После визита в «НКР» Монсеррат Кабалье вынуждена будет приехать в Баку
Накануне на оккупированных азербайджанских территориях выступила оперная певица Монсеррат Кабалье, посетившая «арцах» уже во второй раз. Тем самым певица решила во второй раз, мягко говоря, плюнуть на международное право и выразила неуважение к территориальной целостности Азербайджана.
Не будем вдаваться в подробности того, что побудило оперную диву на старости лет полюбить «арцах», рекламировать себя в качестве спасителя униженных и оскорбленных, догадываясь при этом о том, что перед каждым ее выступлением на оккупированных территориях устраивается шумная пропагандистская кампания, мол, даже Кабалье признает независимость «НКР».
Кабалье могла бы спокойно пожинать плоды своей дружбы с «арцахом», если бы не один момент, который заставил подумать об эффектности «черного списка» МИД Азербайджана и о необходимости принятия в очень скором времени закона, который вынудит Монсеррат Кабалье приехать уже не в «арцах», а в Баку.
Репортаж «Кавказского узла» о вчерашнем концерте Монсеррат Кабалье был приукрашен заявлением «министра культуры и по делам молодежи «НКР» Нарине Агабалян, уточнившей, что по инициативе Кабалье в Нагорный Карабах будут приглашены специалисты оперного искусства.
«Мы намерены развивать в «Арцахе» оперное искусство, выявлять молодые таланты», - заявила она. Представитель компании «Стармус», координатор программы Гарик Исраелян заметил, что «визитом во второй раз в Армению и «Арцах» Монсеррат Кабалье еще раз утвердила свою позицию, что у музыки не могут быть границы».
Да, возможно у музыки нет границ, но границы терпения у Азербайджана есть. К сожалению, Кабалье у которой только голос – без границ, все еще не поняла, что пересекать границу государства без разрешения его официальных властей - это, вообще-то, преступление.
Да, кстати о преступлении. Для того, чтобы человек понес уголовное наказание за свои противозаконные поступки, необходим, прежде всего, сам закон. В этом плане, в силу пополнения «черного списка» МИД Азербайджана, нам как никогда необходим Закон «Об оккупированных территориях». Этот закон был бы полноценным усилением закона «О государственной границе Азербайджанской Республики».
При этом закон должен четко указывать на следующие моменты: первое – любая попытка установления «межгосударственных» отношений с непризнанным режимом будет иметь серьезные последствия для межгосударственных отношений с Азербайджанской Республикой, вплоть до разрыва дипотношений.
Второе – необходимо законодательно запретить любую иностранную военную, финансово-экономическую, культурную, предпринимательскую деятельность на территории «НКР». Необходимо использование международно-судебных механизмов для предотвращения подобной деятельности и возмещения нанесенного ущерба.
У вас возникнет вполне естественный вопрос, и даже возражение: «Как этого можно добиться, учитывая, что Баку не способен отслеживать посещение оккупированных азербайджанских территорий иностранцами по той простой причине, что попадают они на эти территории через Армению, которая не прочь пригласить их в «НКР»?».
Ответ на этот вопрос, сказать откровенно, мучил и меня. Мучил до тех пор, пока у меня не состоялась беседа с одним российским экспертом, предложившим, на мой взгляд, весьма интересный вариант.
По его словам, чтобы облегчить лицам определенных законом категорий посещение Нагорного Карабаха в период действия режима прекращения огня, необходимо обязать этих иностранцев получить визу в консульствах Азербайджанской Республики.
Естественно, при этом иностранные граждане должны четко указать цель и сроки посещения «НКР». Таким образом, можно регламентировать временные правовые рамки посещения иностранцами оккупированных азербайджанских территорий с территории Армении.
Есть и другая сторона медали. Немало экспертов, политиков, посетив оккупированные территории, затем заявляют, что они не были проинформированы о необходимости получения разрешения у азербайджанской стороны.
В мае текущего года имел место инцидент с Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которое в ходе проведенного в Баку заседания приняло решение об отмене предполагавшихся в течение двух лет заседаний комитетов ПАСЕ в Баку. Причиной подобного демарша со стороны ПАСЕ стал отказ МИД Азербайджана в выдаче визы для участия на заседании Бюро и Постоянного комитета ПАСЕ в Баку вице-президенту Ассамблеи, члену делегации Франции в ПАСЕ Рене Руке.
На это у МИД Азербайджана имелось веское основание. Сей французский политик является не только ярым сторонником «независимости НКР», но и посещал оккупированные азербайджанские территории в июне 2010 года. А потому, действия официального Баку в отношении Рене Руке, нарушившего закон «О государственной границе Азербайджанской Республики» и попавшего в «черный список», вполне оправданны. Более того, они абсолютно законны и логичны. Но кто дает гарантии того, что Рене Руке вновь не посетить оккупированные азербайджанские территории, ведь появилась хорошая причина – мол, не пустили в Баку, пустят в «арцах».
А теперь подумайте, какое давление могло бы оказать на Рене Руке правительство Франции в случае предупреждения Азербайджаном о возможности разрыва дипотношений за нарушение Закона «об оккупированных азербайджанских территориях»? У Рене и ему подобных, не было бы другого выхода, как приехать в Баку, возместить моральный ущерб и извиниться. Тем более что официальный Баку не против посещений оккупированных территорий – ради Бога, посещайте, целуйтесь с сепаратистами, НО при этом, будьте добры, уведомляйте нас об этом.
Третий момент - это отношение Азербайджана к проводимым на оккупированных территориях экономическим и прочим проектам. Мы должны однозначно заявить, что все договора и соглашения, которые заключаются различными сторонами для ведения бизнеса или реализации тех или иных проектов на оккупированных землях, недействительны.
И стороны, заключающие такие договора, нарушают законы Азербайджана и наносят удар экономическому суверенитету нашей страны. К примеру, в законе Грузии «об оккупированных землях» говорится, что любые договора, заключенные на 100 лет или на любой другой срок, продажа земель зарубежным компаниям и иностранным лицам оккупантами, недействительны и не будут считаться таковыми грузинской стороной.
Иначе говоря, после освобождения оккупированных земель все права государства принимать решения по данным землям будут восстановлены. Сейчас очень многие люди у нас говорят, что пока земли оккупированы, необходимости в принятии этого закона нет, и пункты закона кажутся абстрактными, но еще раз отмечу, что это очень важные моменты.
И еще один момент – необходимость возбуждения уголовных дел. Кстати, в отношении всех тех, кто попал в «черный список», необходимо было возбудить уголовное дело, как того требует наше законодательство. Ведь эти граждане иностранных государств оказались на территории Азербайджана с грубым нарушением международно-правовых норм и нашего законодательства. Притом большинство из них, и та самая Монсеррат Кабалье уж точно, поступили так вполне сознательно.
Но мы ни разу не использовали правовые механизмы, чтобы добиться наказания этих лиц.
После принятия соответствующего закона, Монсеррат Кабалье будет просто вынуждена приехать в Баку, и уже тут умолять понять и простить ее.
Вугар Гасанов
Vesti.az
Россия, Азербайджан и Иран проведут трехстороннюю встречу в сфере транспорта
Расим Мусабеков: Вступление Армении в ЕС невозможно - КОММЕНТАРИЙ
Владельцы специальных паспортов освобождены от виз между Азербайджаном и Мальдивами
В Азербайджане муниципальные выборы пройдут на 5846 участках
Завершился рабочий визит Президента Азербайджана в ОАЭ
Лавров призвал урегулировать два оставшихся вопроса в соглашении Баку и Еревана