По состоянию с 1995 года по март 2010 года, в специализированных туберкулезных больницах тюремного типа было осуществлено лечение более 10 000 заключенных. В результате нашего сотрудничества состояние больных улучшилось. 248 из 1000 являются туберкулезными больными, которые не поддаются лечению обычными препаратами. И Минюст, и МККК понимают, что в один прекрасный день эти люди будут освобождены и вернутся в общество. И поэтому их лечение важно не только для самих больных, но и для всего общества. МККК в вопросе туберкулеза сотрудничает и с Министерством здравоохранения. Вместе с Минздравом в прошлом году была открыта национальная референс-лаборатория. МККК также принимает участие в проведении тренингов.

Мы осуществляем проекты по улучшению условий жизни населения, проживающего на прифронтовых территориях. В целом реализовано 7 проектов (два – в Гедебеке, два – в Тертере, один в Физули, один – в Агджабеди и один - в Барде) в сфере восстановления системы водоснабжения. Эти проекты принесли пользу около 6 тысячам человек. МККК также сотрудничает с Министерством обороны и Внутренними войсками. Мы периодически проводим для офицеров этих госструктур тренинги по международному гуманитарному праву. Также мы сотрудничаем с Милли Меджлисом Азербайджана в вопросе разработки закона «О пропавших без вести». Сбор сведений о пропавших без вести в результате нагорно-карабахского конфликта людях является совместной деятельностью МККК и Азербайджанского общества красного полумесяца. Основную работу выполняют они, а сведения собирают наши добровольцы.

- Какая работа проделана до настоящего времени в рамках специального проекта, связанного с гражданами, пропавшими без вести в результате карабахской войны?

- В рамках этого проекта, осуществленного совместно с Госкомиссией по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан, мы связываемся с семьями пропавших без вести, и собираем о них информацию. Надеемся, что эти сведения помогут в будущем выяснить судьбу этих людей. В прошлом году мы посетили более 2000 семей. В настоящее время мы переводим эти сведения, и готовимся подписать соглашение с Госкомиссией. В будущем собранная нами информация будет передана в ГК, так как эта база данных будет находиться в Госкомиссии.

- О скольких азербайджанцах, находящихся в армянском плену в настоящее время, есть информация в списке МККК?

- В настоящее время в нашем списке значатся имена 3 азербайджанцев, находящихся в армянском плену. Двое из них являются военнопленными, а один – гражданским лицом. Принцип работы МККК таков: в наш список включены те, кого МККК посещает в качестве военнопленных, либо гражданских лиц. То есть мы фактически встречаемся с ними. А пропавшие без вести - это лица, пропавшие в результате вооруженного конфликта, о которых родственники не имеют сведений, и обращаются в связи с этим в МККК. То есть судьба этих людей неизвестна. В нашем списке около 4500 пропавших без вести людей. Когда речь идет о пропавших без вести в результате нагорно-карабахского конфликта, то МККК имеет в виду все стороны, вне зависимости от национальности. Эта цифра меняется, так как сейчас проводятся уточнения. Иногда после обращения к семье оказывается, что человек, считавшийся пропавшим без вести, жив, или же близкие нашли его тело и похоронили. А есть семьи, которые еще не обращались к нам.

- Кого больше в этом списке - азербайджанцев или армян?

- Большинство пропавших без вести – азербайджанцы.

- Во время оккупации азербайджанского города Ходжалы без вести пропали 197 человек. В Госкомиссии Азербайджана по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан имеются сведения о том, что 80 человек из этого списка живы. Какие шаги предпринял до сих пор МККК для внесения ясности в судьбу этих лиц?

- Пропавшие без вести в результате Ходжалинской трагедии лица тоже входят в наш список. Мы сотрудничаем с госкомиссиями как Азербайджана, так и Армении, чтобы прояснить судьбу этих людей. Относительно того, что 80 человек живы, ничего сказать не могу. Об этом, наверное, может сообщить Госкомиссия.

- Как обстоят дела с находящимися в плену солдатами азербайджанской армии Рафиком Гасановым и Анаром Гаджиевым? Госкомиссия Азербайджана заявляет, что есть факты применения пыток в отношении этих лиц, и именно поэтому их выводят в эфир армянского телевидения…

- Я хочу сравнить это с другой ситуацией. Представьте, что Вы пришли к врачу, и наутро врач рассказывает о Вашем состоянии здоровья в прессе. Это нарушение закона. Так вот, любой наш ответ на Ваш вопрос был бы нарушением закона, потому что мы работаем на основе договоренности как в Азербайджане, так и в Армении. Деятельность МККК с обеих сторон состоит в том, что мы не сообщаем общественности то, что видим. Информация предоставляется соответствующим государственным органам и семьям этих людей. Да, мы навещаем их, изучаем обстановку, даем сторонам свои советы. Но мы не передаем третьей стороне эти сведения, исходя из принципа конфиденциальности. Конечно, напряженность между сторонами имеется. Но мы стараемся, что бы ни было, делать свою работу. Я понимаю, что журналисты не совсем довольны этой конфиденциальностью, но мы видим, что эти семьи и занимающиеся этой работой органы власти довольны этой нашей работой. Именно в результате конфиденциальности мы можем проводить деятельность во всем мире и свободно посещать военнопленных.

