Раскрыта главная военная тайна Армении, стоимостью в 200 млн. долларов

Раскрыта главная военная тайна Армении, стоимостью в 200 млн. долларов
28 января 2016
# 20:00

В Армении вновь разгорелся скандал, связанный с такой животрепещущей для армян темой, как закупки современного российского вооружения. Произошел он на пресс-конференции министра обороны Армении Сейрана Оганяна, собранной по достаточно благостному поводу – 10-у юбилейному заседанию армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. И все шло на этой встрече с журналистами по накатанной колее – не назвав ни одной конкретной цифры и не приведя ни одного факта, армянский военный министр бодро распространялся о сотрудничестве в оборонной сфере с Россией и другими почему-то неназванными Оганяном «экспортерами вооружений». Министр даже радостно сообщил, что Армения готова присоединиться к российско-белорусской межгосударственной  финансово-промышленной группе «Оборонительные системы». Естественно, подразумевалось, что этот шаг послужит еще большему укреплению обороноспособности РА.

Но журналистов явно интересовала не официальная дребедень, а судьба российского оружия, которое должно было быть закуплено Арменией на те же российские деньги, то есть, льготный кредит в 200 миллионов долларов для пополнения армянских арсеналов. «Так, где же это супервооружение? Когда оно поступит в Армению?», - поинтересовались журналисты. И министр Оганян не выдержал, сорвался на крик: «Прошу и призываю, дайте выполнить эту задачу органу (очевидно, межправительственной комиссии – ред.), который несет за это ответственность».    

Прояснить судьбу российских оружейных поставок мы попросили нашего постоянного автора главного эксперта Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексея Синицына:

«Судьба так называемого «арсенального» кредита в 200  миллионов долларов, по-моему, главная военная тайна Армении. Разговоры о нем идут с весны прошлого года, но до сих пор неясно, пришли ли эти деньги в Армению и, если пришли, то, как они потрачены. Сейран Оганян на той же пресс-конференции как-то несмело упомянул о поставках дальнобойного, высокоточного вооружения, но сам же и осекся. Дело в том, что никаких прорывных приобретений – оперативно-тактических комплексов «Искандер», РСЗО «Торнадо», танков Т-90 и пр. – так и не произошло. Даже резкое ухудшение российско-турецких отношений никак не отразилось на укреплении обороноспособности Армении. На ее территорию были направлены, к примеру, современные ударные вертолеты, но в распоряжение 102-ой российской военной базы, никакого отношения к армянским вооруженным силам не имеющей.

Однако меня вновь поразило стремление армян делать хорошую мину при плохой игре. Впрочем, это известное французское выражение следует заменить более откровенным: «умение беззастенчиво лгать». Армянские и проармянские СМИ, типа небезызвестного ИА REGNUM, сообщили, что российская и армянская сторона обсудили «возможность поставок  Министерством обороны РФ трех самолетов «Ил-76», а также бронетанковых, ракетно-артиллерийских и других видов вооружений». Также на заседании межправительственной комиссии, якобы, шла речь о передаче Армении «средств пограничного контроля, модернизации и переоборудовании бронетанковой и инженерной техники, поставок тренажеров».

Я не могу отказать себе в удовольствии процитировать сообщение ИА REGNUM трехлетней давности. Агентство предоставило трибуну депутату от фракции правящей Республиканской партии Армении Арташесу Гегамяну, который заявил: «Только за последний год Россия поставила в Армению 120 грузовых самолетов военной техники и различных видов вооружения. Речь идет о новейших моделях вооружений, которые Армения получила из России». А для пущей важности еще и добавил: «Все равно об этом знают все, поскольку перевозка техники фиксируется разведывательными спутниками». Вы когда-нибудь слышали о том, что военные поставки измеряют не единицами наименований, а самолетами?

А почему не попугаями, как в известном мультфильме? Интересно, а в Армении кто-нибудь догадывается о стоимости Ил-76? Если поставки осуществляются российскими оборонными ведомствами, то, значит, имеется в виду боевая модификация этой машины, очевидно, Ил-76МД. Так вот, реальная цена одного самолета (и то при производстве крупной серией!) – сейчас уходит за 150 миллионов долларов без накрутки для внешнего рынка. Сравнительно дешево можно получить старые ташкентские «Ил-76» с мотором Д-30, которые летают «в странах третьего мира», но и их стоимость более 50 миллионов, что, в любом случае, неподъемно для Еревана. А если посчитать цену трех самолетов, присовокупить к ним стоимость бронетехники, ракетной артиллерии и прочих «мелочей», то получается, что военные аппетиты Еревана, как минимум, втрое превосходят весь оборонный кредит, который Москва то ли выдала Еревану, то ли передумала выдавать.

Кстати, а, вообще, к чему армянам три самолета «Ил-76»? Это тяжелые грузовые самолеты, способные перевозить более 40 тонн всей номенклатуры боевой техники воздушно-десантных подразделений или доставить к месту выброса более 120 полностью экипированных десантников. Но в вооруженных силах Армении нет никаких ВДВ – ни техники, ни людей. И куда бы летали эти Илы? В самопровозглашенную «НКР», если там, наконец-то, запустят в эксплуатацию их хваленый аэродром? Ну, сесть-то подобная машина, предположим, сможет, а, вот, взлететь уже нет – длины взлетно-посадочной полосы не хватит.

А потом, неужели Россия, которой позарез нужны современные тяжелые грузовые самолеты, займет свои авиационные производственные мощности выпуском баснословно дорогих и бесполезных подарков для Армении? В контексте собственной военной стратегии Москва делает ставку на высочайшую мобильность своих воздушно-десантных и специальных подразделений. На так называемых многочисленных «проверках боеготовности» лучшие армейские части перебрасываются на тысячи километров именно Илами, потребность в которых у российского командования только возрастает. А еще есть и сирийский театр военных действий. Так что, Армении не стоит даже мечтать о приобретении тяжелой авиации, как, впрочем, и  другой современной военной техники. 

Наконец, последнее - о присоединении Армении к  российско-белорусской межгосударственной  финансово-промышленной группе «Оборонительные системы». Эта группа занимается выпуском средств противовоздушной обороны, но не продает и не поставляет их. Вероятно, какая-то малая часть заказов на производство не самых важных деталей может быть размещена  «Оборонительными системами» на армянских предприятиях. Для Еревана – это благо в виде заказов, денег, новых рабочих мест, но непосредственно на укреплении обороноспособности страны это присоединение к российским и белорусским предприятиям никак сказаться не может. Значит, Армения, как всегда, блефует, сбрасывая в СМИ информацию о новых, но гипотетических «поставках» российского вооружения. Однако делает это традиционно неуклюже и до неприличия примитивно».

Мне эта информационная возня вокруг работы армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству почему-то напомнила одну старую историю с мушкетом «Смуглая Бесс», который английская пехота приняла на вооружение в самом начале XVIII века. Этот мушкет славно послужил англичанам, но со временем, как и любое оружие, устарел. Спустя более 70 лет британцы поставили последние партии «Смуглой Бесс» своей колониальной  бенгальской кавалерии в Индии. Когда кто-то из индийских раджей скромно пожаловался генерал-губернатору лорду Уоррен Гастингсу на то, что мушкеты, так сказать, дряхлые, тот высокомерно ответил пренебрежительной фразой: «Who cares!», которую можно перевести как «Кого это заботит!». Действительно, кого заботят армянские страсти по современному российскому оружию.     

Вугар Гасанов

    

# 18534
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#