В мире
- Главная
- В мире
От авиаударов до Ормузского пролива: Лана Раванди-Фадаи о рисках конфликта Израиля и Ирана -ИНТЕРВЬЮ

После многолетнего «теневого» противостояния между Израилем и Ираном ситуация перешла в открытую горячую фазу: 13 июня Израиль начал масштабную операцию «Восстающий лев», нанеся удары по ядерным и военным объектам на территории Ирана. В первые часы операции были уничтожены ключевые фигуры военного руководства Ирана и нанесен серьезный ущерб инфраструктуре. В ответ Иран также нанес удары по израильской территории.
О развитии конфликта и возможных сценариях его эскалации Vesti.az побеседовал со старшим научным сотрудником Института востоковедения Российской академии наук, специалистом по Ирану Ланой Раванди-Фадаи.
- Как вы оцениваете нынешний ирано-израильский конфликт? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация дальше?
- Ирано-израильский конфликт, безусловно, достиг своей кульминации. Прогнозировать дальнейшее развитие событий крайне сложно, однако могу сразу сказать: краха исламского режима в Иране, на который так надеются в Тель-Авиве, не произойдёт. У власти по-прежнему остается прочная социальная база поддержки — это видно хотя бы по демонстрациям в Тегеране и других городах, где люди требуют жесткого ответа на удары Израиля.
Не стоит ожидать и наземного вторжения Израиля на территорию Ирана: государства разделяет значительное расстояние, а такие страны, как Сирия и Ирак, однозначно не позволят израильским войскам пройти через свою территорию — иначе им самим придется втягиваться в полномасштабный конфликт.
Таким образом, войны на истощение не будет. Вероятнее всего, мы будем наблюдать затяжной обмен авиаударами — на этот раз, полагаю, он затянется на несколько недель. Однако впоследствии всё постепенно пойдёт на спад: затяжная война невыгодна Израилю. Его расчет состоял в том, чтобы нанести Ирану быстрый и максимально болезненный удар — чего ему, в целом, удалось достичь благодаря мощной военной промышленности и наличию собственных агентов внутри Ирана. Именно эти агенты указали точные координаты расположения высокопоставленных офицеров, помогли доставить контрабандные беспилотники и организовать атаки на важнейшие военные объекты.
При всем этом я уверена, что израильское руководство, несмотря на такую дерзкую операцию, все же способно рассуждать прагматично. Они прекрасно понимают, что дестабилизация Ирана — например, ликвидация высшего политического руководства страны — приведёт к тому, что Россия потеряет важного союзника, через которого она частично обходила западные санкции по коридору «Север — Юг». Это неминуемо охладит российско-израильские отношения и создаст новые риски для Тель-Авива. Поэтому я предполагаю, что Израиль не перейдёт эту черту.
- Иран ответил Израилю минувшей ночью. При этом все военное руководство Ирана было уничтожено в первый же день конфликта. Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация дальше? Есть ли вероятность возвращения к переговорам?
- Действительно, многие наблюдатели были поражены тем, какой колоссальный ущерб Израилю удалось нанести Ирану всего за несколько часов своих агрессивных действий. В то же время потери самого Израиля в результате ответных авиаударов Ирана оказались минимальными: при поддержке западных и ближневосточных союзников израильтяне сумели перехватить большинство иранских баллистических ракет и беспилотников. На данный момент нет информации о серьезных повреждениях ключевых военных объектов Израиля, тогда как несколько иранских военных объектов, а возможно, и отдельных элементов ядерной инфраструктуры (хотя и не самых критических), действительно серьезно пострадали. Это отражается и в статистике: в Иране на сегодняшний день погибло не менее 78 человек (включая не только офицеров, но и мирных жителей), тогда как в Израиле зафиксирована лишь одна жертва.
Здесь возникает целый ряд вопросов. Как израильтянам удалось так легко ликвидировать Али Шамхани — контр-адмирала и политического советника духовного лидера — прямо у него дома, в собственной постели? Почему иранские службы заранее не вывезли столь значимую фигуру в безопасное и скрытое место, ведь у них имелась информация о высокой вероятности израильского удара? Почему допустили, чтобы высшие офицеры ВВС КСИР собрались вместе на совещание и фактически стали легкой мишенью для израильских самолетов — при том что весной и осенью у Ирана уже был аналогичный опыт атак? Даже если верить сообщениям, например, Fox News, что израильская разведка заманила их в ловушку обманом, все же иранской стороне следовало учесть похожий случай массовой гибели офицеров "Хезболлы" и не допускать такого скопления ключевых командиров в одном месте.
В целом, пока вопросов остается больше, чем ответов, а проблема с израильской агентурой в ближнем круге иранского военного руководства так и не решена, несмотря на беспокойство духовного лидера Хаменеи еще осенью.
Все происходящее лишь подтвердило: на данный момент в регионе нет силы, способной эффективно противостоять израильской военной машине. Израиль в буквальном смысле может за полчаса ликвидировать значительную часть высшего командования враждебной страны — и это он продемонстрировал на практике. Престиж Ирана, который так и не сумел дать соразмерный по силе ответ, серьезно пострадал. Хотя, конечно, сочувствие к Ирану на Ближнем Востоке — особенно среди палестинцев — сейчас очень велико.
- Может ли Иран нанести удары по американским военным базам в регионе Ближнего Востока? Или Тегеран все же постарается не втягивать США в конфликт?
- Если Иран все-таки решится атаковать американские военные базы, то, скорее всего, предварительно предупредит об этом, чтобы с этих объектов успели эвакуировать людей и никто не пострадал. Однако все будет зависеть от того, какое решение примут иранские власти относительно продолжения переговоров по ядерной сделке с США. Если в Тегеране сочтут возможным вернуться к переговорам (а полностью исключать этого нельзя), то ударов по американским военным объектам не последует.
- Насколько реально, что Иран может перекрыть Ормузский пролив?
- Иран нередко угрожал перекрыть Ормузский пролив в прошлом, но не сделал этого даже в период Ирано-иракской войны. Сегодня этот шаг еще менее вероятен, поскольку он неизбежно приведет к ухудшению отношений с Саудовской Аравией и другими арабскими монархиями Персидского залива, а за последние несколько лет эти отношения заметно улучшились. Более того, Саудовская Аравия одной из первых решительно осудила израильскую атаку на Иран, и в Тегеране очень ценят эту поддержку и заинтересованы в сохранении нормальных отношений с Эр-Риядом и его союзниками.

Каменная надпись эпохи Цинь может изменить представления об истории Китая

Техника Futurehome больше не работает без ежегодной платы

Суд Армении оставил под арестом архиепископа Микаэла Аджапахяна

Глава МАГАТЭ может посетить Москву в сентябре

В Италии восемь человек умерли от лихорадки Западного Нила

Трамп призвал ФРС срочно снизить ставку после роста ВВП