Пианист-виртуоз Низами Алиев: В Азербайджане люди ходят на концерты, как на свадьбу - ИНТЕРВЬЮ
Собирать полные залы - счастье и удовольствие для любого артиста. Вот и выступления нашего гостя по-прежнему вызывают неослабевающий интерес поклонников фортепианной музыки, джазовых обработок всем хорошо знакомых мелодий, и каждый раз - в забитом до отказа концертном зале. Как отметил герой нашего интервью, он имеет небольшую, но преданную армию поклонников своего творчества. Людей, которые слушают его интерпретации с замиранием сердца.
Пианист-виртуоз Низами Алиев рассказал Vesti.az о своем творческом пути, поделился с нами самыми яркими моментами своей творческой жизни, своей мечтой и планами на ближайшее будущее.
*****
- Вас называют продолжателем наследия легендарного джазового пианиста и композитора, основоположника направления джаз-мугама, одного из великих джазовых пианистов прошлого века Вагифа Мустафазаде. Кто были вашими педагогами?
- Во-первых, хочу начать со слов благодарности за то, что вы пригласили меня в редакцию для интервью. Уверен, у нас с вами получится интересная беседа. За свою жизнь мне пару раз доводилось общаться с журналистами в начале своей творческой деятельности. Во-вторых, это большая честь, когда нас считают продолжателями великих людей, особенно великого Вагифа. Выдающийся джазмен был гениальной личностью и большим профессионалом. Я уверен, азербайджанский народ сохранит наследие, которое оставил Вагиф Мустафазаде, оно будет развиваться и продолжаться.
У меня были замечательные педагоги. К примеру, моя первая учительница, которая научила меня играть на пианино, когда мне было шесть лет, это ныне покойная Нателла Вахтанговна Цинамдзгваришвили. Она была гениальной женщиной! Очень ласково обращалась с нами, шестилетками, я до сих пор это помню. Первое классическое произведение, которое я исполнял, была грузинская народная песня «Сулико». Нателла ханым мне тогда говорила: «Низамчик, я грузинка, если ты плохо сыграешь, я на тебя обижусь». Прекрасные годы! А потом, в 1980-ом году, когда мне было 7 лет я поступил в Специальную музыкальную школу имени Бюль-Бюля. Тогда поступить в нее было довольно сложно, очень строго проверяли наличие слуха, ритмические данные. Я поступил в класс фортепиано к одной из сильнейших педагогов Азербайджана, которая была хорошо известна в Советском Союзе. Неля Назаровна Егиазарова, строгая и требовательная женщина. В последующие годы я уже учился в классе Гюли ханым Намазовой, с которой до сих пор общаюсь, и преклоняюсь перед ней. Она продолжила традиции, привитые нам в детстве. Эта любовь к музыке, которая в нас жила с юношеских лет, могла бы с возрастом сойти на нет, если б не профессионализм наших уважаемых учителей. До сих пор, где бы мы ни встречались с Гюлей Намазовой, например, на моих концертах, я всегда произношу слова благодарности нашим педагогам, которые подарили нам любовь к уникальному инструменту, к музыке! Благодаря им мы стали людьми!
Наше поколение, которое застало Советский Союз, было воспитано на воспоминаниях о Второй Мировой войне, мы пережили «перестройку», трагические январские события начала 90-х, первую и вторую Карабахские войны. Все эти события нас морально травмировали, и на работу творческих людей – исполнение и формирование кругозора, безусловно, повлияли.
- Что на самом деле происходит с творческим человеком во время печальных событий?
- Появляются другие темы для творчества… И просто как человек начинаешь больше ценить то, что когда-то принимал как должное, а потому не дорожил, уделял меньше внимания. Сейчас я горжусь тем, что я азербайджанец и живу в Азербайджане. Поверьте, говорю эти слова с искренней гордостью, даже мурашки бегут по телу. Горжусь своим народом, государством, руководством. Дай Бог, лет через пять все будет совсем по-другому, еще лучше. Когда жизнь прекрасна, у людей появляется желание творить, создавать, строить, писать, играть.
- Как вы думаете, какие качества «лепят» великого музыканта?
- Трудолюбие и большая любовь к тому, чем он занимается. Если человек не получает удовольствия от своей работы, то, поверьте, слушатели это заметят. И так должно быть в любой отрасли, в любой профессии. Мы, музыканты, играем и создаем музыку для наших зрителей, но не стоит забывать о том, что у нас есть своя, бытовая жизнь: моем машины, копаемся в огородах, сажаем деревья. Это тоже надо делать с любовью, учиться, вкладывать положительную энергию для того, чтобы была гармония. Великий Пророк Ислама (мир ему) велел нам учиться, от утробы матери и до могилы.
- Ощущаете ли вы ответственность, которую предполагает большой концерт, и некоторую расслабленность, играя для посетителей ресторана?
- У меня есть небольшой круг людей, моя любимая преданная аудитория, которая слушает меня. Многие музыканты заняты концертной деятельностью, но есть и бизнес, зарабатывание денег. Поверьте, ответственность одна и та же, волнение присутствует на любых выступлениях. У профессионального музыканта (я стараюсь оставаться профессионалом, будь то ресторан или большая сцена), не может быть разного отношения к своему делу. За свою творческую карьеру мне приходилось видеть множество концертных площадок, и сольные концерты были, ездил по Европе, выступал в России, Беларуси, во многих других странах. Меня слушали те, кому нравится мое исполнение. Поэтому нет права расслабляться во время выступления. Скорее, наоборот, независимо от размеров сцены, музыкант должен стараться играть лучше.
- Вы упомянули концертное волнение… Несмотря на большой опыт, вы все еще волнуетесь, выходя на сцену?
- Конечно. Волнение не от того, что я могу забыть ноты и ошибиться, а по причине большой ответственности перед теми, кто приходит тебя слушать. Даже от контакта со зрителем: не секрет, что люди искусства, а особенно музыканты, очень чувствительны. Поэтому, после первых нескольких тактов происходит связь твоей энергии с энергией зала. Вообще, я предпочитаю играть в маленьких залах, не люблю большие концертные площадки.
- С чем это связано?
- В маленьких залах совсем другая атмосфера, в ней ощущается дыхание публики. Там собираются люди, которые тебе нужны, что называется «твои» люди. И пусть их будет не больше ста человек, но они существуют и чувствуют на одной с тобой волне. Мы живем в 21 веке, у каждого из нас есть телефоны, но ни один из этой сотни слушателей во время моего выступления не вспоминает о телефоне, не хочет отвлекаться, как это, к сожалению, часто бывает на концертах. Никому не поступают звонки, которые могут сбить с толку музыканта. Люди с интересом наблюдают за музыкантом, погружаются в его игру. Об этом свидетельствуют видеозаписи с концертов, которые мы просматриваем и видим, как публика ведет себя во время наших выступлений.
- Публика на концертах бывает разная. Многие зрители не ждут окончания концертной программы, шумят, встают со своих мест, пытаясь первыми добраться до гардероба, дабы не стоять потом в очереди. Поведение зрителей обижает, или во время выступления вы не обращаете на это внимание?
- Вы, наверное, ходите на культурные мероприятия, которые проходят в нашей столице, знаете, что они обычно начинаются в 19:00? А вы не задавались вопросом, почему ни один концерт или спектакль никогда не начинаются вовремя? В Азербайджане люди ходят на концерты, как на свадьбу. И часто опаздывают. Нет, я конечно же понимаю, сегодня на городских улицах постоянные заторы, пробки, по ним трудно перемещаться, но это не оправдание. Надо рассчитывать правильно время, уважать других людей. Начало концерта не должно задерживаться на полчаса. Одно дело, когда музыканты понимают, у них сегодня неполный зал, и это нормальное явление. Но когда организаторы говорят, все билеты проданы, а зал перед началом концерта остается полупустым, мы, артисты, вынуждены оттягивать начало концерта. Многие думают, что артисты не торопятся выходить на сцену. Это совсем не так! И такая проблема существует во всем мире. Кстати, на торжества также стыдно опаздывать, это большое неуважение к людям, которые отмечают свой праздник.
Я всегда говорил о том, что у нас очень хороший народ, азербайджанцы - это гениальные люди. Мы имеем богатую культуру, кухню. Но существуют мелкие нюансы, которые создают большие проблемы, о которых говоришь и начинаешь сам на себя злиться. Общество должно меняться в лучшую сторону, воспитывать себя и своих детей.
- Расскажите, с чем была связана ваша поездка в Ватикан в 2009 году?
- Посещение Ватикана произошло в те годы, когда проблема Карабаха стояла очень остро. По правительственной линии я и вокалист Заур Амирасланов отправились туда, чтобы принять участие в одном государственном мероприятии. Хорошо помню, что концертная программа была просто замечательной. Папу Римского, правда, не увидели (улыбается), но кардинал был на этом мероприятии, и даже остался на его культурную часть. Мы сыграли «Ave Maria» И.С.Баха, Заур Амирасланов пел, я аккомпанировал. Также были исполнены несколько классических романсов, замечательные песни «Sarı gəlin» и «Küçələrə Su Səpmişəm». Из «Arşın mal alan» мы сделали маленькую композицию, и я сыграл несколько собственных произведений. Я не композитор, но иногда создаю свою музыку.
- Многие европейцы, попавшие под влияние армянской пропаганды, считают «Sarı gəlin» армянским произведением. Наверное, ваше исполнение лишний раз доказало то, что «Sarı gəlin» принадлежит нашей музыкальной культуре…
- Однозначно, «Sarı gəlin» это азербайджанское произведение, и мы это давно всем доказали. Знаете, никто не может на сто процентов утверждать, что тот или иной танец, музыка или блюдо принадлежат тому или иному народу. Например, на одном из своих последних концертов я играл композицию «Shalaxo». Могу с уверенностью сказать, что все кавказские народы считают, что «Shalaxo» принадлежит им. Однажды на моем концерте наш большой друг Рахиб Азери представил зрителям эту композицию как «Shələkün». Азербайджанской фольклор очень богат, как, кстати, и грузинский. К слову, они смогли сохранить свой национальный колорит, уважение к традициям и старине. Помню, был в Грузии, на Днях культуры Аджарии. Вы, конечно, знаете, что аджарцы – это этнографическая группа грузин, их культура немного отличается, и у них есть свой собственный фольклор. Я слушал их застольное пение, это было очень здорово. Народ, у которого есть свои корни, имеет право ими гордиться. Но не те, кто присваивает себе чужое и выдает за свое! Хочется сказать, ладно, пусть это будет твоим, тогда сделай с этим что-нибудь, но ты же не делаешь! Наши земли под армянской оккупацией находились 30 с лишним лет, и на них ничего не было создано, наоборот, все было уничтожено. Потому что эти земли всегда были азербайджанскими.
- Ранее вы сказали, что у вас есть авторские композиции…
- Да, у меня есть свои собственные композиции, и их немало. Самое известное произведение — это посвящение Вагифу Мустафазаде «Vaqif xatirəsi». С 2005 года композиция пользуется большой популярностью, ее постоянно крутили на всех радиостанциях. Многие думали, что ее исполняет сам Вагиф. Как говорят мои друзья, которые помогали мне с ротацией «Vaqif xatirəsi», это произведение является моей визитной карточкой.
Вы знаете, я счастливый человек: если нас сравнивают с великими людьми, значит мы не зря живем на свете.
- Получалось ли у вас совмещать в вашей деятельности финансовую выгоду и творческий интерес?
- Есть такая расхожая фраза: искусство требует жертв. Если я занимаюсь каким-либо проектом, финансы - самая последняя вещь, о которой я могу думать. Если в приоритете денежные мотивы, то проект может и не получиться. Знаете, для людей искусства, тем более для нас, музыкантов, самым лучшим подарком являются зрительские аплодисменты. Это так и есть. А от криков «Браво!» получаешь огромное удовлетворение! Когда совсем чужие люди подходят после концерта со словами благодарности, пожимают руку, то нет ничего лучше этого! Ведь пережить и ощутить эту зрительскую теплоту суждено не каждому артисту. Мне как-то сказали: ты делаешь то, в чем мы нуждаемся! И это счастье.
- Как вы думаете, кем бы вы стали, если бы не занялись музыкой? Есть ли другие области искусства, кроме музыки, которые вас привлекают?
- На фортепиано я играю с трех лет, а в четыре года на мой день рождения покойный папа подарил мне пианино «Petrof». Уже тогда я играл самостоятельно двумя руками. Затем были подготовительные курсы при консерватории, потом школа-студия, спецшкола имени Бюль-Бюля, и, наконец, Бакинская музыкальная Академия имени У.Гаджибекова. Сложно представить, кем бы я был, если б родился второй раз. У меня есть увлечения, к примеру, нравится заниматься хозяйством, различными бытовыми делами. Я всегда хотел иметь маленький дворик, сажать деревья. Но это быт. А так, я не вижу себя в другой профессии.
Музыка… Это своего рода медитация. Правда для тех, кто ее чувствует. Я был недавно в одном интересном месте, где занимаются медитацией, читают лекции. Во время медитации я открыл глаза и спросил: «А где же музыка?». Мне ответили: «А зачем вам музыка?». Но как можно проводить медитации без музыки? У меня она играет в душе всегда. «Тут нет музыкантов, вы обычные люди, проводите медитацию, читаете хорошие лекции о духовности, а где ваша музыка?»- настаивал я. На что мне сказали: «Мы это не учли». Тогда я им заявил: «Ваша медитация сегодня проходит впустую». Можно просто открыть водяной кран, лечь или сесть на мягком кресле, поставить рядом воду с выжатым лимоном, поставить, к примеру, «Ave Maria» Баха. И уснуть. Потому что музыка - это волшебство!
- В вашей семье есть музыканты, откуда эта увлеченность?
- Нет. Родители, видимо, смогли рассмотреть мою тягу и любовь к музыке. Вспомнил один забавный случай. Когда я учился в восьмом классе и сдавал выпускные экзамены по спецпредметам, в школе было правило – если кто-то по своим профильным (то есть музыкальным – авт.) дисциплинам получал неудовлетворительные оценки, то не переходил в 9-й класс, а был вынужден уходить, выбирать себе другую профессию. Именно тогда у меня впервые в жизни случился серьезный разговор с покойным папой. Он мне говорил, что сможет помочь устроиться для получения другой профессии, так как у него тогда были хорошие связи. Помню он сказал: «Если ты останешься, то будешь музыкантом». Я сказал, что хочу играть. Признаюсь, я был большим лентяем. Играть любил, а заниматься - совсем нет.
- О чем вы мечтаете?
- Побывать в прекрасной Шуше, на Джыдыр-Дюзю, поставить рояль и исполнить что-то для этой земли, воздуха и гор, великолепной природы.
- Поделитесь планами на ближайшее будущее…
- Я обычно не люблю говорить о своих будущих планах. Это не значит, что я их не строю, просто говорить наперед считаю неправильным. У меня состоялся юбилейный концерт в 45 лет, после которого я пять лет не давал концерты. Планировал организовать юбилей в 50 лет, но он так и не состоялся. Как говорят, обычно юбилей длится год. И вот, в сентябре 2023 года все же провел свой юбилейный концерт в Центре мугама. Поэтому, как и раньше, планирую давать концерты. Чего только не сделаешь для любимой публики!
Магда Ковалёва
Звезда «Игры престолов» пережила расставание с известным диджеем
Сиявуш Керими: Я выполнил задание Гейдара Алиева… - ИНТЕРВЬЮ
Путь к победе: продолжаются съемки фильма "44" о героическом прошлом Азербайджана-ВИДЕО
Объявлен конкурс на перевод современных пьес на азербайджанский язык - ПОДРОБНОСТИ
Умер режиссер сериала "Твин Пикс" Дэвид Линч
Сегодня мир отмечает Международный день The Beatles