Он поехал увидеть могилу Насими в Сирии, но увидел следы человеческой трагедии – РЕПОРТАЖ - ФОТО

Он поехал увидеть могилу Насими в Сирии, но увидел следы человеческой трагедии – РЕПОРТАЖ - ФОТО
21 декабря 2019
# 13:27

Сирия была одной из стран, которые я давно хотел посетить. Когда я был подростком, я слышал о Сирии от своих бабушек и дедушек. Они сказали, что Сирия - большая торговая страна, древнее историческое место.

Затем началась война. Эта война доставила мне столько же неприятностей, сколько людям, которые любят историю. Я также был заинтригован судьбой исторических памятников и людей, которые там находились, и это способствовало моему желанию посетить Сирию. Я хотел показать войну в Сирии как фотограф. Хотя я очень старался попасть туда во время войны, этого не произошло.

Требование от «Года Насими»

Когда 2019 год был объявлен «Годом Насими», у меня вновь появилось желание поехать в Алеппо и посетить могилу Насими. Долгое время, после многих попыток, мне предоставили доступ в город Алеппо в качестве фотографа. Я получил свой билет без задержки и ждал отъезда. 28 ноября я приземлился в Сирии на самолете Баку-Тегеран-Дамаск.

К тому времени, когда я прибыл в Дамаск, уже стемнело, и когда я приблизился к паспортному контролю, у меня наряду со страхом появилась и радость. Неужели я действительно очутился в Сирии? Мне сказали, чтобы я заполнил бланк для получения визы, и отправили к окну № 1. Сирийский гид Хутун Акуш, с которой я говорил заранее, сказала, что будет ожидать меня в аэропорту. Когда я заполнил анкету, вдруг чей-то голос  сказал: «Добро пожаловать, Орхан бей». В тот момент мне показалось, что я услышал самый родной голос в мире. Я сказал: «Я не знал, что вы придете до паспортного контроля». Она показала мне свой пропуск. Мое первое впечатление о Сирии во время 5-минутной выдачи визы не оправдало себя. Я думал, что в раздираемой войной стране люди будут более расстроены и будут более жестко реагировать на подобные процессы. Но все улыбались и были приветливыми.

После определенного процесса проверки в аэропорту мы вышли наружу. Мы сели в автомобиль заранее нанятый Хутун ханум и направлялись в Алеппо. Я спешил увидеть гробницу Насими, познакомится с историей Алеппо, его памятниками, культурой и людьми. Мы прибыли в Алеппо в полночь. Здесь как будто я обрел новое дыхание. Говорят, что Алеппо мистический город, и я почувствовал это, когда вошел в город. Я поселился в отеле, и после ночного сна мы начинали прогулку в 8 утра. Я ожидал своего гида в холле. И всего за 1 минуту до назначенного времени мой гид поприветствовал меня. 

Разрушенный самый большой в мире крытый рынок

Несмотря на то, что город Алеппо очищен от террористов, он все еще дышит войной. На каждом шагу заметный следы войны, руины, развалины ... Но жизнь горожан все еще продолжается.

Сначала мы посетили гробницу, воздвигнутую на месте пролитой крови имама Гусейна, когда его отрубленную голову везли из Алеппо в Дамаск. Хотя большая часть гробницы была разрушена во время войны, позже усыпальница была восстановлена. После посещения гробницы мы направились в крепость Алеппо. Согласно графику, мы должны были посетить гробницу Насими после крепости. Мне разрешили посетить гробницу после 2 часов дня. 

После экскурсии по крепости мы пошли по разрушенному рынку, который является самым крупным в мире крытым рынком. Его протяженность составляет 13 км. Было не так сложно представить, насколько бойкой была торговля и сколько людей здесь находилось в былые времена. Теперь этот рынок был сравнен с землей. 

Часть рынка была восстановлена. Глядя на рынок, было нетрудно понять ужасы, которые там происходили. 

Наконец-то мы добрались до гробницы Насими. Я не верил своим глазам, что смог преодолеть такое расстояние и лицезреть гробницу. Я начал фотографировать могилу. Позднее я понял, что делаю много снимков с одного ракурса в течение часа, как будто завороженный.  Вокруг все было окутано мистикой, даже стены гробницы согревали тебя.  

Могила не пострадала от ужасов войны и не была уничтожена. Мавзолей содержит следы человеческой трагедии, которая произошла в этом городе. В стенах мавзолея были пулевые отверстия. На мгновения мне представились памятники на оккупированных территориях Азербайджана….

Мне сказали, что на могиле стелили зеленую парчу, а на стенах мавзолея были надписи, свидетельствующие о том, что Насими был азербайджанским поэтом. Но этого здесь уже не было. Однако отрадно, что гробница не повреждена. Кроме того, проводятся ремонтные работы в мавзолее и вокруг мавзолея. После ужасов войны началось восстановление всех исторических памятников и подобных могил, которые в целом были разрушены в Сирии.

Настало время покидать гробницу, но мои ноги не слушались меня. Как-будто кто-то не отпускал меня и шептал:

В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:

Я суть, я не имею места — и в бытие я не вмещусь.

 

Орхан Азим, специально для АПА

# 8934
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#