ЦАХАЛ готовится к вторжению в Ливан, а там их ждут партизаны - АНАЛИТИКА

ЦАХАЛ готовится к вторжению в Ливан, а там их ждут партизаны - АНАЛИТИКА
8 июня 2024
# 17:00

Издание «Аль-Ахбар», выходящее в Ливане, сообщает, что официальный Бейрут получает дипломатические послания, в которых говорится о неминуемой угрозе широкомасштабного сухопутного вторжения АОИ (Армия обороны Израиля) в Ливан. Наибольшую тревогу вызвали тайные сообщения британских дипломатов, согласно которым вторжение произойдет в середине июня.  

Имеются и другие признаки приближающейся войны. На ливано-израильской границе усиливаются перестрелки. Хезболла бьет управляемыми противотанковыми ракетами, дронами и другими видами оружия на 10-15 км в глубину израильской территории, Израиль обстреливают южные районы Ливана. С обеих стороны уже по 70-100 тыс беженцев.

Обе стороны состязаются в применении высокоточного оружия, включая дроны. Израиль, весьма преуспевший в этой области, выбивает высокопоставленных офицеров и командиров Хезболлы, а Хезболла недавно расстреляла (впервые в истории) одну из установок израильской системы ПВО Железный купол. Бойцы организации широко применяют новейшие иранские БПЛА, включая дрон, выпускающий по оппонентам ракеты, а затем используемый в качестве камикадзе. 

Все это продолжается с осени, но в последние недели интенсивность обстрелов растет. Удары Хезболлы вызвали лесные пожары на севере Израиля. На этом фоне премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху сообщил о том, что готовит мощный ответ. Израиль объявил о призыве дополнительно 50 тыс резервистов. Для страны с населением 10 млн и 300 тыс армией, это весьма дорогостоящая мера и она указывает на приближение большой  войны - сухопутной операции в Ливане.

С другой стороны, на южной границе Израиля продолжаются бои в секторе Газа, между ХАМАС - союзником Хезболлы, и израильской армией. Вести войну на два фронта Израилю неудобно. И вызывает сомнение его готовность начать наступление против Хезболлы в Ливане, не добившись прекращения огня на Юге.  

В последние дни появились также сообщения о том, что Нетаньяху готов принять предложения Байдена о прекращении огня с ХАМАС.

Означает ли это, что Израиль пойдет на остановку боевых операций в Газе, на юге, с тем, чтобы начать наступление на севере?

Возможно. 

В то же время, западные дипломаты  считают, что если им удастся добиться перемирия на Юге, то Хезболла прекратит огонь и на севере. Ведь она, по их мнению, начала обстрелы севера Израиля лишь для того, чтобы защитить ХАМАС, своего союзника, от израильского военного натиска на Газу. Если и Хезболла остановится,  тогда появится возможность уговорить Израиль сделать то же самое.

Одним словом, никакой ясности нет. Но есть признаки, указывающие на высокую вероятность полномасштабного вторжения израильских сил в Ливан этим летом. 

Ливан - плохое место для Израиля. Он - как испанская герилья (партизанская война) для Наполеона, кость в горле. Израиль уже дважды вел военные операции в этом регионе, в 1982-2000 (Первая ливанская война) и в 2006 (Вторая ливанская войны). В обоих случаях он глубоко заходил в Ливан, но затем нес потери под ударами партизанско-диверсионных соединений Хезболлы, специально подготовленный к борьбе с АОИ, и отступал из Ливана, толком ничего не добившись. Как писали израильские военные - "Мы столкнулись с кем-то, кто отлично изучил нашу тактику и бьет по нашим больным местам".

Система управления Хезболлы (точнее, ее военного крыла, организации "Исламское Сопротивление") основана на высокой самостоятельности отдельных соединений, автономии и децентрализации. Если работа центрального командования нарушена, они действуют подобно пчелиному рою, скапливаясь в наиболее удобных для атак местах, координируя операции с другими соединениями, а затем рассыпаются. Это  подрывает мифы о необходимости высокоцентрализованной армии, демонстрирует эффективность асимметричной "сетовой" войны. 

Горная местность Ливана, покрытая лесами, создает почти идеальные условия для партизанских действий. Колонны техники противника становятся уязвимы для засад на узких дорогах, зажатых между холмами. К этому добавляется система подземных тоннелей и укреплений, созданных Хезболлой, позволяющая наносить удары, а затем уходить от преследователей, скрываясь в тоннелях, местами - настоящих подземных городах. 

Новым фактором является использование дронов. Мы видим что Хезболла активно осваивает это оружие. Оно может быть крайне эффективным.

Наконец, Хезболла обладает большим запасом ракет и дронов для нанесения ударов в глубину израильской территории. Именно это случилось в 2006 году. Как только его войска вошли в Ливан, на Израиль обрушились ракетные ливни, парализовавшие часть его экономики  и заставившие 2 млн человек прятаться в подвалах в течение трех недель. Израиль имеет крошечную густонаселенную территорию и не смотря на свои, возможно, самые эффективные системы ПВО и ПРО в мире (Железный купол), очень уязвим для обстрелов. Дело даже не в том, что удары могут разрушить важные объекты и жилые здания, но в том, что израильская экономика может быть парализована на длительное время. 
 
В последние дни появились  прогнозы некоторых военных экспертов о том, что может произойти в ходе новой войны.
 
Таль Беери, глава исследовательского отдела института «Альма», рассказал во вторник израильскому изданию «Маарив» о том, что может произойти. «В случае начала полномасштабной войны израильский фронт примет на себя такой объем огня, какого еще не было - включая тот, что был в 2006 году», - прогнозирует Беери.

По его мнению, основная огневая мощь «Хезболлы» - это ракеты и реактивные снаряды. Фактически, «Хезболла» способна наносить точные удары по всей территории государства Израиль. В основном под обстрелом окажется вся северная часть страны вплоть до Хайфы. В этом районе основная часть огня будет вестись ракетами различных типов, которые считаются ракетами малой дальности. Таким образом, в первую неделю или две после начала войны вести нормальную жизнь будет практически невозможно.

По оценкам исследовательского института, «Хезболла» располагает 150 000 ракет малой дальности, 65 000 ракет дальностью до 80 км, 5 000 ракет и снарядов дальностью 80-200 км, 5 000 ракет дальностью 200 км и более, 2 500 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - и сотнями современных ракет, таких как зенитные или крылатые ракеты. 

На территории Ливана при помощи Ирана Хезболлой построены подземные фабрики для иpготовления этого оружия. 

По имеющимся оценкам, в случае начала войны «Хезболла» будет ежедневно отправлять в Израиль несколько тысяч беспилотников и ракет.

"Кроме того, под их прицелом окажется южная линия - Хадера, Нетания и Гуш-Дан. Для «Хезболлы» район Гуш-Дана очень ценен, и они сосредоточат там свои усилия. Обстрел Гуш-Дана - это образ победы. Обстрел этого района будет осуществляться с помощью ракет, некоторые из которых являются точными - в основном баллистических, в том числе ракет «Фатх-110», которые могут быть запущены на расстояние до 300 км". - продолжает Таль Беери.  В районе Гуш Дан, который является сплошной городской застройкой вдоль побережья, проживает около половина населения Израиля.

"По моим оценкам, они будут запущены из северного региона Ливана, района Бейрута или ливанской долины Бекаа - там расположены форпосты и стратегические формирования «Хезболлы», ее пусковые установки и инфраструктура. Некоторые из модификаций ракет «Фатх-110» очень точны, и каждая из них несет 500 кг взрывчатого вещества - это мощность ракеты «Буркан», которая может взорваться в плотном пространстве Гуш-Дана. Более того, в общем сценарии войны я предсказываю, что «Хезболла» попытается осуществить вторжение в Галилею, хотя и не в масштабах тысяч террористов, как она планировала до 7 октября, но она определенно попытается проникнуть, используя десятки, если не сотни оперативников, в определенный район. Подразделение Радван (спецназ Хезболлы - прим.) способно на это - им просто нужно дать инструкции и приказы", - говорит Беери.

Помимо этих угроз, существует также угроза дронов-камикадзе, которыми Хезболла оперирует и сейчас - но в условиях тотальной войны объем и интенсивность их применения будут более значительными.

На это, в частности, указывает азербайджанский эксперт Агил Рустамзаде. Он комментирует видео, на котором показано, как "«Хезболла» поражает пусковую установку ЗРК «Железный купол» иранским ПТРК «Алмаз» на военной базе израильской армии Рамот Нафтали (север Израиля). Если раньше «Хезболла»  атаковал большим количеством неуправляемых ракет, то теперь все больше применяет  высокоточные удары."

"В свою очередь Израиль увеличивает количество атак по  территории Ливана, - продолжает Рустамзаде, - растет градус конфронтации. Но, как и в случае с хуситами Йемена капкан ассиметричной войны расставлен и без полномасштабной сухопутной операции радикальное снижение угрозы от «Хезболла» выглядит маловероятным. Проблема в том , что  плод изощренной иранской военной мысли - купировать уязвимость от воздушной мощи путем децентрализации инфраструктуры и ухода под землю, сводит на нет военные технологии развитых стран."

Но нельзя ни в коем случае недооценивать Израиль. Для его оппонентов это может стать фатальной ошибкой. Мощь израильских ВВС и артиллерии огромна. АОИ намерена применить то, что называют "Доктрина Дахии". Дахия - шиитский квартал в пригороде Бейрута, где проживает около миллиона человек и расположены штабы Хезболлы. Израиль  обещает непропорциональный ответ - тотальное разрушение этого города и всех прочих населенных пунктов Ливана, подобно тому, что он сделал в Газе. 

В войне у Израиля могут быть довольно ограниченные цели - отодвинуть Хезболлу на 10-15 км от границы, за реку Литани. Этого требует израильская общественность и военные, которые боятся повторения 7 октября, когда спецназ ХАМАС ("Нухба") проник в Израиль, захватил свыше 20 населенных пунктов и штаб дивизии АОИ, убил около 300 военных и 900 гражданских, а также взял большое количество заложников. Спецназ Хезболлы "Радван" способен и на большее, и потому  военные хотят отодвинуть Хезболлу от границы.  Израиль обладает сегодня 350 тысячной армией и может, теоретически, взять под контроль эту узкую полосу на Юге Ливана. Он также способен, применяя как высокоточное оружие, так и массированные удары авиации и артиллерии, нанести огромные потери Хезболле, от которых эта группировка долго не оправится. Если Израиль поставит перед собой ограниченные минималистские целы, то он, теоретически, сможет их реализовать.

Для Хезболлы, которая установила военно-политический контроль над Ливаном, это существенно. Располагая 20-30 тыс бойцов и сравнимым по численности резервом, группировка не может позволить себе большие потери. Она непопулярна в Ливане (всего 13 мест в парламенте из 129, при том, что подавляющее большинство жителей вообще не приходят на выборы, считая всех местных политиков, включая руководство Хезболлы, коррупционерами). Военная мощь организации - ее главная политическая точка опоры. Она очень сильна и ее боятся. Но без соединений, которые намного мощнее других ливанских вооруженных группировок, Хезболла не сможет управлять страной.  И ей очень не хочется терять опытных бойцов и власть.

Кроме того, если будут разрушены шиитские кварталы и города, Хезболла не сможет восстановить большинство этих районов, не располагая для этого средствами, в отличие от 2006 года, когда ей помогали в восстановлении (после израильских бомбежек) арабские страны Персидского залива. Сегодня отношение этих стран (прежде всего, Саудовской Аравии, богатейшего арабского государства) к Хезболле хуже и они, скорее всего, не станут этого делать. Все вместе способно подорвать влияние Хезболлы в стране.

Современные войны непредсказуемы. Слишком много  факторов в них задействовано - не только чисто военное измерение, но и экономика, логистика (как военная, так и гражданская), геополитика и дипломатия.

Иран, который поддерживает и ХАМАС, и Хезболлу, не заинтересован в том, чтобы последняя понесла серьезные потери и расстреляла свой ракетный боезапас. Хезболла - главный актив Тегерана в регионе, в который вкладывались миллиарды долларов десятки лет. Хезболла - страховка на случай если Израиль решит атаковать иранскую ядерную промышленность, козырная карта, которую можно будет выложить на стол. Поэтому в настоящий момент Ирану не заинтересован в большой ливано-израильской войне.

Особенно важно, то, что США в год выборов не заинтересованы в большой войне - слишком рискованно. Америка - союзник Израиля и боится, что ее втянут в очередной ближневосточный военный конфликт. Опыт, полученный в Ираке и Афганистане, был очень неудачным. 

Американцы обладают серьезными инструментами, чтобы предотвратить новую ливано-израильскую войну. Так было в Газе, когда они прервали поставки снарядов для израильской армии, чьи запасы за полгода войны истощены. Теоретически, администрация Байдена может сделать это и в случае попытки Нетаньяху войти в Ливан.  Более того, противоракеты для системы Железный купол, которая позволяет Израилю эффективно отбивать ракетные и дроновые атаки, стоят огромных денег и производятся в США. Только за одну ночь, отражая недавний иранский налет, Израиль истратил этих противоракет на сумму свыше 1 млрд долларов. А что будет, если Америка пригрозит остановить производство противоракет или заморозит их передачу Израилю?

Однако, большая и долгая война может быть выгодная Нетаньяху. Рейтинги израильского премьера сильно упали после прорыва ХАМАС  7 октября 2023 г, - прорыва ставшего крупнейшим провалом сил безопасности Израиля чуть ли не за всю их историю. Если бы выборы состоялись сегодня, Нетаньяху бы их проиграл. Его правительство неустойчиво, раздираемо противоречиями между партнерами по парламентской коалиции и может рухнуть в любой момент, а тогда - новые выборы. Параллельно против 74-летнего политика идет судебный процесс по обвинению в коррупции, и в случае потери власти, Нетаньяху грозит тюрьма. А вот если он останется лидером военного времени неопределённо долго, расколоть его правительство или арестовать его станет намного сложнее.

Все эти факторы необходимо учитывать. Словом, война может быть и не случится, а если и случится, ее исход трудно предсказать. 

И все же, следует держать в голове три вещи. 

Во-первых, есть явные признаки надвигающейся полномасштабной войны этим летом. 

Во-вторых, Израиль еще не смог выиграть ни одну из войн с Ливаном и Хезболлой и некоторые громкие заявления его политиков могут быть довольно рискованными. 

В-третьих, Хезболле эта война может обойтись очень дорого - вряд ли организация будет уничтожена, но ее мощь будет подорвана и этим могут попытаться воспользоваться ее влиятельные враги в Ливане. Но они заслуживают отдельного рассказа.

# 21498
avatar

Михаил Шерешевский

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#