«Я был Меджнуном в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже…»

«Я был Меджнуном в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже…»
6 марта 2010
# 14:39
В недалеком 1985-ом году, он становится победителем конкурса, приуроченного к 100-летнему юбилею гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. В том же году ему предлагают работать в Азербайджанском Государственном академическом театре оперы и балета, а приглашает его в театр, корифей азербайджанской культуры Шовкет Алекперова. Поговорив с руководством, она сама с моим собеседником приходит на отборочный тур, который проводился в театре. Художественный совет, куда входили дирижеры, режиссеры и народные артисты, сразу после прослушивания, берет его в театр, в котором и начинается его карьера.

Первой его ролью в театре стала роль Зейда в бессмертной опере «Лейли и Меджнун». В то время, он даже не предполагал, что придет день, и он войдет в историю азербайджанской культуры как человек 111 раз сыгравший роль Меджнуна.

Вы наверно догадались, о ком идет речь. Собеседником Vesti.Az является народный артист Азербайджана, солист Государственного театра оперы и балета, ханенде (исполнитель мугамов – В.Г) Мансум Ибрагимов.

- Кажется, Вы пришли в оперу не как актер, а как ханенде?


- Да, это так. Годами я набирал опыт. Тогда было очень сложно, потому что существовала сильная конкуренция. Наконец, в 1993-ем году, руководство театра доверило мне роль Меджнуна. Я проработал над этим образом где-то больше полугода. Хафиз Гулиев, который в данный момент является главным режиссером Театра оперы и балета, очень помог мне как режиссер.

- 111 раз сыграть роль Меджнуна. Скажите откровенно, не надоело это Вам?

- Нет, что вы (смеется). Я собираюсь его играть еще, так как вижу, что зритель этого ждет, им нужен Меджнун. Есть люди, которые смотрели «Лейли и Меджнун» с моим участием по 70 раз. Просто я всегда стараюсь преподнести этот образ по-новому, сыграть не так, как в прошлый раз.

- Неужели, среди 111 выходов на сцену, не было самых памятных?

- Было и довольно часто. Мы исполняли «Лейли и Меджнун» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в конце представления все зрители аплодировали нам стоя. Представьте, что французы, которые не знают наш язык, говорили с восхищением о произведении Узеира Гаджибейли - “Это фантастическая музыка!”.

Я никогда не забуду этого момента. Мне кажется, иностранное восприятие мугама сильно отличается от нашего. И вот почему: азербайджанцы слушают мугам, понимая его смысл, а иностранцы воспринимают мелодии мугама, как нечто для них недосягаемое, чудесное. Ведь когда понимаешь смысл какого-либо явления, оно уже не кажется чем-то волшебным. А для зарубежного слушателя мугам непонятен, и потому таинственен и вызывает сильное желание его познать. Им кажется, что если бы они понимали слова мугама, то получали бы совсем другое, истинное удовлетворение.


- Роль Меджнуна сегодня играет и ваш ученик Илькин Ахмедов. Ему поручили эту роль спустя всего два года после начала работы в театре, где работаете и вы. Неужели за такой короткий срок, можно научиться играть Меджнуна?

- Не каждый, надев одеяние Меджнуна, может сыграть его, стать истинным Меджнуном. Илькину доверили эту роль, и он оправдал это доверие, оказанное руководством театра. Когда человек чувствует, что в него верят, он сделает все возможное и даже невозможное чтобы не подвести сначала своего учителя, а потом и зрителей.

- То есть его игрой Вы довольны?

- Да, но он не должен останавливаться на достигнутом, а продолжать работать над собой.

- Вам не кажется, что разного рода звания и титулы, сегодня теряют свою ценность?

- (задумывается) Я сам был заслуженным артистом, а сегодня являюсь народным артистом, но иногда забываю об этом. Конечно, мне было очень приятно, когда меня удостаивали этих званий, но я не работал ради них. Я думаю не о звании, а о том, что я преподнесу своему зрителю.

- Но вы не ответили на мой вопрос, относительно ценности званий...

- Может оно и так. Но вот если бы я сам чувствовал, что не достоин носить звания народного артиста Азербайджана, то бы отказался от нее.

- Развивается ли сегодня азербайджанская музыка по пути, проложенному Узеир беком Гаджибековым?

- Да, и сейчас мы пользуемся творчеством Узеир бека. Если бы не было Узеир бека, в Азербайджане не было бы ни музыкального образования, ни симфонического мугама, ни балета, ни джаз-мугама, да и вообще ничего не было бы. Всего этого добился один человек. Азербайджанская музыка развивается по проложенному им пути. Вам известно, что у Узеир бека не было детей, но он относился к Азербайджану, как к своему ребенку. 101 год назад была создана опера «Лейли и Меджнун». Произведение, написанное им в 22 года, остается актуальной и на сегодняшний день, а также признано во всем мире как шедевр.

- Тогда почему нам часто приходится слышать пустые мелодии, не отвечающие традициям У.Гаджибекова?

- Есть люди, которые являются врагами нашей музыки, и азербайджанский народ их знает. Думаю, что в ближайшем будущем все образуется. Благодаря усилиям первой леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой во всем мире знают и уважают азербайджанский мугам, вскоре ее усилиями будут решены все проблемы нашей музыки. Враги нашей музыки думали, что мугам - отжившее искусство, которое хранится как музейная ценность. Им надо понять, что мугам сохраняется и обновляется, благодаря таланту исполнителей, многовековой школе и, конечно же, огромной поддержке нашего государства и правительства, выделяющего для этого большие средства.

Беседовал Вугар Гасанов

Справка: Мансум Ибрагимов родился в 1960 году в Физулинском районе, окончил Бакинское музыкальное училище им. А.Зейналлы и Азербайджанский государственный институт искусств. С 1985 года он работает в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета. Впервые выступивший на сцене как исполнитель второстепенных ролей в спектаклях национальной оперы, Мансум Ибрагимов в настоящее время исполняет ведущие партии в боль-шинстве спектаклей: Меджнуна в опере «Лейли и Меджнун», Гариба – в «Ашыг Гарибе», Джамала – в «Скале невесты», азанчы – в «Севиль» – это образы, которые создавал талантливый мастер мугама. А в поставленной на сцене в 2003 году опере «Натаван» Мансум Ибрагимов сыграл роль Ханенде (певца). Наряду с деятельностью на оперной сцене, Мансум Ибрагимов также является исполнителем народных и композиторских песен и муга-мов. Часто выступает на мероприятиях и юбилеях государственного зна-чения. Достойно представил азербайджанский мугам в странах ближнего и дальнего зарубежья – в Иране, Турции, Ираке, Франции, Бельгии, Люксембурге, США, Канаде, на Кипре. Народный Артист Президентский стипендиат также является преподавателем Музыкального колледжа при Азербайджанской национальной консерватории. Его воспитанники уже успешно выступают на республиканских конкурсах. В 1998 году он был удостоен звания заслуженного артиста, а в 2005 году - народного артиста.
# 785
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#