Севда Алекперзаде: Если сегодня Рауф Гаджиев или Тофиг Гулиев написали бы композиции, сколько людей стали бы их исполнять?- ИНТЕРВЬЮ

Севда Алекперзаде

Севда Алекперзаде

11 февраля 2023
# 14:00

Сегодняшняя гостья Vesti.az -заслуженная артистка Азербайджана, эстрадная, джазовая, поп-исполнительница Севда Алекперзаде.

На большую сцену наша героиня впервые вышла в 14 лет. Учась в школе, прошла прослушивание у композитора Вагифа Герайзаде, который руководил популярной в то время группой «Айпара». По результатам прослушивания была зачислена во второй состав группы.

Свой творческий путь она начала в группе «Rast», которая заявила о себе в 90-х и остается популярной по сей день.

Севда Алекперзаде согласилась ответить на наши вопросы.

- Как вы думаете, почему в последнее время популярными становятся исполнители без должного музыкального образования?

- Для вокалиста музыкальная школа, конечно же, важна, но на первом месте - его голос. Удивительно было бы, если, к примеру, у талантливого, блестящего пианиста не было бы музыкального образования. А для вокалиста это допустимо. Многие сегодняшние исполнители вроде имеют музыкальное образование, но остаются совершенно не интересными. То есть, не факт, что если ты музыкально образованный, то являешься хорошим певцом. Но знаете, когда у вокалиста нет музыкального образования, это сразу чувствуется. Бывает, у певца вроде есть талант, голос, но, когда нет школы, как ни старайся, выше головы прыгнуть не получится.

Деньги певцы в основном зарабатывают на свадьбах

- С чем это связано? Может изменился вкус слушателей?

- Думаю, тут дело не во вкусе. Многие приходят в музыкальную сферу ради заработка, и отсутствие должного музыкального образования для них не является помехой. А деньги, в основном, у нас зарабатываются на свадьбах. Согласитесь, для того чтобы выступать на свадьбах, особый талант или музыкальное образование не требуются. Песни исполняются обычные, которые быстро забываются, и спустя время эти композиции уже никто не помнит. Сегодня для многих исполнителей - это чистый бизнес

- Есть люди, которые в своих комментариях на просторах Сети пишут о том, что вы и многие другие музыканты, которые исполняют народные песни на свой лад, синтезируя их с современной музыкой, «коверкаете» их. Считаете ли вы исполнение народных песен на новый лад «коверканием», и что вы можете сказать своим критикам на этот счет?

- Думаю, я одна из первых, кто столкнулся с такой критикой. С другой стороны, кто делал в Азербайджане каверы и синтезы? У нас к синтезу прибегали, например, в джазовой инструментальной музыке Вагиф Мустафазаде, Рафик Бабаев и многие другие. На сегодняшний день многие музыканты увлекаются синтезами в инструментальной музыке. Но в вокале этого не делалось. Поэтому, когда я сделала это в вокале, моя работа стала обсуждаться, так как все новое почему-то очень часто воспринимается в штыки. Были и те, кто восхищался, но без негативных комментариев не обошлось. Потому что люди - консерваторы, они привыкли слышать эту музыку так, как они ее слушали на протяжении многих лет и по-другому слышать не хотят, воспринимая новую подачу с трудом.

Отсюда возникают резкие комментарии, какие-то недовольства, обсуждения. Но большое значение имеет то, кто об этом говорит, кто возмущается, критикует? Все реализованные мной проекты вышли на мировой уровень. Альбомы успешно продавались во многих странах мира, я объездила практически всю Европу с концертами, выступала на международных джазовых фестивалях, на фестивалях мировой музыки, на одной сцене со многими известными музыкантами, которые получали Грэмми и другие награды высокого уровня. То есть, если бы моя работа этого не заслуживала, не находилась на высоком уровне, думаю, она не была бы представлена на мировых мероприятиях такого масштаба, и я никогда не вышла бы на международный уровень. Народные песни, которые я исполнила, получили второе дыхание, они заново возродились. Я получаю очень много писем от поклонников своего творчества. Оказывается, многие студенты поступают в Турецкую и Лондонскую консерватории, используя мои музыкальные работы. Мне пишут студенты из разных стран, которые выражают желание стать моими учениками. Это говорит о том, что я на правильном пути.

Есть музыканты, которым самим еще учиться надо, а не критиковать других

- Получается, вас не интересуют негативные комментарии?

- Людей, которые высказывают свое мнение насчет моего исполнения, я не считаю музыкантами. Они ведь не являются музыкальными критиками, чтобы я прислушивалась к их мнению. Нет, конечно, каждый имеет право высказаться, но подобные комментарии меня мало волнуют, они мне не интересны, но я, конечно же, даже к критикующим меня отношусь с уважением. К примеру, если бы мне что-то о моем творчестве сказал Муслим Магомаев, естественно, я прислушалась бы, задумалась, поменяла бы что-то в своем исполнении, репертуаре. Но, слава Богу, Муслим Магомаев меня очень хвалил, говорил в мой адрес много лестных слов, что для меня является большой честью. Фархад Бадалбейли тоже говорил о моем творчестве много положительного. Есть ряд тех музыкантов, которым самим еще учиться надо, а не критиковать других.

Я перестала давать журналистам интервью, так как мои слова преподносились зрителям не так, как мне того хотелось бы

- Вас редко можно увидеть на популярных магазин-передачах. Вас не приглашают для участия, или вы сами не горите желанием посещать их?

- Я не участвую в такого рода передачах, считаю, что сегодня это совсем не актуально. Конечно же меня приглашают, но я отказываюсь от участия. Правда, несколько лет назад я пару раз давала интервью, рассказывала о своих музыкальных проектах, о презентации новой песни и клипа, о предстоящем концерте. Но после выхода передачи, обязательно были какие-то сюжеты, которые мне не нравились, были не того уровня, который подходит мне, который я ожидала увидеть. И это обижает. Или же, бывало, даешь интервью, а журналисты преподносят его совсем по-другому. В такие моменты понимаешь, что круг профессиональных журналистов сильно сузился. Поэтому, увидев, что информация зрителю преподносится совсем не так, как мне того хотелось бы, я на какой-то период перестала давать интервью тележурналистам.

- А в чем вы видите падение уровня журналистики?

- Думаю, причина кроется в том, что многие журналисты, которые писали раньше, к примеру, на тему спорта, стали писать про культуру. Если коротко, есть такие журналисты, которым больше интересно не наше творчество, а наша личная жизнь и скандалы. И это очень огорчает.

Тофиг Гулиев, Рауф Гаджиев не думали о заработке, для них было важным только творчество!

- Что можете сказать о нынешнем поколении композиторов? Есть ли сегодня продолжатели школы Тофига Гулиева, Рауфа Гаджиева и многих других гениев азербайджанского искусства? И почему, по-вашему, сегодня не создаются шедевры, как раньше? Ведь произведения, написанные 40-50 лет назад актуальны и сегодня.

- Если сегодня такие великие композиторы как Рауф Гаджиев или Тофиг Гулиев написали бы композиции, как вы думаете, сколько людей стали бы их исполнять? Сегодняшние исполнители думают: чтобы мне такое спеть, чтобы с этой песней завтра меня приглашали на свадебные торжества, где я смогу заработать деньги?  Тофиг Гулиев, Рауф Гаджиев не думали о заработке, для них было важным только творчество! Они творили ради самого творчества, потому что они любили то, что делают. Поэтому в то время писались исключительно шедевры, которые мы помним и исполняем сегодня.  Я многие годы иду по пути наших известных корифеев. Создавая свои проекты, я никогда не думаю о материальной стороне, о том, чтобы меня потом с этой песней приглашали на свадьбы. Я работаю много лет ради творчества, а не ради большего заработка на различных торжествах. Об этом свидетельствует моя многолетняя работа во имя азербайджанской музыки, искусства. Мы являемся очень талантливым народом. Сегодня я знаю немалое количество талантливых композиторов, которые пишут красивые песни, но они почему-то не становятся хитами. И я не могу объяснить, в чем заключается причина. Видимо, людям больше нравятся свадебные песни, которые быстро разгораются, и также быстро потухают.

Для наших фильмов я готова отдавать свои композиции бесплатно в качестве поддержки наших кинематографистов, понимая, что бюджеты на съемки фильмов выделяются небольшие

-  Недавно азербайджанский короткометражный фильм «Девичья башня», в котором прозвучал ваш совместный с сестрой Эльмирой Алекперзаде саундтрек, победил на 8 международных фестивалях. Вы пишите музыку для фильмов?

- Эта композиция не была написана именно для этого фильма. У меня спросили разрешения для использования этой мелодии, и я согласилась. Мои песни часто используют в разных фильмах, и я это только приветствую, никогда не отказываю. На самом деле это должно оплачиваться, но я не прошу гонорар, так как понимаю, что бюджет часто не позволяет покупать музыку для фильмов. Например, были случаи, когда турецкие режиссеры просили разрешения для использования моей музыки в сериалах, и я соглашалась за определенный гонорар. А для наших фильмов я готова отдавать свои композиции бесплатно в качестве поддержки наших кинематографистов, понимая, что бюджеты на съемки фильмов выделяются небольшие. Даже в случаях, когда кто-то перепевает мои песни, не спросив разрешения, я на это остро не реагирую.

- А вас не обижает то, что исполняют ваши песни, не спросив разрешения?

- Абсолютно нет. Может кто-то стесняется спросить или забыл согласовать со мной (смеется). Бывало, я тоже исполняла песни, не спросив разрешения у авторов.  Не вижу в этом большой проблемы. Пусть поют на здоровье. Один раз, правда, я спросила разрешения у Эльмиры Рагимовой. Мной было спето большое количество песен из репертуара покойной Ильхамы Гулиевой без ее одобрения. А вообще, нужно спрашивать разрешение у композиторов, а не у исполнителей. К слову, некоторые диджеи использовали мою музыку в своих миксах, и многие из них мне не понравились. Но и на это я промолчала, понимая, что люди экспериментируют, и в этом нет ничего постыдного.

Я не хочу повторять ошибки людей, которые мешали мне строить музыкальную карьеру

- Выходит, вы не скандальный представитель нашего шоу-бизнеса, так как порой у многих звезд на этой почве доходило до судебных разбирательств...

- Суды и скандалы к хорошему не приведут. Вы знаете, за весь период моей музыкальной карьеры, мне столько раз «вставляли палки в колеса», не сосчитать, сколько было интриг, зависти и сплетен. Я не хочу повторять ошибки этих людей, которые пытались помешать мне строить музыкальную карьеру, идти вперед. Я не тот человек, который будет делать пакости. Таким образом, я помогаю уже только тем, что не мешаю другим творить.

- В 2019 году на торжественной церемонии открытия 43-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО вы выступили с известным во всем мире певцом Сами Юсифом, бесподобно исполнив азербайджанскую народную песню «Girdim yarın bağçasına». Не планируете продолжить с ним сотрудничество?

- Я не думала, что когда-нибудь спою с Сами Юсифом, так как он замечательный исполнитель религиозных песен. Когда мне предложили совместное выступление, я подумала: но как, ведь у нас с ним нет ничего общего? Однако после наших репетиций я поняла, что был сделан очень грамотный и правильный выбор. По сути, получилась настолько красивая, великолепная работа, что наше исполнение восторженно обсуждали заграничные музыкальные критики.

- Что для вас важнее – творчество или финансовая сторона?

- Для меня творчество всегда было важнее, и я неоднократно доказывала это своей работой. Когда в 16 лет я начала петь в группе «Раст», у нас как-то журналисты брали интервью, и мне был задан вопрос: «Зачем вы пришли в творчество, ради заработка?»

Я на тот момент удивилась этому вопросу, ответив, что я пришла в группу, чтобы петь, так как я люблю это дело. Помню, тогда рядом стоящие люди рассмеялись. Прошли годы, и я доказала себе и окружающим, что пришла в музыкальную сферу чтобы петь и творить. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что одно другому не мешает, можно заниматься любимым делом, но при этом и зарабатывать деньги. А почему бы и нет? Главное, мне не стыдно оборачиваться назад. Я за долгие годы самоутвердилась, и точно знаю, что все, что я делала и буду делать еще много лет, однозначно, замечательно.

