Вечером 3 апреля может начаться война в Карабахе…
2 апреля состоятся поистине судьбоносные для Армении парламентские выборы, которые завершат масштабный процесс конституционной и государственно-административной реформы в этой стране, превращающей ее из республики с президентской формой правления в парламентскую республику. На деле это будет означать то, что Арменией будет управлять не глава государства или президент, а избираемый из своего состава депутатами парламента – Национального Собрания – председатель этого высшего органа законодательной власти, который и будет считаться первым лицом в стране. Данное обстоятельство качественным образом отличает эти выборы от всех предыдущих, и именно поэтому я решил обратить на них пристальное внимание.
Данная статья представляет собой субъективную точку зрения заинтересованного стороннего наблюдателя, для которого происходящие в Армении внутриполитические пертурбации представляют собой абстрактный и сугубо научный интерес. Поэтому здесь я не стану давать каких-либо ангажированных оценок и прогнозов, а постараюсь изложить максимально беспристрастно то видение ситуации в Армении в связи с выборами, как оно есть у отстраненного и удаленного наблюдателя, живущего в Москве, за полторы тысячи километров от эпицентра событий.
Однако начну я изложение своего видения положения дел в Армении накануне выборов с одного допущения: выборы должны быть открытыми и честными или транспарентными, как об этом любят говорить в странах Западной Европы и Северной Америки, для которых отсутствие подтасовок результатов голосования и точный отчет абсолютно каждого голоса даже самого последнего избирателя является нормой повседневной жизни, а не идеалом будущего.
Если же 2 апреля в Армении события будут развиваться в соответствии с политической аксиомой советского периода «не важно как голосуют, важно, кто и как считает», то рассуждать на тему выборов вообще не имеет смысла, так как выборы без выбора – это фарс и политический нонсенс, имитация демократии, узурпация власти и первый шаг к диктатуре. Впрочем, нынешняя Армения не так далека от этого политического режима сегодня, особенно в условиях, когда вся ее нынешняя политическая элита полностью состоит из бывших полевых командиров незаконных вооруженных формирований сепаратистов Нагорного Карабаха.
Повторюсь еще раз: если парламентские выборы в Армении 2 апреля будут открытыми и честными (в чем лично я очень сомневаюсь, но на что все-таки очень надеюсь), то ни одна из ныне действующих и участвующих в предвыборной кампании политических партий или коалиций общественных сил не наберет более половины голосов избирателей. Это означает, что после того, как центральная избирательная комиссия Армении озвучит и утвердит итоги голосования и раздаст избранным кандидатам депутатские мандаты, Армению будет ожидать ожесточенная политическая борьба за создание коалиции парламентского большинства, которая даст возможность избрать главу государства и сформировать новое правительство.
В этих условиях принципиальное значение приобретает вопрос о том, какая из партий наберет на выборах относительное большинство голосов на выборах, потому что именно она будет формировать вокруг себя эту самую коалицию парламентского большинства. И далеко не факт, что первое место в рейтинге по числу поданных голосов получит именно Республиканская партия Армении Сержа Саргсяна. Не исключен вариант того, что она окажется на втором и даже третьем месте (естественно, при условии, что выборы все-таки будут транспарентными), и тогда «карабахский клан» нынешнего президента окажется не у дел, а сам Серж Саргсян из полновластного главы государства превратится в заурядного второразрядного политика, о котором практически сразу все позабудут, если, конечно, не решат выставить его в роли, как говорят в России, «козла отпущения», т.е. лишат депутатского иммунитета и предадут суду. А судить его, сами понимаете, есть за что, одного преступного приказа об истреблении мирных жителей в Ходжалы вполне достаточно для того, чтобы осудить его на пожизненное тюремное заключение.
Я буду далеко не первым в ряду политологов и аналитиков, которые заявляют о том, что сейчас в Армении развернулась ожесточенная политическая борьба между сторонниками пророссийского и прозападного курса развития страны. Линия раздела между двумя политическими полюсами и лагерями не вполне четкая и явная, но она реально есть, тогда как политические фигуры или персоны, олицетворяющие собой центры притяжения общественных сил и симпатий, уже абсолютно ясны. Это ныне действующий президент Серж Саргсян, олицетворяющий собой пророссийский путь развития страны, и экс-президент Левон Тер-Петросян, «западник» при нынешнем раскладе внутриполитических сил в Армении. Компромисс между силами, которые олицетворяют собой эти люди, а они оба сами по себе являются отнюдь не лидерами, а послушными марионетками, навряд ли возможен, потому что Армении, чтобы выйти из тупика, в котором она оказалась, так или иначе потребуется люстрация власти или «очищение через жертвоприношение», как об этом говорили в Древнем Риме, а поэтому проигравшая на выборах сторона будет принесена в жертву.
Некоторые скептики могут мне возразить, что накануне выборов, в минувший четверг, Серж Саргсян, выступая на первом пленарном заседании съезда Европейской народной партии в Сент-Джулиансе (Мальта), заявил, что соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве Армения-ЕС планируется подписать на предстоящем саммите «Восточного партнерства», и поэтому его также надо считать прозападно ориентированным армянским политиком. Однако при этом не следует забывать, что во второй части своего выступления он сказал о том, что его страна находится в преддверии парламентских выборов. Именно в этом - суть его заявления. Сегодня Серж Саргсян вынужден раздавать любые, даже самые фантастические и несбыточные обещания в любой готовой его слушать аудитории, лишь бы привлечь на предстоящих выборах сотые доли процента голосов избирателей. От этого напрямую зависит будущее политическое и даже физическое существование самого Сержа Саргсяна.
В его словах я не вижу ничего, кроме наглого и оголтелого популизма, рассчитанного исключительно на внутриармянскую аудиторию и на ту небольшую часть европейских либералов-идеалистов, которые все еще питают иллюзии на счет единства и могущества Евросоюза. Мы же с вами прекрасно помним, как в 2014 году этот человек в одиночку и чуть ли не за уши втащил Армению в Таможенный Союз и ЕАЭС, вопреки желаниям своего народа и армянского бизнеса. Выйти из ТС и ЕАЭС без колоссальных для себя потерь Армения уже не сможет, экономика Армении, пусть даже слабая и ущербная, намертво привязана к ТС и ЕАЭС, и вряд ли Европейский Союз будет тратить многие миллиарды долларов на то, чтобы "выкупить" Армению у России. Это будет выглядеть, по меньшей мере, глупо в нынешних условиях, когда одной рукой ЕС вводит санкции против России, а другой рукой выплачивает ей «отступные» за выход Армении из ЕАЭС.
При этом очень нехорошее чувство подсказывает мне, что Серж Саргсян и Ко в условиях честного голосования не сохранят за собой власть в результате парламентских выборов. Но остаться при власти лично ему и его окружению жизненно необходимо. Поэтому я не исключаю наличия у «карабахского клана» на случай провала на парламентских выборах 2 апреля «плана Б». Если Республиканская партия Армении не набирает на выборах 2 апреля большинства голосов, это не будет означать поражения нынешних властей Армении, поскольку у них всегда будет возможность аннулировать итоги выборов.
Основанием для этого может быть масштабная война в Нагорном Карабахе, которая вполне может начаться (естественно, по странному стечению обстоятельств) днем или вечером 3 апреля. Только подготовкой армянский войск к атаке можно объяснить поездку Сержа Саргсяна на оккупированные территории Азербайджана именно накануне выборов, во время которой он высказал ряд угроз в адрес официального Баку и азербайджанского народа. Подобная милитаристская риторика, крайне далека от предвыборной агитации, была нужна ему для того, чтобы прикрыть истинную цель поездки – отдание приказов по «плану Б». С 3 по 5 апреля азербайджанским военным следует быть бдительными и готовыми к бою, поскольку приказ из Еревана начать боевые действия сразу по нескольким направлениям может поступить в любую минуту, как только станет понятно, что Республиканская партия Армении выборы проиграла.
Война, как говорят в России, «спишет все», в том числе и аннулирование результатов общенародного голосования 2 апреля, если правящая элите Армении почувствует, что утрачивает власть в результате демократических парламентских выборов. В этой ситуации Серж Саргсян и его команда внешне ничего не теряют, поскольку для них ответственность за эскалацию конфликта всегда можно будет возложить на Азербайджан, по крайней мере, для целей внутренней пропаганды, а заодно и обвинить официальный Баку в срыве выборов или каком-то еще ином грехе. Антиазербайджанские настроения в армянском обществе достаточно сильны, чтобы значительная часть населения охотно и на веру восприняла подобные обвинения, приняв их за чистую монету. А когда с линии фронта в Ереван начнет массово поступать «груз 200», тогда о результатах выборов забудут все…
Предстоящие 2 апреля выборы на долгое время вперед определят нравственное лицо нового политического режима в Армении, который должен появиться в результате их проведения. Буквально через несколько дней мы узнаем, встанет ли это страна на путь демократического развития или по-прежнему останется под властью хунты бывших полевых командиров незаконных вооруженных формирований сепаратистов Нагорного Карабаха. Ждать осталось недолго.
Специально для Vesti.Az
Олег Кузнецов
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico