Виражи отечественного здравоохранения, или Как оживить покойника - ПРОБЛЕМА

Виражи отечественного здравоохранения, или Как оживить покойника - ПРОБЛЕМА
1 мая 2025
# 17:00

Во вторник текущей недели заседатели Комитета Милли Меджлиса по труду и социальной политике Азербайджана в очередной раз решали, как улучшить медицинскую сферу государства. В частности, обсуждались такие законопроекты, как то: «О внесении изменений в Трудовой кодекс Азербайджанской Республики и законы Азербайджанской Республики «Об охране здоровья населения», «О частной медицинской практике» и «О лекарственных препаратах».

Заместитель начальника отдела человеческих ресурсов, науки и образования Министерства здравоохранения Азербайджана Тарана Ахмедова выступила с рядом инициатив, которые были подхвачены депутатами и прессой и растиражированы всеми СМИ. Прежде всего речь шла о регионах страны, где катастрофическая нехватка медицинских кадров, потому что все они «сосредоточены в столице».

«Есть постановление Кабинета Министров № 330. Выпускники, окончившие резидентуру по государственному заказу, направляются на 3 года на работу в государственные учреждения. В связи с этим заключается гражданский трудовой договор. Все выпускники резидентуры получают назначение», - рассказала заседателям Ахмедова.

Но на этом этапе, как выясняется, и начинаются проблемы. Так, по словам сотрудника Минздрава, оказывается, что врачи-специалисты «иногда не едут на работу по назначению», а «некоторые остаются там надолго после отъезда и не работают».

По ее словам, в постановлении Кабинета Министров указаны некие стимулирующие меры, но «нужно рассмотреть вопрос о внесении изменений в это решение, усилить стимулирующие меры».

«Мы работаем над тем, чтобы привести прием в резидентуру в соответствие с числом выпускников, получивших высшее медицинское образование», - отметила Тарана Ахмедова.

Как выясняется, в Медицинский университет ежегодно поступают 1200–1500 человек на бакалавриат, в резидентуру же - всего 500–600.

«Могут ли остальные выпускники бакалавриата устроиться на работу, найти себе место?» - задала вопрос чиновница Минздрава.

Впрочем, председатель Комитета по труду и социальной политике Милли Меджлиса Муса Гулиев быстро нашел решение данной проблемы, предложив разрешить работать недоучившимся семейными врачами по окончанию бакалавриата.

«Или создадим отдельную специальность - семейный врач. В регионах не хватает врачей. Выпускники бакалавриата работают в службе скорой помощи, а для работы в других учреждениях требуется резидентура. Дадим и семейным врачам такую возможность, чтобы они могли работать после окончания бакалавриата», - сказал он.

Обсудив проблему молодых кадров и наметив границы ее решения, члены Комиссии перешли к вопросам тестирования и сертификации уже действующих врачей. Муса Гулиев отметил, что будет осуществлено разделение вопросов по средней степени сложности.

«Требования к накоплению и подсчету кредитных баллов разрабатываются Министерством здравоохранения. Меры в связи с кредитами и программы непрерывного профессионального развития разнообразны. Это позволит медицинским работникам повышать свои научные знания не только посредством тренингов, но и с помощью различных видов деятельности. Разницы между частным и государственным секторами не будет — эти решения будут распространяться на все медицинские учреждения», - сообщил он.

Также председатель комитета отметил, что после изменений, которые были обсуждены, появится новое понятие – концепция непрерывного профессионального развития. За сотрудниками, не сдавшими сертификационные экзамены, сохранят на 6 месяцев их рабочие места с выплатой зарплаты, а после истечения этого срока они будут снова сдавать экзамен.

Муса Гулиев также заявил, что возраст не может быть помехой для трудовой деятельности человека.

«Он должен работать, если позволяют его здоровье, знания и навыки», - подчеркнул народный избранник.

По его словам, возрастные ограничения были введены для того, чтобы создать больше возможностей для молодежи.

«Но мы должны продумать альтернативу этому – создать больше рабочих мест, а не отстранять пожилых людей от работы в принудительном порядке. У нас есть Министерство экономики, которое должно посчитать, что каждый год 100 тысяч и более молодых людей приходят на рынок труда, мы должны направить их на более лучшую, более высокооплачиваемую работу. Средняя продолжительность жизни в нашей стране повышается. Наши граждане хотят работать, если здоровье позволяет им это. Поэтому мы должны думать не об ограничениях, а об активных мерах по трудоустройству», - резюмировал он.

***

Как видим, темы, затронутые Комиссией, весьма актуальны сегодня. По словам медицинского эксперта Тамиллы Керимовой, регионы страны действительно страдают из-за нехватки кадров.

«В ряде регионов построены и оборудованы клиники, но работать в них действительно некому. В том же Газахе в полупустой больнице - один фельдшер и одна медсестра. Качество образования выпускников нашего меда мы сейчас затрагивать не будем, это отдельная тема. Но как мы отправим вчерашнего студента, не прошедшего нормальной стажировки, в регион, где он будет буквально один на один с пациентом?», - вопрошает эксперт.

Тамилла Керимова рассказала Vesti.az, что сама она по окончании медицинского вуза проработала по распределению три года в селе Саратовка Кедабейского района: «Приходилось и роды принимать, и младенцев лечить, стариков… Со всеми болячками приходили. И ты остаешься один на один с больным, тебе никто не подскажет, не поможет… Мы сейчас бакалавров отправим в такие районы чтобы что? Увеличить смертность?» …    

В пример она приводит недавнюю трагедию в роддоме Масаллы, когда при родах погибли и мать, и ребенок.

«Это не была первая беременность, не было никаких осложнений и отягчающих ситуаций. По крайней мере, на это ничто не указывало, иначе медучреждение давно бы сделало заявление… В другие времена гибель роженицы и ребенка - это настоящая драма в роддоме… И куда вы собираетесь отправлять вчерашних студентов, еще лучше – бакалавров? На стажировку к кому? Вот к этим врачам?», - подчеркнула эксперт.

Со слов военного врача, хирурга Эмиля Асадова, сегодня в регионах действительно наблюдается большая нехватка кадров, однако, что касается качественной медицины, то зачастую даже в столице она оставляет желать лучшего.

«Чему вчерашнего студента научит индивидуально тупой врач, который даже оказать первую помощь не всегда умеет? Я уже не говорю о постановке сложных диагнозов. Ведь далеко не все болячки лежат на поверхности», - возмутился Асадов.

Получается, что идея отправлять бакалавров на роль семейных врачей изначально провальная? Как утверждают эксперты – впрочем, и не они одни, - бакалавриат выпускает из своих стен средний медицинский персонал. Из бывших студентов могут получиться неплохие помощники врача, медсестры и медбратья, сотрудники санэпидемстанций или номенклатура Минздрава, но никак не врач широкого профиля.

По словам Эмиля Асадова, семейный врач должен обладать широким аспектом знаний: от терапевтических до узкой специализации. Бакалавриат, насколько мы понимаем, подобных знаний не дает. Более того, военврач утверждает, что у нас многие медики элементарно не могут оказывать первую помощь.

Он уверен, что несмотря на созданные кафедры, институт семейного врача в стране до сих пор отсутствует. 

«Собственно, для чего он нужен? Не проще возродить в полном объеме работу участковых терапевтов и патронажной помощи? У нас же так реорганизовали медицинскую сферу, что умудрились, без долгих раздумий, убрать жизненно необходимые институты, спасавшие и продлевающие жизни десятилетиями.  А сегодня институт семейного врача рекламируют как некую волшебную конфету по телевизору, хотя, по сути, это обычная карамель. Причем самого низкого качества», - заявил эксперт.  

А нужен ли Азербайджану вообще институт семейного врача и как его сделать действительно эффективным? Тамилла ханум приводит пример кубинских коллег.

«Согласитесь, что Куба – не самая развитая страна. Но там очень интересно решили проблему с семейной медициной. Врачу выделяется квартира в многоэтажном доме – известно, что одна многоэтажка вмещает в себя порядка 1000-15000 человек, объем терапевтического участка. Врач там проживает и ведет прием жильцов. Естественно, у него есть определенная зарплата, жилье, он может тесно контактировать с пациентами и наблюдать картину практически круглосуточно. Естественно, что многие медики с удовольствием рассматривают данную вакансию», - поведала Тамилла ханум.

Специалист поддержала инициативу Мусы Гулиева, относительно возвращения в медицину опытных специалистов, чей возраст перешел границы пенсионного: «Это именно те кадры, которые могут стать костяком воссоздания института семейного врача. Хотя бы в силу своего медицинского опыта и огромной наработанной практики. Они же с большим удовольствием возьмутся и за подготовку молодого поколения, передавая свои знания и опыт».

