Мусабеков: Еревану лучше не хитрить и не тянуть с решением Зангезурского вопроса – ИНТЕРВЬЮ
Блиц-интервью с депутатом Милли Меджлиса и политологом Расимом Мусабековым.
****
— Накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава МИД страны выступили с заявлением, что в армяно-азербайджанском конфликте стороны «достигли самой близкой точки на пути к установлению мира между Ереваном и Баку». Но такие оптимистичные заявления звучали не раз, как с армянской, так и с азербайджанской стороны. А воз и ныне там. Баку готов к подписанию мирного соглашения, а Ереван?
— Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов публично подтвердил, что стороны близки к подписанию мирного договора. По его словам, 15 пунктов и преамбула согласованы, но по двум вопросам остаются разночтения. Армянская сторона уже предлагала подписать документ, ограничившись согласованным текстом. Однако ранее Баку не согласился с этим. Возможно, нащупываются компромиссные схемы обхода остающихся разногласий. Такие, как сопровождение подписания договора заявлениями сторон, содержащими определенные односторонние обязательства, или какими-то негласными договоренностями. Позитивно, что переговорный процесс продолжается и стороны настроены конструктивно. Это означает, что прорыв может произойти в достаточно короткие сроки.
— Пожалуй, главным препятствием на пути окончательного решения многолетнего конфликта является пресловутая преамбула действующей Конституции АР, в которой открытым текстом отражены территориальные претензии к Азербайджану. Ереван прибегает к различным уловкам, пытаясь доказать, что данный пункт не имеет юридической силы. Как вы считаете, власти Армении найдут в себе политической воли внести коррективы в конституцию страны, пункт которой и является «камнем преткновения»?
— Формально в тексте Конституции Республики Армения нет ни слова «Карабах» или «Азербайджан». В преамбуле лишь упоминается Декларация Независимости, ранее принятой Верховным Советом АР, в которой есть положение о воссоединении Карабаха и Армении. Пашинян и его команда со ссылкой на решение Конституционного Суда утверждают, что никакие положения сторонних документов, прямо не подтвержденных в самом тексте Конституции, не имеют к ней отношения. Армянский премьер предполагает принятие новой Конституции, но только после парламентских выборов, ориентировочно в 2027 году.
Но что мешает парламентскому большинству, контролируемому партией Никола Пашиняна, принять заявление, объявляющее положение Декларации Независимости о присоединении Карабаха юридически ничтожным, противоречащим международному праву и не имеющим правовых последствий? Ведь множество правовых актов, принятых в свое время Верховным Советом Армянской ССР и которые по факту сохраняли силу в условиях независимости, впоследствии признавались утратившими силу. Аналогично с апелляцией правительства Пашиняна к Алма-Атинской декларации в вопросе делимитации границы.
Но армянская сторона предпочитает обходить молчанием тот факт, что при ратификации Алма-Атинской декларации в Верховном Совете Армении была сделана оговорка, в соответствии с которой Нагорный Карабах не признается частью Азербайджана. Имеются множество иных парламентских и правительственных актов, которые содержат в себе неприемлемое распространение юрисдикции Армении на суверенную территорию Азербайджана.
Очевидно, что без того, чтобы правительство Армении привело в соответствие с декларируемым отсутствием территориальных претензий к Азербайджану собственную правовую систему, или как минимум признало существование данного противоречия и готовности его устранить, Баку подписывать мирный договор с Ереваном торопиться не будет.
— В продолжение предыдущего вопроса. Можно ли говорить о том, что оптимизм турецких лидеров основан на том, что Баку и Ереван в ходе переговоров, которые пока не обнародуются, все же пришли к общему знаменателю? «Камень преткновения» будет убран на пути к миру?
— Турция в лице ее президента и главы МИД публично поддерживает процесс армяно-азербайджанской нормализации и рекомендует не затягивать его договорно-правовое оформление. Однако аргументы Баку принимаются как обоснованные, и армянская интерпретация вовсе не разделяется.
— В этом контексте немаловажен и такой вопрос, как открытие Зангезурского коридора. Подписание мирного соглашения подразумевает и этот немаловажный нюанс. Да, эта тема отложена на потом, но есть ли вероятность, что Ереван удастся убедить в перспективе выгодного логистического маршрута не только для Турции, Азербайджана, стран Центральной Азии, но и для самой Армении?
— В Ереване знают, что без восстановления Зангезурского коридора и обеспечения беспрепятственного сообщения Нахчывана с основной территорией Азербайджана мы для армян наши коммуникации не откроем. Аналогичное требование до Еревана довела Турция. Так что Еревану лучше не хитрить и не тянуть с решением данного вопроса.
Фарид Теймурханлы
Швейцарская нейтральность треснула: мифы о Карабахе на повестке дня - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
От Дохи до Анкары: как газопровод может изменить Ближний Восток - АНАЛИТИКА
«Мирные инициативы» Орбана: без Украины и в пользу Москвы - МНЕНИЕ
Политический раскол или слухи: «Грузинская мечта» отвечает оппозиции - МНЕНИЕ
Блоха не заметила собаки: моноэтническая Армения обвиняет интернациональный Азербайджан – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сирия после Асада: Турция выходит вперед, Ереван остается без поддержки в ОИС - ОБЗОР