Войдет ли Израиль в Ливан?
Израиль поставил ливанской Хезболле ультиматум. Он потребовал, чтобы она отвела свои войска за реку Литани, то есть отодвинулась на 25-30 км от израильской границы. В противном случае Армия обороны Израиля (АОИ) готова вторгнуться в Ливан.
Об этом сообщается со ссылкой на заявление главы cовета национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби.
Израиль уже предупредил, что в случае войны с Хезболлой, он превратит Юг Ливана (где в настоящее время расположены ее передовые подразделения) и Бейрут (ливанскую столицу) в руины, похожие на те, что остались от Сектора Газа. Жесткая позиция Израиля стала реакцией на военные действия, которые ведутся на севере страны с Хезболлой, одновременно с военными операциями на юге против союзника Хезболлы, движения ХАМАС в секторе Газа.
На северной границе с Ливаном Израиль ведет боевые действия с Хезболлой, которая обстреливает населенные пункты в Израиле на 10 км вглубь территории страны. Израиль так же ведет ограниченные боевые операции, обстреливая Хезболлу в 10-километровой зоне на ливанской стороне. Но похоже, что его терпение истощается.
Кстати, практика руинирования населенных пунктов противника, разработанная в АОИ, зародилась именно в Ливане и именно в связи с предыдущим конфликтом с Хезболлой. Об этом свидетельствует само ее название - Доктрина Дахии. Это военная стратегия асимметричной войны, или непропорционального применения силы, изложенная бывшим начальником Генерального штаба АОИ Гади Айзенкотом (сегодня он входит в правительство Израиля). Она включает в себя разрушение гражданской инфраструктуры режимов, считающихся враждебными. Дахия - шиитский пригород Бейрута c населением 800 тысяч человек. Там находятся штабы Хезболлы. Дахия подвергалась бомбежкам со стороны Израиля в ходе ливано-израильской войны 2006 года. Иными словами, если начнется новая ливано-израильская война - война с Хезболлой, то Доктрина Дахии будет применена в Ливане в полной мере, и он будет превращен в обломки.
До сих пор Израиль избегал эскалации с Хезболлой. Его главной целью остается уничтожение боевых подразделений и инфраструктуры организации ХАМАС в секторе Газа на юге. Вести войну на два фронта не входит в планы АОИ. Поэтому, скорее всего, Израиль пока ограничится ультиматумом и будет продолжать операцию в Газе, готовясь к ливанскому продолжению. Но оно становится весьма вероятным, ибо сомнительно, чтобы Хезболла подчинилась угрозам. Ведь если продемонстрировать готовность отступить перед угрозой, то оппонент будет угрожать тебе постоянно, войдя во вкус: в политике, в этом смысле, все устроено точно так же, как в подворотне.
Надо сказать, что инициативу открыть второй фронт против Израиля проявила именно Хезболла сразу после начала сухопутной израильской операции в Газе. Эта проиранская шиитская ливанская партия является союзником суннитского исламистского движения палестинцев - ХАМАС. Обе группировки входят в т.н. "ось сопротивления", созданную Ираном коалицию преимущественно шиитских ополчений. Хезболла, контролирующая Ливан, сирийский режим Башара Асада, иракские ополченцы, под чьим надзором находится Ирак, и хуситы, контролирующие четверть территории Йемена и его столицу Сана - все это элементы иранской коалиции, помогающие Тегерану формировать сферу влияния на Ближнем Востоке. Хотя ось сопротивления состоит преимущественно из шиитов, она постоянно говорит о поддержке палестинского сопротивления Израилю (подавляющее большинство палестинцев - мусульмане-сунниты), и в нее фактически входит ХАМАС. Поэтому, когда Израиль начал наступление на контролируемый ХАМАСом сектор Газа, Хезболла не могла не вмешаться.
Но в то же время, как уже говорилось выше, Хезболла ограничилась ракетными обстрелами израильских позиций и населенных пунктов на 10 км в глубину израильской территории, хотя она способна на большее. Израильский ответ до сих пор носил столь же ограниченный характер.
Дело в том, что ни Хезболла, ни ее главный спонсор и союзник - Иран, не заинтересованы в настоящий момент в большой войне с Израилем. Основная причина заключается в том, что Хезболла - главный актив Ирана на случай конфронтации с Израилем.
Организация располагает ракетным потенциалом от 100 до 200 тыс ракет, включая сотни высокоточных ракет. Это позволяет месяцами держать территорию Израиля под обстрелами, истощая его запас противоракет и парализуя его экономику. Иран десятилетиями вооружал группировку для того, чтобы предотвратить возможную израильскую бомбежку Ирана - бомбежку с целью уничтожения иранской ядерной и ракетной программы. Хезболла — это пистолет, направленный на Израиль с целью защиты иранской оборонной промышленности и территории. Ирану невыгодно израсходовать ее лишь для защиты ХАМАС. Поэтому Хезболла тщательно откалибровывает свои военные операции против Израиля, ограничивая их глубиной в 10 км. Она хочет обозначить свою поддержку ХАМАС и отвлечь от сектора Газа часть израильских сил, но тотальная война с Израилем не в ее интересах. И потому, что в ней не заинтересован ее спонсор - Иран, и потому, что она не хочет испытать на себе Доктрину Дахии.
