Странный визит Раиси в Москву

Странный визит Раиси в Москву
12 декабря 2023
# 17:00

Сотрудничество Москвы и Тегерана носит стратегический характер, но между странами есть противоречия. На прошлой неделе президент Ирана, Эбрахим Раиси, посетил Москву, где провел встречу с президентом России Владимиром Путиным. Накануне визита Раиси заявил, что переговоры, которые он намерен провести в Москве, будут сосредоточены на усилиях по прекращению боевых действий в секторе Газа, обеспечению потока гуманитарной помощи в осажденный анклав и обеспечению законных прав палестинцев.

В заявлении по итогам визита Раиси осудил израильские военные действия в Газе, заявив, что миру крайне важно обратить внимание на эту войну, и также обвинил Израиль в "совершении геноцида". 

Путин отметил, что "для нас очень важно обсудить ситуацию в Палестине", однако, в ответном слове он ничего не сказал об израильско-палестинской войне. Вместо этого, он сосредоточился на примерах сотрудничества России и Ирана, упомянув транзит, энергетику, сельское хозяйство и науку. Он также указал на то, что объем двусторонней торговли вырос на 20%, и что ее общая стоимость за последний год превысила 5 миллиардов долларов.  «Мы давно уже обсуждаем, сейчас пришли к практической реализации строительства железной дороги «Север - Юг», - добавил он.

Этот диалог выглядел как демонстрация нежелания руководства России присоединиться к столь жесткой критике Израиля.

Потом произошел еще один странный диалог. Путин дал понять, что после недавнего визита в ОАЭ и Саудовскую Аравию он мог посетить Иран, но не сделал этого: «Вчера, знаете, я был в соседнем регионе, к коллегам прямо пролетал над территорией вашей страны и хотел вообще приземлиться и прямо в Тегеране встретиться, но мне говорят: уже президент собрался, улетает в Москву». На это президент Ирана ответил: «Я должен вам сказать, после вашего визита, уважаемый господин Путин, Бог вам в помощь, но мы были готовы, чтобы Ваш самолет приземлился в тегеранском аэропорту, и мы готовы были вас тоже принять». 

Обиженный ответ Раиси звучал как "лучше бы прилетел". К тому же, невозможно предположить, чтобы Путин заранее не знал о готовящемся визите президента Ирана в Москву. Поэтому, иранские критики Раиси интерпретировали этот диалог так, что Путину не слишком хотелось встречаться с Раиси и что тот "сам напросился".

Отношения между странами остаются сложными, и диалоги между президентами России и Ирана указывают на это. Правда в том, что имеет место сближение. Оно развивается по двум основным осям - геополитика и экономика.

Иран и Россия находятся под тяжелыми санкциями Запада. Обе страны декларируют свою откровенную оппозицию Вашингтону. Подобное противостояние самой мощной державе планеты неизбежно ведет к усилению сотрудничества России и Ирана, или даже к созданию в будущем военно-политической оси. Тегеран и Москва поддерживают свой военный союз в Сирии, который позволил им стабилизировать режим тамошнего президента Башара Асада.

Однако, при всем том, ни Москва, ни Тегеран не заинтересованы в прямом столкновении с американцами. И конечно, они хотели бы избежать ситуаций вовлеченности в подобное столкновение, поэтому их сотрудничество носит осторожный характер.  Никто не хочет брать на себя такие взаимные обязательства, которые привели бы к вооруженному конфликту с Соединенными Штатами.

Есть и другая сторона медали - отношения с Израилем. Исламская республика Иран не признает это государство и выступает за его ликвидацию. Израиль рассматривается Тегераном как колониальное политическое образование, главный идеологический враг и основной геополитический соперник в борьбе региональных держав за влияние на Ближнем Востоке.

Москва, напротив, поддерживает с Израилем дипломатические отношения. И хотя Кремль высказывал ранее критику в адрес израильской политики в Газе и даже принял делегацию ХАМАС, у него нет желания затевать с Израилем смертельную ссору и присоединяться в этом вопросе к Ирану, который ведет с Израилем прокси-войну.

Российские войска вместе с иранскими силами присутствуют в Сирии и являются критически важным элементом в поддержании режима Асада - сирийского президента, которому угрожает вооруженная оппозиция. Израиль ничего не имеет против присутствия в Сирии российских войск, но систематически бомбит позиции иранцев и их союзников. ПВО России, размещенные в Сирии, не мешают израильским ВВС это делать.  Негласное соглашение между Путиным и премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху так же включает в себя отказ Израиля поставлять Украине высокотехнологичное оружие. Кроме того, российские высокопоставленные чиновники могут получать помощь в израильских клиниках (израильская медицина - одна из лучших в мире). 

Все это имеет для Москвы большое значение. Ей совершенно не хочется, чтобы Сирия стала полем боя между российской и израильской армией или чтобы в Украине появились израильские управляемые противотанковые ракеты Спайк.  Именно поэтому Кремль довольно прохладно реагирует на антиизраильскую риторику иранского президента.

Другое ключевое направление российско-иранского сотрудничества - экономика. Страны хотели бы найти взаимовыгодные решения, которые позволили бы смягчить последствия американских санкций. Быстрый рост товарооборота между Москвой и Тегераном до 5 млрд долларов (а по некоторым оценкам, даже до 6 млрд долларов) в год - указатель великого поворот России на Восток после того, как санкции нанесли удар по ее торговле и связям с Западом.  По данным МИД Ирана, к концу прошлого года Москва стала для Ирана крупнейшим иностранным инвестором, вложив в него 2,76 миллиарда долларов. В июле 2022 года Национальная иранская нефтяная компания и российский "Газпром" заключили сделку на 40 миллиардов долларов по разработке иранских нефтегазовых месторождений.  Развитие транспортного коридора Север-Юг имеет важное значение для обеих экономик. И наконец, между странами развивается сотрудничество в области оборонной промышленности. Но и здесь есть подводные камни.

Во-первых, Иран и Россия имеют схожий экономический профиль. Обе страны являются экспортерами энергоресурсов и обе заинтересованы в продукции машиностроения. Они не так уж много могут друг другу дать, в то время как иранская нефть конкурирует с российской на китайском рынке. Во-вторых, обе экономики зарегулированы и войти на эти рынки сложно. Поэтому развитие, скорее всего, получат отдельные, большие инфраструктурные проекты, вроде транспортного коридора Север-Юг и нефтедобычи, а также обмен военными технологиями. Ведь именно такие проекты имеют сильную поддержку на высшем уровне со стороны руководства обоих государств. А вот для частного бизнеса обеих стран сотрудничество в таких условиях - чрезвычайно сложная задача. Не стоит и переоценивать масштабы: 5 млрд долларов - не так уж много на фоне 70-миллиардного товарооборота России и Турции.

Есть и противоречия, связанные с Зангезурским коридором - еще одной потенциальной транспортной артерией. Этот коридор особенно важен для Анкары и Баку. Он может напрямую связать материковый Азербайджан с его эксклавом Нахчыван, а через него с главным союзником Азербайджана - Турцией. Выгоден этот коридор и России, поскольку для нее важно иметь как можно больше маршрутов в Турцию, экономические связи с которой имеют для Москвы в условиях западных санкций критическое значение. А вот Иран неоднократно выражал недовольство по поводу Зангезурского коридора, утверждая, что попытка его создать станет для Тегерана красной линией, и что он готов применить оружие, чтобы не позволить его создать. Транзит между материковым Азербайджаном, Нахчываном и Турцией сегодня проходит через его территорию. По мнению правителей Ирана, "коридор отрежет Иран от Армении” и изменит геополитический баланс сил в регионе не в его пользу.

И все же, Россия и Иран в текущих условиях буквально обречены на сближение. Каким бы ни было сложно, оно неизбежно в условиях противостояния стран с глобальным Западом. Это относится и к политической, и к экономической, и к военной сферам.

Исламская Республика заключила сделку на приобретение у России истребителей Су-35, ударных вертолетов Ми-28 и учебно-тренировочных самолетов Як-130. Об этом сообщил заместитель министра обороны Ирана Мехди Фарахи в интервью изданию Tasnim.

Сближение России и Ирана будет вызывать охлаждение между Израилем и Россией. Иерусалим крайне не заинтересован в появлении у Тегерана новейшего оружия, вроде самолетов су-35, показавших высокие боевые качества в Украине. Однако, пока у власти в Израиле Беньямин Нетаньяху - архитектор проекта израильского сотрудничества с Кремлем, вряд ли это охлаждение станет радикальным.

Специально для Vesti.az эксперт по Ближнему Востоку Михаил Шерешевский

# 8103
avatar

Михаил Шерешевский

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#