Режиссер фильма «26.02.92»: О Ходжалинском геноциде должны услышать и узнать во всем мире - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО

Режиссер фильма «26.02.92»: О Ходжалинском геноциде должны услышать и узнать во всем мире - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
25 февраля 2023
# 20:15

26 февраля 2023 года исполняется 31-я годовщина геноцида, учиненного вооруженными силами Армении в Ходжалы.

В результате этого ужасного преступления, совершенного в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, были зверски убиты 613 человек, в том числе 63 ребенка, 106 женщин и 70 пожилых людей. 1275 человек были взяты в плен и заложники, подвергнуты пыткам, 487 человек получили телесные повреждения в различной степени тяжести. О судьбе 150 человек, в том числе 68 женщин и 26 детей до сих пор ничего не известно. 8 семей были полностью уничтожены, 130 детей потеряли одного, а 25 детей – обоих родителей.

Ходжалинский геноцид до сих пор не получил должной правовой оценки, а лица, ответственные за это тяжкое преступление, остаются безнаказанными. Для устранения этой несправедливости и доведения правды о зверствах армян, учиненных в Ходжалы, на государственном уровне постоянно проводится огромная работа.

В наше время немалую роль в донесении до мировой общественности информации о каком-либо событии играет кино. И потому создание художественных фильмов на тему Ходжалинского геноцида очень важно с точки зрения донесения до мировой общественности правды об этом кровавом событии.

Сегодняшний гость Vesti.az - режиссер короткометражного фильма «26.02.92» (производства телеканала AzTV) Эльвин Ахмедоглу, является одним из людей, внесших свою лепту в эту борьбу азербайджанского народа за восстановление справедливости на культурном поле.

В «26.02.92» рассказана история одной семьи, пережившей Ходжалинский геноцид. Фильм был удостоен ряда премий на международных фестивалях в номинациях «За лучшее исполнение главной женской роли», «За художественное оформление», «Лучший фильм о женщине» на международном фестивале Crown Wood в Индии, а также за грим на фестивале Istanbul Film Awards (IFA) в Турции.

В настоящее время фильм также является претендентом на другие международные премии фестивалей в США и европейских странах, таких, как «Андромеда» и фестиваль независимых кинематографистов Голливуда.

Эльвин Ахмедоглу по профессии кинооператор. В 2005 году начал работать на одном из местных телеканалов. Через два года ему поступило предложение создать свой проект: снять фильм об истории тюрков в Алтайском крае. Таким образом он получил возможность проявить себя как режиссер, и в итоге, по его словам, получилась очень яркая работа.

Затем последовало множество других проектов: съемки документального фильма о творчестве азербайджанского джазового музыканта, композитора Рафика Бабаева, ролик, посвященный трагедии 20 января, фильм об истории Дня республики - 28 мая, и другие.

Продолжив творческий путь в качестве режиссера телеканала AzTV он снял «26.02.92», тем самым внеся свой вклад в правое дело по донесению до мира правды о Ходжалинском геноциде.

Представляем вниманию читателей интервью с Эльвином Ахмедоглу:

- Короткометражный фильм «26.02.92» совершенно заслуженно признан международным жюри. Что вы хотели сказать миру посредством художественного отображения этого трагического события из нашей истории?  

- Когда мы начинали работать над проектом, художественным руководителем был Ранар Мусаев (художественный руководитель ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание»). Он предложил показать в фильме реальные события, то, как это было на самом деле, не приукрашивая. Перед съемками мы долго думали над тем, как будут в картине показаны люди, долго обсуждался грим, а также место съемок. Мы даже обратились к архиву военного журналиста Чингиза Мустафаева, который снимал весь этот бесчеловечный ужас, происходивший во время Первой Карабахской войны. Знаете, на пленках Чингиза Мустафаева запечатлены тяжелые кадры, половину из которых я так и не решился посмотреть.

В картине рассказана короткая история, в которой главные роли исполнили мать и ее сын. Исходя из повествований очевидцев, мы знали, что люди оказались в страшной ситуации, которая сложилась в Ходжалы. Мы разговаривали с теми, кому удалось тогда выжить, каждый из них пережил свою собственную историю войны: было изувечено множество людских судеб, нанесены незаживающие раны, с которыми людям приходится жить и сегодня.

Одна из историй показалась нам более подходящей для нашего проекта. Мужчина отпустил жену с ребенком бежать через лес по тропинке, а сам решил переждать с другими мужчинами, и обойти лес по другой дороге. Эти люди знали лесные тропы, поэтому, чтобы спастись от преследовавших их армянских солдат, разделились и пошли поодиночке. Женщина с ребенком благополучно добрались до безопасного места. И только спустя три дня к ним присоединился муж той женщины, они остались в живых, чудом избежав смерти.

Мы не стали использовать эту историю полностью, всего лишь позаимствовали некоторые эпизоды. Немного изменив ее, сняли историю маленькой семьи, оказавшейся в эпицентре большой, глобальной проблемы.

- Как вы думаете, у этой короткометражки может быть продолжение?

- Не думаю, ведь в этой пятиминутной картине мы показали все, что хотели. О Ходжалинском геноциде нужно снять полнометражный фильм и показать его миру. Кинофильм – это продукт экспорта, его нужно демонстрировать за пределами Азербайджана. Именно с этой целью наши короткометражки, в том числе и «26.02.92», мы отправляли на более чем 20 международных фестивалей, чтобы о Ходжалинской трагедии узнал весь мир! Семь или восемь фестивалей приняли наши работы, но только пять короткометражек были включены в список участников. Кстати, некоторые фестивали не брали наши фильмы.

- Как вы думаете, какие на то могут быть причины?

- Самые разные. К примеру, недостаточно широкая агитация о нашем киноискусстве, да и к тому же, мы не знаем, кто выступает в роли жюри. Может же быть, что наши работы принимают и оценивают представители армянской национальности, не так ли? Мы отправляли заявки в США, Европу, на Каннский кинофестиваль, и очень часто получали письма об отказе, который мотивировался тем, что, мол, такого типа фильмы они не рассматривают. Я думаю, что причина в другом, хотя правды мы все равно не узнаем.

Нам необходим полноценный полнометражный фильм о Ходжалинском геноциде, в котором нужно отразить всю боль, переживания, потери, с чем пришлось столкнуться азербайджанскому народу в тот страшный день. Азербайджанцы знают, что такое Ходжалинская трагедия. Хочется, чтобы об этом преступлении против человечности услышали и узнали во всем мире, а для этого нужно использовать все сразу - силы, связи, идеи, талант и умение.

- Как вы считаете, в короткометражном фильме «26.02.92» удалось показать весь ужас Ходжалинского геноцида?  

- Пять минут – это очень мало для того, чтобы рассказать об этой трагедии. Поэтому мы обязаны, как я отметил раньше, снять полнометражный фильм о Ходжалы. Я не знаю, каким образом это может у нас получиться, так как понимаю, что для этого фильма бюджет должен быть большим. Телевидение не осилит финансирование такого крупного проекта.

Кстати, в 2022 году мы сняли еще один короткий фильм про Ходжалы -  «Vaxtı catdı» («Время наступило»). Этот фильм основан на реальных событиях, рассказывает о человеке, который пережил ходжалинский ужас, потеряв жену. И сейчас, когда мы победили во II Карабахской войне, освободили наши земли, я попытался показать Ходжалы с другой стороны: люди успокоились, пришла долгожданная, выстраданная победа. Это фильм о радости и гордости азербайджанского народа. 

- Со дня Ходжалинского геноцида прошло больше тридцати лет. Почему до сих пор так и не был снят масштабный, полнометражный художественный фильм?

- Фильмы снимались, но они лишь обозначали саму тему, не раскрывая ее трагизма. Тем не менее, эти фильмы даже представляли на фестивалях. Возникает сомнение, что они вообще существуют, потому как о них что-то известно, но их как бы и нет. Знаете, снять фильм и отправить его на фестиваль - это тоже стоит не малых денег. Не говоря уже о средствах для самого производства, для пиара.  

Если фильм готовится к экспорту, необходимо найти некую изюминку, за что та или иная картина может понравиться зрителю в Европе или США. Если говорить откровенно, то европейцам не интересна тема Ходжалы, для них это просто очередная история. Приведу простой пример.

Вспомните, сколько фильмов было снято на тему геноцида еврейского народа во время Второй мировой войны. Нам хорошо известна история истребления евреев еще и благодаря тому, что эту тему хорошо раскрутили в Голливуде. К примеру, Стивен Спилберг снял эпическую драму, замечательный фильм «Список Шиндлера», рассказывающий о преступлениях фашистов против человечности. Спилберг грамотно подошел к своей работе, да так, что весь мир, посмотрев этот фильм, в который раз проникся трагедией еврейского народа во время Второй мировой войны.  Фильм абсолютно заслуженно получил Оскар. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что были задействованы замечательные актеры. И это при том, что трагедия Холокоста не «оставила» никакого архива. Большинство экранизированных историй о тех событиях были основаны на реальных событиях, а не на архивных данных. У нас же имеется большое количество документов по Ходжалинскому геноциду!

