Между НАТО и территорией: почему Берлин не приблизил окончание войны в Украине - ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Между НАТО и территорией: почему Берлин не приблизил окончание войны в Украине - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
15 декабря 2025
# 14:00

Вчерашний дипломатический раунд в Берлине — еще один знак того, что переговорный процесс по завершению войны между Россией и Украиной переживает момент напряженного самоопределения.

Президент Украины Владимир Зеленский прилетел в столицу Германии, где за одним столом встретились он, спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф, зять американского лидера Джаред Кушнер и канцлер Германии Фридрих Мерц. Переговоры продолжались более пяти часов, и, по словам Уиткоффа, удалось достичь «значительного прогресса».

Стороны углубленно обсуждали так называемый 20-пунктный мирный план и связанные с ним экономические и политические элементы будущего урегулирования.

Но за фасадом «продвижения» скрывается классический узел противоречий, в который втянуты все действующие стороны. Суть переговоров — это не просто очередной формат дипломатии, а попытка сбалансировать жесткие геополитические интересы Вашингтона, Европы в лице Берлина и Киева на фоне откровенного давления со стороны администрации Дональда Трампа. Американские представители уже давно навязывают Киеву концепцию отказа от членства в НАТО, не предлагая конкретных, юридически оформленных гарантий безопасности.

Сам Зеленский настаивает на том, что Украина не только не собирается сдавать территорию, но и не может формально отказать себе в членстве в НАТО без соответствующих гарантий, которые должны пройти процедуры ратификации в Конгрессе США и получить согласие европейских союзников. Он подчеркивает, что любые решения о статусе спорных территорий должны быть поддержаны самой Украиной через референдум или выборы.

«Таким образом, сегодня двусторонние гарантии безопасности между Украиной и США, гарантии, подобные статье 5 Устава НАТО, от США и европейских коллег, а также других стран — Канады, Японии — это возможность предотвратить новое российское вторжение. И это уже компромисс с нашей стороны», — сказал Зеленский перед переговорами. При этом украинский президент подчеркнул, что гарантии безопасности должны быть юридически обязательными.

Переговоры американской и украинской делегаций, очевидно, были сложными. США, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источник, знакомый с ходом встречи, по всей видимости, не захотели идти на компромисс с Киевом по проекту мирного соглашения.

В центре этого процесса, считает AP News, — попытка Киева в ответ на давление Трампа сыграть двойную партию: согласиться на отказ от NATO-амбиций как знаковый жест компромисса, но без отказа от территориальной целостности и без подписания любых соглашений, которые не подкреплены реальными гарантиями безопасности.

Но Вашингтон настаивает и на отказе от НАТО, и на территориальных уступках, в противном случае США готовы пересмотреть свою стратегию поддержки. Такая позиция Чикагской школы прагматизма показывает смесь реального давления и геополитического расчета: Трамп стремится показать «конкретику» перед концом года, но при этом рискует потерять доверие Киева и европейских партнеров.

Перед Зеленским стоит непростая задача: как сохранить суверенитет и территорию, не став заложником чужих геополитических игр, где НАТО и ратификация в Конгрессе США превращаются в валюту обмена, а не гарантию безопасности.

Очевидно, что и берлинским переговорам не суждено стать прорывными.

Зеленский вынужден балансировать между американскими предложениями, европейской поддержкой и собственной гражданской легитимностью. Он уже выразил готовность провести президентские выборы и поручил Верховной раде подготовить законодательную базу для их проведения в условиях военного положения.

Но для этого он требует прекращения огня. Он также согласен на участие России в работе Запорожской атомной электростанции, которую она сейчас оккупирует, но при условии совместного контроля Украины и США. Он даже готов пойти на ограничение численности украинской армии, но в пределах нынешних размеров.

То есть, Зеленский говорит «да» с последующими «но».

«Такой подход позволил Зеленскому поддержать мирное видение Трампа, но не в ущерб интересам Украины и своему политическому авторитету внутри страны», — отмечает The Wall Street Journal.

Похоже, любые решения по НАТО и территории будут отложены до тех пор, пока Украина не получит четких и юридически оформленных гарантий от Запада, причем не только устных, а зафиксированных через институции, которые способны гарантировать выполнение обязательств, а не просто обещать их.

Но все это возможно лишь при условии согласия Москвы. В противном случае мирный процесс рискует вновь зайти в тупик, а дипломатия превратится в ритмичное повторение фраз о прогрессе и уступках, не меняя сути конфликта.

Советник российского президента Владимира Путина Юрий Ушаков еще перед переговорами в Берлине выразил сомнение в их конструктивности. По его словам, РФ не примет положений, связанных с различными «территориальными вопросами», включая любые дискуссии о демилитаризованной «буферной» зоне на Донбассе.

В этих условиях усилия американской стороны все больше напоминают сизифов труд: любые договоренности Вашингтона с Киевом и европейскими столицами остаются политическими декларациями до тех пор, пока на них не соглашается Москва.

Ни один, даже самый детально проработанный мирный план не способен остановить войну без участия и согласия Владимира Путина. А значит, ключевой вопрос смещается с формулы компромисса к инструментам давления. И здесь единственным проверочным критерием становится готовность Дональда Трампа выполнить собственное обещание — не убеждать, а принуждать Кремль к миру.

# 771
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА