Союз против изоляции: Москва и Тегеран меняют геополитический расклад - АНАЛИТИКА
Президент России Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан подписали в пятницу соглашение о всестороннем стратегическом партнерстве в ходе визита последнего в Москву.
На совместной пресс-конференции после подписания соглашения лидеры стран заявили, что Россия и Иран будут наращивать сотрудничество по целому ряду направлений, включая политику, безопасность, торговлю, транспорт и энергетику.
Иран и Россия укрепили связи в последние годы. Их подталкивала к этому политика изоляции и санкции, которую одну за другой вводил против них Вашингтоном. Это положение дел сформировало мировую систему, в которой обе страны, движимые общими стратегическими интересами, буквально обречены на сближение в процессе общего противостояния политике США.
В рамках стратегическом пакте Москва и Тегеран договорились укреплять сотрудничество в области безопасности и обороны. Комментируя соглашение, российское государственное информационное агентство ТАСС сообщило: «Россия и Иран договорились, что в случае нападения на одну из сторон, другая сторона ни при каких обстоятельствах не будет поддерживать агрессора».
Путин сообщил на совместной пресс-конференции, что в рамках соглашения продвигаются планы по экспорту природного газа в Иран, заявив, что объем российских поставок в эту страну в конечном итоге может достичь 55 миллиардов кубометров в год.
Он также указал на готовность России помочь развитию ядерной энергетики в Иране, добавив, что Москва рассматривает возможность дальнейшего строительства там АЭС. «У нас есть огромный проект в области атомной энергетики. Один энергоблок уже успешно работает. Сейчас мы обсуждаем возможность строительства дополнительных блоков», - сказал Путин.
В ходе пресс-конференции Пезешкиан заявил, что «подписанные сегодня соглашения подчеркивают взаимопонимание, отказ от односторонних действий и сотрудничество с региональными игроками для решения проблем внутри региона, что делает ненужным вмешательство других стран на Ближнем Востоке».
Обе страны столкнулись с санкциями Запада - Россия из-за конфликта в Украине, а Иран - из-за поддержки вооруженных группировок (от ХАМАС до Хезболлы и хуситов) на Ближнем Востоке и ядерной военной программы.
Москва и Тегеран резко активизировали сотрудничество в последние годы, в частности Иран сообщил о передаче России беспилотников, хотя Кремль не подтвердил это официально. На Ближнем Востоке Иран и Россия тесно сотрудничали, прежде всего в Сирии, где падение их давнего союзника Башара Асада стало серьезным провалом с точки зрения государственных интересов обеих стран. Товарооборот между государствами быстро растет и достиг уже 5 млрд долларов в год
Кроме того, меняющийся геополитический ландшафт все больше стимулирует Тегеран и Москву к укреплению партнерства. Аналитики считают, что время заключения пакта связано с возвращением Дональда Трампа в Белый дом. Обе страны находятся в противостоянии с Америкой и хотят продемонстрировать ей свою готовность к сотрудничеству друг с другом, указав США на то, что с ними следует считаться.
Между тем, судя по сообщениям хорошо информированного издания Bloomberg.
Вашингтон готовит новые масштабные санкции, направленные против России и Ирана. Целью является принуждение Москвы к соглашению с Украиной, и принуждение Тегерана к свертыванию его ядерной программы. Возможно, США также потребуют свернуть иранскую ракетную программу и программу финансирования прокси, например, ливанской Хезболлы.
Масштабы сотрудничества России и Ирана не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.
Например, в сравнении с 5 млрд долларов товарооборота между странами, объем торговли между Москвой и Анкарой составляет порядка 60-70 млрд долларов ежегодно. Причина в том, что в отличие от Турции, основой экспорта обеих стран являются энергоресурсы и у них не так уж много возможностей для экономического сотрудничества. Кроме того, российский и иранский рынки жестко регулируются. На них хозяйничают монополии, обладающие мощными политическими связями, что облегчает в какой-то мере партнерство между ними, но, вместе с тем, резко ограничивает его знаковыми, патронируемыми на высшем государственном уровне сделками.
Что же касается военного сотрудничества, то и здесь есть границы, которые стороны вряд ли захотят переступать. Иран из-за его развития ядерной программы и поддержки, которую он оказывает анти-израильским и анти-американским силам на Ближнем Востоке, находится буквально в шаге от ударов американских и израильских ВВС. Эти удары в свою очередь могут привести к полномасштабной войне.
Крайне маловероятно, что Россия приняла бы в ней полноценное участие, чтобы защитить Иран и вступить в вооруженную борьбу с Израилем и Америкой. Как показал опыт Сирии, Россия, для которой сегодня важнее всего успехи в проведении военной операции в Украине, не может себе позволить открывать другой фронт.
Стратегическое партнерство, в рамках которого "в случае нападения на одну из сторон, другая сторона ни при каких обстоятельствах не будет поддерживать агрессора" не переходит эту черту.
Михаил Шерешевский
Инаугурация по-Трамповски, или «Шабаш» ультраправых популистов - МНЕНИЕ
Стратегическое партнерство выше стратегического одиночества - АНАЛИТИКА
Курдский гамбит Франции: Париж начинает и… проигрывает – АНАЛИТИКА
«Мир» по-Трамповски: Отдаст ли Трамп Украину «в обмен на сделку» - МНЕНИЕ
Успех в цифрах: достижения Азербайджана как свидетельство всестороннего развития - АНАЛИТИКА
Иран на пороге новой революции: протесты могут перерасти в бунт - АНАЛИТИКА