Большой передел на Южном Кавказе

Большой передел на Южном Кавказе
20 февраля 2010
# 13:19
19 февраля в Баку завершилось региональное турне заместителя государственного секретаря США по политическим вопросам Уильяма Бернса. Маршрут визита однозначно давал понять цели поездки высокопоставленного американского дипломата. Бернс посетил Ливан, Сирию, Турцию и Азербайджан, что однозначно свидетельствовало – целью является обсуждения по Ирану. Ливан и Сирия это страны где Иран традиционно обладает сильными позициями.

Турция это сейчас стратегическая страна в регионе. Мнение официальной Анкары может стать главным как в иранском вопросе, так и в создании стабильности на Южном Кавказе.

Однако Турция не поддается западному влиянию и стремится поддерживать сбалансированные отношения как с Америкой, так и с Ираном. Кроме того, США хочет разместить на территории Турции элементы ПРО, способные контролировать иранскую территори. Однако официальная Анкара не хочет, чтобы размещение радара выглядело как двусторонняя сделка, направленная против Тегерана. По мнению Турции, в случае размещения на ее территории радара, он должен стать частью общей системы ПРО Североатлантического альянса, финансируемой из бюджета НАТО.

Это понимают и американцы. Турция, как страна, расположенная одновременно и в Европе, и на Ближнем Востоке, "очень чувствительно относится к этому вопросу", сказал помощник министра обороны США по международной безопасности Александр Вершбоу. "Однако я думаю, что наши усилия, направленные на то, чтобы внедрить эту систему в более широкую структуру НАТО, были встречены очень хорошо", - добавил Вершбоу.

Напомним, на сегодня США имеют два позиционных района ПРО - на Аляске и в Калифорнии. В случае с Европой речь идет о создании третьего позиционного противоракетного блока, ранее планировавшегося в Польше и Чехии. Под нажимом России и вследствие смены администрации США отказались от этой идеи. Однако затем США объявили о своем плане размещения ПРО в Болгарии и Румынии. Кроме того, предполагается, что на территории Польши в 100 километрах от Калининградской области России будут установлены ракеты системы Patriot. Согласие Румынии, Болгарии и Польши США уже получила.

Но вот с Анкарой все гораздо сложнее. Турция наладила неплохие отношения с Россией и предпринимает шаги по превращению своей территории энергетический транзитный узел. При этом Анкара получила свою долю в иранском энергетическом проекте «Южный Парс», что гарантирует ей крупные объемы транзитного газа. В этих условиях Турция в первую очередь заинтересована в стабильности в регионе. Поэтому ее позиция в иранском вопросе отличается от мнения США.

Официальная Анкара в последнее время проводить политику не соответствующею американской линии. Эрдоган настаивает на ослабление позиции Израиля в регионе. При этом Турция заявляет, что прежде чем упрекать Иран в разработке ядерного оружия, необходимо сделать так, чтобы ни у одного государства региона не было ядерного арсенала. Единственной страной региона обладающим ядерным оружием является Израиль, а это заявление официальной Анкары очень схоже с позицией Ирана. Турция в данной ситуации не хочет жертвовать своими отношениями с Ираном. США и его союзники пытаются изменить позицию Анкары путем как прямых переговоров, так и контактируя с стратегическим партнером Турции в регионе – Азербайджаном. Многие считают, что недавний визит в Азербайджан главы МИД Израиля Авигдора Либермана был связан также с ухудшающимися израильско-турецкими отношениями. Либерман мог попросить у Ильхама Алиева посредничества для улучшения отношений между двумя странами. Поездка Бернса в Турцию же попытка уговорить Турцию путем прямых контактов. Отметим, что все встречи Бернса в Турции были закрытыми для прессы и стороны не выступил с официальными комментариями по итогам визита.

Безусловно, что на этих переговорах Турция выступает со своими условиями. Это ослабление позиции Израиля в регионе, шаги в направлении урегулирования ближневосточного конфликта, создание стабильности в регионе.

Рассмотрим более детально именно последний сегмент переговоров. Анкара понимает, что создание стабильности в регионе проходит через четкое фиксирование круга интересов сильных государств в регионе. Бывшие региональные конкуренты – Турция и Россия подобный дележ уже провели и обозначили свои стратегические позиции. Отношение между Азербайджаном и Россией также достаточно налажены. Эрдогановской платформе региональной стабильности выдвинутой после российско-грузинской войны не хватает только наличия согласия по Южному Кавказу между США и Россией, Арменией- Турцией-Азербайджаном. Вопрос согласия между США и Россией упирается в размещение ПРО, по которым судя по всему американцы и русские смогут договариться. Во всяком случае, заявление Сергея Лаврова о том, что между двумя странами существует доверие говорит о многом. Другая конфликтная точка где сталкивались интересы двух стран – Украина после победы на выборах Януковича также перейдет в сферу российских интересов. Отход США из Украины показал, что в недалеком будущем американцы взамен российских уступок в других геополитических направлениях могут уйти и из Грузии. В этой ситуации единственным препятствием стабильности в регионе будет оставаться карабахский конфликт.

Турция хочет помириться с Арменией и тем самым решить проблему «геноцида». Армения находящаяся глубочайшем экономическом кризиса может решить свои проблемы лишь за счет открытия границ с Турцией и налаживания экономических отношений с Азербайджаном. Но для этого, официальный Ереван должен принять обновленные базовые принципы, которые предусматривают освобождение 7-и оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Но в Ереване понимают, что принятин базовых принципов будет означать конец армянским иллюзиям о независимости «НКР». Поэтому сейчас в Ереване тянут время. Серж Саркисян намерен ратифицировать армяно-турецкие протоколы в парламенте и после этого заявить о деструктивной позиции Турции. При этом Армения надеется на то, что Турция под угрозой признания Конгрессом США «геноцида» пойдет на уступки и предпримет шаги в направлении открытия границы. Но в апреле в Вашингтон собирается сам Эрдоган и наверное США не рискнет признавать «геноцид» и тем самым ставить крест на взаимоотношениях с ведущей страной региона.

Для этого американцы сами увеличили дипломатическую активность. Сначала регион посетил заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг, а затем Уильям Бернс. В Вашингтоне понимают, что решение карабахского конфликта сделают Азербайджан и Турцию более сговорчимыми в иранском вопросе. Для этого Западу надо оказывать давление на нынешние власти Армении. Неудачная поездка Сержа Саркисяна в Лондон, где президента Армении в аэропорту встречал только посол этой страны в Великобритании, а премьер-министр Гордон Браун так и его не принял, является проявлением этого давления. Армения по традиции хочет найти поддержку во Франции, куда отправились министр обороны Сейран Оганян и секретарь Совета Безопасности Артур Багдасарян. Армения сопротивляется давлению. Об этом свидетельствует смехотворное заявление Налбандяна о том, что Азерабайджан оккупировал «армянские» территории. Логика главы МИД страны, которая оккупировала 7 азербайджанских районов не входящих в зону конфликта, не поддается пониманию. Но с другой стороны подобные заявления говорят о том, что Армения хочет вновь вернуться к уже согласованным вопросам, потянуть время беспредметными спорами. Для решения проблемы международное давление на Ереван должно быть усилено. Может предположить, что последняя активизация армянской оппозиции связано именно с этим давлением. Вероятно, что определенные силы напоминают Сержу Саркисяну методы какими он пришел к власти и дают знать, что люди в любой момент вновь могут выйти на улицы.

Кянан Эминов
# 524
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#