Поскольку, как считалось до сих пор, Израиль также не заинтересован в тотальной войне с Хезболлой (ибо не желает растягивать крупные силы на два фронта), военные действия на ливано-израильской границе носят ограниченный характер. Но это может измениться.
Не исключено, что израильские угрозы - блеф. Но скорее всего у израильской армии дела на Юге идут неплохо, настолько, что она готова рискнуть, открыв полномасштабный второй фронт, желая устранить северную угрозу.
АОИ, конечно, обладает огромной мощью - самыми сильными на Ближнем Востоке ВВС, серьезной артиллерией, высокоточным оружием, а численность армии в настоящий момент, после мобилизации, составляет около 400 тысяч - почти в десять раз больше, чем у Хезболлы. И все же, результат будущей ливано-израильской войны непредсказуем.
Первая ливано-израильская война 1982 года не принесла Израилю успеха. АОИ разбила соединения палестинцев и сирийцев, но затем, под ударами шиитских партизан Хезболлы вынуждена была постепенно отступить, прекратив оккупацию Южного Ливана. Вторая ливанская война в 2006 году длилась месяц и окончилась для Израиля неудачно. Как позднее установила специальная израильская комиссия под руководством Элияху Винограда, армия действовала неудовлетворительно.
Ливан - плохое место для АОИ.
Хезболла располагает многочисленными и хорошо подготовленными вооруженными силами. Они насчитывают 20-30 тысяч бойцов и резервы такой же численности. Ядро составляют опытные военные, обученные партизанско-диверсионной войне против Израиля, а также прошедшие через горнило гражданской войны в Сирии, где они сражались на стороне режима Асада. Хезболла располагает танковыми соединениями и силами спецназа Радван, предназначенными для глубоких рейдов в тыл противника, подобных тому, который совершил ХАМАС 7 октября. (Напомним, что боевики спецподразделений ХАМАС прорвали израильскую оборону, казавшуюся неуязвимой, захватили штабы нескольких бригад, а затем трое суток контролировали примерно 22 израильских населенных пункта; спецназ Хезболлы обучен таким же операциям).
Но, возможно, главное не это. Рельеф местности Южного Ливана делает исключительно сложными боевые операции регулярной армии. Покрытые лесом холмы, где повсюду разбросаны поселки, и где Хезболлой созданы обширные системы подземных коммуникаций - идеальная местность для засад и рейдов коммандос.
В 2006 году израильские колонны с бронетехникой попадали в огненные мешки и горели под ударами противотанковых расчетов Хезболлы. Небольшой город Бинт-Джбейль, расположенный всего в 4 км от границы с Израилем, АОИ так и не смогли взять за месяц боев. Участник сражения (с израильской стороны) рассказывал автору этих строк, что израильские войска регулярно попадали там под удары, несколько раз брали город, находя его пустым (боевики Хезболлы уходили по подземным тоннелям), затем боевики возвращались и обстрелы продолжались. Ливан - не сектор Газа, крошечную территорию которого, расположенную рядом с морем, можно взять под контроль, залив подземные тоннели морской водой.
К тому же ракетный потенциал Хезболлы делает весьма проблематичным завоевание Ливана. Как только израильские войска перейдут границы, на города Израиля, включая даже его южные районы, прольется ракетный дождь. Большинство ракет собьет система ПВО Железный купол, но некоторые достигнут цели - ракетный потенциал Хезболлы больше, чем у ХАМАС в 10 раз. Обстрелы могут продолжаться долго, парализуя экономику. Чем глубже АОИ будет заходить в Ливан, в том числе с целью подавить ракетный огонь, тем сильнее будет наземное сопротивление Хезболлы, которая станет бить по растянутым логистическим линиям израильской армии. Хезболла будет отступать, отходя на свои базы - они разбросаны по всему Ливану и Сирии. Одновременно, партизаны и диверсанты будут просачиваться в израильский тыл, минировать трассы, сжигать бронетехнику, словом, делать все то, что они делали в 2006 году, с той лишь разницей, что с тех пор организация многократно увеличила свою военную мощь, превратившись в одну из самых сильных армий на Ближнем Востоке.
Победить этих партизан, способных рассеяться по всему Ливану и Сирии, а затем возвращаться и наносить удары, а идеально приспособленной для таких операций местности, крайне сложно. Даже разрушение центральной командной структуры их не остановит. Во время войны 2006 года, они координировали свои боевые операции по сетевому принципу, превратившись в рой небольших автономных подразделений и концентрируясь там, где было возможно наносить особенно чувствительные удары противнику. Так что при всем военном превосходстве Израиля, предсказать последствия такой войны было бы сложно.
Специально для Vesti.az эксперт по Ближнему Востоку Михаил Шерешевский
Михаил Шерешевский
WP: Трамп хочет уволить команду прокурора, выдвигавшего против него обвинения
Суд признал Конора Макгрегора виновным в деле об изнасиловании
Пашинян заявил, что сделает все для подписания соглашения с Азербайджаном до конца года
Пользователи со всего мира пожаловались на сбой в работе YouTube
Генсек НАТО совершит визит в Турцию
17-летняя девушка стала самой молодой в истории Калифорнии, сдавшей экзамен на адвоката