Мецаморская АЭС: Дефицит времени, возможностей и мозгов - КОММЕНТИРУЕТ ИЛЬГАР ВЕЛИЗАДЕ
Срок эксплуатации Мецаморской АЭС истекает в 2036 году, и к тому времени новая атомная электростанция должна быть готова к вводу в эксплуатацию. Так считают в Армении. Однако, для строительства столь масштабного сооружения нужен помощник - тот, кто мог бы вплотную и с головой на плечах заняться проектированием и дальнейшим построением новой АЭС.
Зачем же нужно строить новую станцию? Мецаморская АЭС в Армении несет реальную угрозу региону и является исторической аномалией, так как размещена на линии сейсмического разлома. Об этом еще 8 лет назад высказывались председатель Института трансатлантических и кавказских исследований, член Британского института экономики энергетики Уильям Артурс (William Arthurs) и директор британского Института трансатлантических и кавказских исследований Зиба Норман (Ziba Norman).
"Ее размещение больше имело отношение к советскому восприятию прогресса, чем к тщательному и взвешенному подходу к энергетическим потребностям Армении. Если бы такая АЭС проектировалась сегодня, то в соответствии с правилами техники безопасности, она никогда не была бы размещена в таком месте", - сказали тогда Артурс и Норман в совместном комментарии по электронной почте агентству Trend. По словам экспертов, аварии, произошедшие на АЭС в Фукусиме и Чернобыле, отражают возможные риски для живущих в непосредственной близости от Мецамора.
Не знаем, чем руководствовался Ереван, но в помощники Армения выбрала своих новых западных друзей. Заявление о сотрудничестве с США по строительству новой атомной электростанции, вероятно, связано с желанием Армении всесторонне оценить возможности модульных атомных технологий и обеспечить энергетическую безопасность страны. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал эксперт по энергетической безопасности Артур Аветисян, комментируя заявление секретаря Совета безопасности Армении. Напомним, что секретарь Армен Григорян ранее объявил, что обсуждения по строительству новой атомной электростанции с США стали более предметными. Он отметил, что на данном этапе ведутся переговоры о правовом регулировании соглашения, и дальнейшие шаги зависят от американской стороны. Однако, есть нюанс. Не будем оригинальными, если скажем, что в сфере АЭС очень важна безопасность. Смогут ли американцы ее обеспечить?
За исключением России и Китая, ни одна страна не проводила испытания таких станций, а это говорит о том, что эти две державы знают толк в деле, чего не скажешь о западных друзьях. Да и вести переговоры о проектирование со своим соседом в лице России куда выгоднее, быстрее и менее затратно, нежели с американцами. Но стоит нам вспомнить, как складываются отношения некогда союзников, так сразу все становится на свои места. Было бы проще, если б Россия сама не предложила свои услуги в строительстве новой атомной электростанции. Однако на сегодня Армения получила предложения по строительству новой АЭС как минимум от трех стран — России, США и Кореи. Как говорится, выбор есть, осталось принять верное решение.
Как известно, Армения решила, что лучше всего сотрудничать с Соединенными Штатами. Правда, такое сотрудничество может обойтись очень дорого, и речь тут совсем не о деньгах.
Как отметил армянский специалист в области энергетики Артур Аветисян, рассмотрение вопроса с точки зрения межгосударственных отношений и политических интересов может привести к политически мотивированным решениям, а не к тем, которые основываются на профессиональной экспертизе и обеспечивают наилучшие результаты в плане энергетической безопасности. Что ж, эксперт прав.
Стоит учесть, что этап проектирования займет 2-3 года, а строительство – 8-10 лет. С другой стороны, уже готовая платформа поможет сократить этот срок. В июне 2023 года была создана межведомственная рабочая группа для рассмотрения всех предложений по строительству новой атомной электростанции и предоставления профессиональных заключений и оценок. Но за прошедший год никакой официальной информации о работе, обсуждениях и решениях этой группы опубликовано не было. Очень может быть, что рабочей группе нечего предъявить общественности, но время не ждет, да и в памяти свежи фантазии Иды Мартиросян. «Когда начался массовый отток населения из Армении, и мы понимаем, что крысы бегут с корабля под названием «Армения», и ясно, что ни фига здесь уже не будет, потеряно все, кроме чести, больше ничего не остается делать, надо сделать контрольный выстрел – взорвать атомную станцию, и я останусь, чтобы это сделать. И надо просто выбрать правильный день, чтобы ветер дул куда надо…», - говорила бывшая бакинка Ида в ходе 44-дневной войны. Мечты, мечты, где ваша сладость? К несчастью, у Иды появились последователи, которые считают, что АЭС в Армении больше, чем АЭС.
Если серьезно, то для того, чтобы разобраться в теме строительства новой АЭС в Армении, и понять, в чем же заключаются «политические интересы Армении», о которых говорят армянские эксперты, Vesti.az побеседовали с политологом Ильгаром Велизаде.
По словам эксперта, армянский энергетический комплекс был сформирован еще в советские годы и, конечно, российские специалисты играли огромную роль в его деятельности. «Мецаморская АЭС была построена советскими специалистами по российским технологиям в 70-е годы, а потому и ее модернизацией занимаются российские специалисты», - сказало он.
«Это означает, что следить за дальнейшим ее функционированием и технологическим обновлением должны те, кто ее и спроектировал, построил, то есть Россия. Последующая эксплуатация любой АЭС прямо зависит от той страны, которая ее создала. Основную технологическую поддержку оказывают именно они. В свою очередь, это заставляет Армению подпадать под определенную зависимость от России», - заявил политолог.
По прошествии времени, утверждает наш собеседник, зависимость может снизиться, однако определенный период времени российские специалисты будут основными элементами в формировании АЭС, а значит Армения, как минимум, в этой сфере, будет вынуждена с взаимодействовать.
«Построить станцию – это одно дело, другое – ее функциональность. Мецаморская АЭС полностью зависит от России. Армения пыталась добавить туда технологии французов и так далее, но у них не получилось. Российские специалисты построили АЭС таким образом, что другие функциональные элементы и технологические новшества других стран не могут быть добавлены в Мецаморскую станцию. Они просто несовместимы с российскими платформами», - сказал аналитик.
Соответственно, по мнению Велизаде, таким образом Армения решила избавится от энергетической зависимости России, объединившись с США. Однако, станции, которые предлагает США – модульного типа. Они не такие большие и производительные. И в этом плане, зависимость от США более предпочтительна, нежели сотрудничество с Россией.
Но на одном партнерстве с США все проблемы не решаются.
«Еще один важный момент – уран. Ведь уран, поступающий на Мецамор доставляется из России: он либо российского производства, либо казахского с дальнейшим обогащением в России. Кстати говоря, во Францию поступает именно такой уран. А кто будет обогащать уран, поставляемый для американской атомной электростанции? Откуда он вообще будет поступать, в США? Вопрос очень важный. Вероятно, армянские специалисты тоже об этом подумали, но, как обычно, складывается впечатление, что они сначала принимают решения и только потом думают над их реализацией. Желание есть, а возможности..?», - подытожил политолог Ильгар Велизаде.
Алекпер Алекперов
Норвегия восстанавливает поставки оружия в Турцию
Президент Ирана призвал стереть границы между исламскими странами
Казахстан заявил о соблюдении санкций против России
МИД Ирана опроверг обвинения в поставках ракет России
Новый уровень эскалации российско-украинского конфликта
Эрдоган вновь призвал вернуть Крым Украине