Хороших стандартных певцов много, а талантливых мало

- Какими качествами сегодня должен обладать артист, принимая во внимание стремительное развитие новейших технологий?

- В артисте обязательно должен быть талант. Это самое главное качество, все остальное может быть и не так важно. Когда есть талант, обязательно должна быть и школа. Артист должен быть самородком, выделяться среди всех остальных. Хороших стандартных певцов много, а талантливых - мало. Я не люблю стандарты, потому что их уж очень много.

- Как певицу вас знают во многих странах мира. Вы уехали бы навсегда жить в другую страну, если поступит такое предложение?

- Предложения были, но я отказывала. Многие знакомые, которые проинформированы о том, что у меня была возможность уехать из Азербайджана и продолжить свою музыкальную карьеру в другой стране, часто спрашивают, почему я не уехала? (смеется). А зачем я должна уезжать? Я не смогу покинуть свою родину. Понимаете, мы кавказские люди, и все что за бугром - нам чуждо. У нас другая культура, темп жизни, мировоззрение. Когда я уезжаю заграницу, спустя время меня тянет вернуться в Баку. Я не смогу жить без любимого города, своих друзей. В Европе люди не ходят в гости к друг другу, европейцы холодные, во многих европейских городах после шести вечера каждый прячется у себя дома. Поэтому могу сказать точно, что я не смогла бы жить в другой стране. И вообще, я настолько сильно люблю свою страну, мой Азербайджан, что в любой другой стране я не ужилась бы, это я знаю точно. Можно поехать в другие страны, посмотреть интересные места, но жить я хочу в Баку. При этом моя музыка «выезжает» за пределы нашей родины, и мне этого достаточно. 

- Когда в последний раз у вас был сольный концерт в Баку?

- Вы не поверите, но я не помню (смеется). Бывает, иногда, когда мне нужно что-то о себе вспомнить, я захожу в Google. Правда, на моей странице в Википедии есть определенные ошибки, которые нужно исправить, а так я сама часто пользуюсь интернетом, чтобы вспомнить числа и даты из моего творчества. Я рада, что информация о моем дедушке написана правильно. Он, кстати, Народный писатель Азербайджана, в советский период он заложил основу литературного жанра роман в стране, и является единственным писателем, который написал эпопею о войне. Папа у меня тоже писатель-журналист. Но несмотря на это, и дедушка, и папа обладали замечательными вокальными данными. Помню, в детстве я просыпалась под голос отца, это такое удовольствие. Ему нужно было стать профессиональным певцом. Оперу «Лейли и Меджнун» он исполнял наизусть! Между прочим, папа был против моего увлечения музыкой. Но однажды, услышав мое пение, сдался, сказав: «У нее определенно талант от Бога. И я не могу у нее этого отнять». Я была очень счастлива в тот день, так как единственным препятствием для меня на тот момент было папино одобрение. И вот, с 14 лет я стала выступать на профессиональной сцене.

- Если бы поступило предложение вернуться в «Rast», вы согласились бы?

- Что было, то было, какой смысл возвращаться в прошлое? Я состояла в группе 8 лет.  Группа «Rast» для меня была школой. Я очень люблю солистов группы, мы до сих пор общаемся, собираемся, у нас теплые дружеские отношения. Но то, что было, этого уже никогда не будет. Остались лишь хорошие воспоминания, ведь мы творили и были очень популярной группой на тот момент. Думаю, мы оставили немаленький след в истории азербайджанской музыкальной культуры.

- О личном мы говорить сегодня не будем?

- Думаю нет. А зачем? Мне хочется, чтобы людей интересовало мое творчество, а не моя личная жизнь. Я очень любила актера Жерара Депардье. Как-то я прочитала про его личную жизнь, и поняла, что лучше бы я этого не делала, потому что я перестала его уважать. Отношение изменилось полностью. Поэтому, личное каждого человека, не только артиста, должно оставаться личным!

- Спасибо вам за интервью!

# 19563
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#