К большому сожалению, наше кино находится не на таком уровне, как в Штатах или Европе. Поэтому наши задумки остаются невоплощенными. Одна из них – полнометражный фильм о Ходжалы.

- Какие темы вас волнуют, о чем хотелось бы снимать?

- Идей много. С каждым годом многие из них воплощаются в жизнь, некоторые задумки пока только на стадии планирования. Это требует большого труда и терпения. Сегодня моей главной мечтой является фильм из двух частей о Карабахской войне. То есть, первая и 44-дневная войны, и промежуток времени, когда люди ждали освобождения наших земель. Я с огромным удовольствием приступил бы к работе над этим фильмом.

- Любой проект сопровождается какими-либо проблемами самого разного толка. Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями или непониманием во время съемок «26.02.92»?

- Как таковых трудностей не было. Было сложно найти место для съемок и собрать 100 человек, которые должны были участвовать в массовке. Мы решили, что будет лучше, если съемки фильма пройдут в Хачмазе, в лесу, но в то же время место действия должно было происходить недалеко от дороги - у нас должна была быть возможность свободно передвигаться. И еще, из области бытовых вопросов - для того, чтобы кормить задействованных в процессе людей, было бы неплохо иметь возможность посещать кафе или закусочную неподалеку от места съемок.

Съемки проходили в феврале месяце, было очень холодно, а во время нанесения грима нанятые актеры должны были неподвижно сидеть. Люди, которых мы пригласили для участия в массовке, были не профессиональными актерами, а местными жителями. Каждый из них отлично справился со своей задачей.

Из профессиональных актеров в фильме снялась только актриса Минавяр Алиева, исполнившая главную роль. Перед съемками проводились дополнительные пробы, репетиции. Дело в том, что в съемках была задействована пиротехника, которая взрывалась вслед за бегущими по лесу людьми, поэтому все необходимо было предусмотреть.  

- Надеюсь, обошлось без травм?

- Между прочим, взрывы были опасными, поэтому людям необходимо было держать дистанцию. Мы постоянно следили за тем, чтобы актеры находились на приличном расстоянии от взрывов. Хочу также отметить, что Хачмазский театр оказал нам большую помощь, найдя обычных жителей для съемок. Помню в тот день, в пять утра, мы уже были в лесу, готовые к началу съемок. Рабочий день закончился в шесть часов вечера. Почти 12 часов мы снимали маленький эпизод, так как взрывы, подготовка, репетиции отняли много времени. Не один раз пришлось репетировать и переснимать момент, когда люди бежали по лесу. Трудности были связаны с тем, что в сцене было задействовано большое количество людей, и контролировать их всех довольно тяжело. Но мы справились. 

- Можно снять хорошее кино, имея в распоряжении скромный бюджет?

- Мне удавалось с маленьким бюджетом снимать фильмы и даже отправлять их на международные фестивали.  Даже обычную, простую историю можно снять идеально, и она полюбится и запомнится зрителям. Не всегда дорогостоящие фильмы западают в сердце, и их хочется пересматривать снова и снова. Все зависит от качественной режиссерской работы. Бюджет, безусловно, важен, но не всегда. К примеру, короткометражный фильм не требует больших расходов, но для съемок полнометражного кино большие средства просто необходимы.

-  Скажите, с кем из азербайджанских актеров вы хотели бы поработать?

- У нас не мало замечательных, талантливых актеров, но я хотел бы поработать с Фахраддином Манафовым. Я смотрел его фильмы, мне очень нравится его актерская игра. А с теми, с кем я могу поработать, я уже работаю. (Смеется) Думаю, мой уровень позволяет мне предлагать сотрудничество многим наши актерам.  

- Чем вы заняты в настоящее время?

- Кроме рекламных роликов я продолжаю создавать короткометражные, социальные фильмы для телеканала AzTV. У меня есть команда, с которой мы претворяем в жизнь наши проекты: разрабатываем и пишем сценарии, снимаем клипы, рекламные и промо-ролики.

Буквально месяц назад я снял еще один короткометражный 15-минутный фильм на собственный сценарий, который называется «Поцелуй Иуды». В нем, как вы понимаете, затронута тема предательства. Фильм был отправлен на Каннский фестиваль, который состоится в апреле, и на кинофестивали, которые пройдут в США, Турции, Индии, Норвегии.

Через каждые два года я отправляю свои работы на различные фестивали, не останавливаясь. Я надеюсь на удачу, она должна в скором времени нам улыбнуться.  

# 14229
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#