- Проявило ли какую-либо инициативу Азербайджанское представительство МККК в вопросе возвращения гражданского лица, жителя Товузского района Азербайджана Эльдара Тагиева?

- Роль МККК состоит в том, чтобы посещать пленных, проверять соответствие их содержания внутреннему и международному законодательству. Мы, как международная организация с уважаем относимся к желаниям лиц, содержащихся как в Баку, так и в Ереване. И государственные органы с обеих сторон в большинстве случаев уважают эти пожелания. Должно иметься согласие обеих сторон. Если лица, удерживающиеся на обеих сторонах, не хотят возвращаться на другую сторону, а хотят уехать в третью сторону, опять-таки должны договориться обе стороны: и та сторона, которая удерживает данное лицо, и принимающее государство. МККК может информировать соответствующие органы о пожелании гражданских или военных лиц, желающих вернуться из Баку или Еревана. Если официальный орган согласен на это, то он может участвовать в его возвращении. Если задержанный хочет уехать в третью страну, МККК не вмешивается в это, и этим вопросом занимается Верховный комиссариат по беженцам ООН.

- Освобождению скольких лиц способствовало Ваше представительство за годы деятельности в Азербайджане?

- МККК занимается вопросом задержанных в связи с вооруженным конфликтом лиц с 1992 года, комитет участвовал в репатриации или передаче сотен людей. За последние два года МККК в качестве нейтрального посредника участвовал в шести подобных операциях.

- Когда в последний раз посещали находящихся в Азербайджане в плену армянских военнослужащих? Каково положение в связи с ними?

- В последний раз содержащихся в Азербайджане 6 армянских военнослужащих посещали в середине января. Мы предложили им свои услуги, чтобы они смогли связаться со своими семьями. Мы поинтересовались их состоянием, после чего провели конфиденциальную беседу с органами правительства. Если Вы зададите вопрос относительно их будущего, мне нечего будет ответить.

- В чем причина того, что до сегодняшнего дня так и не посетили армянскую семью, перешедшую на территорию Азербайджана?

- До сегодняшнего дня к нам никто не обращался по поводу этой семьи. Ни сама семья, ни их родственники, ни органы правительства к нам не обращались. К нам не поступило ни одного обращения по этому поводу.

- Контролирует ли МККК в период фильтрации возвратившихся из плена людей?

- Мы интересуемся дальнейшей судьбой содержащихся в плену людей, беженцев и вынужденных переселенцев и стараемся поддерживать связи после их возвращения в свои родные края.

- Как Вы относитесь к аресту возвратившихся из плена лиц?

- У каждого государства свои законы. Отношения с этими лицами должны быть построены в соответствии с местным законодательством. Если государство считает, что этот человек нарушил те или иные правила, то государство и соответствующие органы просто обязаны поступать с ним соответственно. Мы не имеем права комментировать данный вопрос. Государство имеет свои внутренние законы, и каждый гражданин должен подчиняться этим законам.

- Секретарь Госкомиссии Азербайджана выступил в прессе с заявлением по поводу того, что за последние годы международные организации не предпринимают шагов для возвращения азербайджанских военнопленных и заложников. Согласен ли МККК с этим обвинением?

- Я и соглашаюсь, и не соглашаюсь с этим обвинением, так как МККК не играет роли в возвращении этих людей. Как я и отметил с самого начала, задержанное лицо должно согласиться и выразить свое собственное желание. Если поступит обращение, МККК может принять участие в данном процессе. Однако это вовсе не является прямой нашей задачей. Мы не можем возвращать кого-либо обратно. Как и в прошлом, так и в будущем, если стороны согласятся, задержанные лица изъявят желание, мы, безусловно, с большим удовлетворением, примем участие в данном процессе и предложим свои услуги.

- Азербайджанские пленные выразили желание вернуться на Родину?

- Это конфиденциальная информация, и мы обсуждаем данный вопрос лишь с соответствующими организациями и с этими людьми лично. Я ничего не могу сказать по этому поводу.

- По имеющейся у Вас информации, сколько азербайджанских и армянских пленных и заложников с начала нагорно-карабахского конфликта были переданы в третьи страны? Ведет ли МККК такую статистику?

- Вопрос передачи в третьи страны задержанных лиц находится вне мандата МККК и наша структура не вмешивается в данный вопрос. Этим вопросом занимается Верховный комиссариат по делам беженцев ООН, в связи с чем я не могу назвать какую-либо конкретную цифру.
# 1203
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#