«Понимаете, врачей отправили на пенсию, и кто-то перешел в частную медицину, кто-то принимает на дому, и к ним приходит полгорода, а кто-то… сломался. Для настоящего врача медицина – это не работа с 9 до 18.00, это их жизнь… Дорогу молодым? С удовольствием. Только кто будет этих молодых обучать? Мои же коллеги, которые сегодня пенсионеры с удовольствием возьмутся обучать молодежь. Причем, многие из них даже бесплатно», - сказала врач.

«Простой пример: у нас в стране 2-3 действительно прекрасных кардиолога, к которым огромные очереди. Они будут обучать молодежь? Да у них на это нет ни времени, ни сил, ни, извините, желания. Им еще лет 10-20 работать, и взращивать себе конкурентов не очень интересно», - продолжила Т.Керимова.

Опять же, она уверена, что многие ее коллеги, отправленные раньше времени на пенсию, с удовольствием поедут работать даже в регионы Азербайджана, в которых ощущается нехватка медицинского персонала.

«По крайней мере, в отличие от юных бакалавров, они не навредят пациентам», - отметила эксперт.

Касаясь вопроса сертификации, по словам Эмиля Асадова, данная инициатива смахивает на «полную несуразицу».

«У меня стаж реаниматолога 16 лет, я работал с тяжелыми больными, сталкивался со множеством экстремальных ситуаций. И я сейчас должен идти и доказывать, что имею право спасать жизни людей. Причем на фоне того, что большинство врачей сегодня не смогут просто попасть в вену, если понадобится сделать укол или забор крови. Причем, доказывать я свою профпригодность буду, отвечая не на вопросы, касающиеся непосредственно моей специализации, а разбираясь в премудростях хозяйственной медчасти, администрировании, номенклатуры уровня завотделения или главврача, а также вспоминая учебники по политэкономии и истории Азербайджана. Я – врач! О чем эта сертификация?!», - возмутился он.

«Что касается инициативы, это же полный бред, если оказывается, что моих знаний недостаточно, чтобы помогать больным, то как меня могут оставить один на один с пациентом еще на полгода? И дать в руки скальпель?», - с недоумением спросил Асадов.  

«Я согласна в этом вопросе с коллегой, - подчеркнула Тамилла Керимова. Сертификация хороша для молодых врачей, тех, кто только начинает свой путь в медицине. Но, позвольте, для чего сертифицировать и отвлекать от работы опытного хирурга, у которого успешный стаж работы 20-25 лет?

Если врач старше 50-ти лет, то он в любом случае уже 20-30 лет практикует. Смысл в происходящем, кроме того, что это все занимает кучу времени, нервов, ресурсов. 

Кроме того, здесь стоит учитывать и психологический фактор. Если врач уверен в себе, более того, в нем уверена клиника, больные стоят к нему в очередь… то невольно возникает сопротивление: какие еще экзамены я должен сдавать?».  

***

Ну и главный вопрос: как реанимировать систему здравоохранения страны?  И незрячему сегодня видно, что она тяжело больна: огромные очереди на обследование и лечение по ОМС; полная путаница с кадрами; с каждом годом все меньшее число грамотных специалистов.

Наши эксперты предлагают: вернуть назад опытных врачей; возобновить институт участковых терапевтов и патронажной помощи в полном объеме; проводить круглые столы с участниками СМИ и общественных организаций; проводить тренинги для начинающих специалистов – причем, бесплатно…

Вывод, который сделали мы, неутешителен: оживить систему здравоохранения Азербайджана полумерами и презентациями сегодня не получится. Проблема не только в нехватке врачей, а в полной рассинхронизации между тем, чему учат, кого выпускают и что реально требуется на местах. Ставка на молодых — прекрасна, но лишь в тандеме с опытными наставниками, условиями и системой поддержки. А пока вместо системы — лишь лоскутное одеяло инициатив, в котором одни дыры латались другими.

Реанимация системы здравоохранения требует не столько сертификаций и понятий, скопированных с Запада, сколько конкретных решений: достойных условий труда в регионах, возвращения профессионалов на службу и адекватной образовательной базы. Без этого даже самый амбициозный «семейный врач» окажется в положении фельдшера, которого бросили на ампутацию без скальпеля. А пациент, как всегда, заплатит за все — не только деньгами, но и собственной жизнью.

Возможно, пора признать: не каждый вираж ведет к повороту в нужную сторону. Иногда — это просто кружение по замкнутому кругу.

  

      

# 1221
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА