Сафаровы, Sputnik, агенты ФСБ — Кремлю пора понять: Баку молчать не будет - МНЕНИЕ

Сафаровы, Sputnik, агенты ФСБ — Кремлю пора понять: Баку молчать не будет - МНЕНИЕ
1 июля 2025
# 13:00

После того как русскому солдату пришлось досрочно уносить ноги из деоккупированного Азербайджанской армией Карабаха, в Кремле стали отчетливо понимать: политика, до того применяемая к Кавказу, дает трещину. А ведь еще в 2020 году, по итогам 44-дневной войны, российской власти удалось разместить в Карабахе свой контингент на пять лет, якобы с миротворческой целью. Позже аналогичный маневр был проделан Россией в Сирии. Кстати, не без содействия братской Азербайджану Турции.

Раздражение Москвы усиливалось на фоне стремительно укрепляющихся позиций Баку, который становился все более самостоятельным игроком в регионе и все чаще игнорировал интересы северного соседа. Особенно это раздражение росло в связи с углублением союзнических отношений с Турцией. Вопреки всем попыткам Кремля не допустить Анкару в постконфликтный Карабах, который российская сторона уже решительно считала своей зоной влияния.

Однако надежды превратить Ханкенди в опорную точку и закрепить верхнюю часть Карабаха как зону долгосрочного влияния России, с прицелом на размещение там полноценной военной базы, потерпели крах.

Тем временем Азербайджан продолжал укреплять свои позиции: 15 июня 2021 года в Шуше была подписана историческая Шушинская декларация с Турцией. Этот документ вывел союзнические отношения двух братских государств на качественно новый уровень, предполагая тесную координацию в региональных и международных стратегических вопросах, включая создание военного союза на случай внешней угрозы.

Погрязшей с февраля 2022 года в украинских топях российской власти, было не до своевольного Баку, который, между прочим, с первых дней, так называемой СВО, оказывал гуманитарную помощь Украине: бесплатно предоставлял горючее, отправлял генераторы, принимал украинских детей в реабилитационных центрах, последовательно поддерживал территориальную целостность страны, не признал аннексию Крыма, Донбасса и других оккупированных территорий, а также не голосовал в пользу России в международных институтах.

Однако вскоре на горизонте замаячили новые проблемы. Поражение стратегического союзника Кремля по «оси зла» - Ирана, одного из ключевых поставщиков ракет и «шахедов», совпало с актуализацией вопроса о расширении Авраамовых соглашений, в которые могут быть включены Азербайджан и Армения. Визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна к Реджепу Тайипу Эрдогану, вероятность подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном без посредничества Москвы, а также процесс восстановления армяно-турецких отношений - все это в совокупности вызывало раздражение в Кремле.

Пока российская власть была поглощена затянувшейся на годы попыткой покорить Украину, Южный Кавказ - регион, веками находившийся в составе Российской и Советской империй и даже после распада СССР формально считавшийся зоной влияния Москвы - смело и уверенно строил собственное будущее, неподконтрольное Кремлю.

Мир на Южном Кавказе никогда не входил в число приоритетов Москвы. Напротив, она всегда была заинтересована в управляемом конфликте, как ключевом инструменте давления и на отдельные страны региона, и на весь Южный Кавказ в целом.

Принцип «разделяй и властвуй» Кремль успешно использовал для того, чтобы удерживать Армению в полной своей зависимости: военной, экономической и политической. Ну и одновременно сдерживать Азербайджан, не позволяя ему сблизиться с Западом и Турцией. Москва присвоила себе роль незаменимого арбитра и «миротворца», без которого, как она стремилась внушить, все неизбежно рухнет.

Свое военное присутствие в регионе - базу в Армении и так называемых «миротворцев» в Карабахе - российская сторона в реалиях использовала как инструмент давления и контроля в регионе. Поставляя оружие одновременно и Армении, и Азербайджану, она сознательно поддерживала хрупкий военный паритет, не позволяя ни одной из сторон добиться окончательной победы. Создавая тем самым искусственные барьеры: одной стране на пути к интеграции с Западом Армении, Азербайджану - в реализации региональных проектов в партнерстве с Турцией и Западом.

Мир лишает Москву главного рычага давления - конфликта, с помощью которого она годами блокировала любые интеграционные процессы в регионе. А посредничество Турции и Европы в мирных инициативах означает для России утрату монополии на Кавказе. Это болезненный удар по ее представлениям о собственном статусе великой державы.

В Кремле всерьез опасаются формирования нового геополитического альянса: Турция - Азербайджан - (возможно, Армения) - ЕС - США. И такие опасения вовсе не беспочвенны.

Именно поэтому Москва систематически срывает мирные инициативы Запада, искусственно поддерживает напряженность в Зангезуре и оказывает давление на обе республики, используя весь арсенал гибридных инструментов.

В Армении Москва уже не раз предпринимала попытки сместить Никола Пашиняна - политика, который, согласившись практически на все условия Баку, стремится к скорейшему заключению мирного соглашения. Кремль пытался использовать для этого то бывших президентов: Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, то - духовенство. Однако пока безрезультатно. Последняя попытка госпереворота, по сути, была пресечена всего несколько дней назад.

Поскольку у Азербайджана нет уязвимостей внутри - за ним стоит вторая армия НАТО (Турция) - российская власть перешла к другому, более грязному и опасному методу: к великодержавному шовинизму и насилию в отношении азербайджанцев, проживающих на территории России.

Трагедия семьи Сафаровых в Екатеринбурге - результат этой политики. Спецоперация, проведенная ФСБшниками, закончилась жестоким убийством двух братьев и пытками других задержанных. Это было не расследование и не правосудие. Это было преступление против человечности, основанное на национальной и религиозной ненависти. Противоправное вторжение в дом, насилие, самосуд силовиков без всяких следственных процедур: все это нельзя назвать иначе как акт террора против наших соотечественников.

Вполне естественно, что в сложившейся ситуации ни руководство Азербайджана, ни общественность не могли остаться безучастными. Последовали: решительный протест Министерства иностранных дел и вызов российского поверенного с жестким требованием провести расследование действий российских силовиков и наказать виновных. Подобная реакция была и в случае с трагедией в небе над Актау, когда пассажирский самолет AZAL был обстрелян при подлете к Грозному. Но и тогда, и теперь российская сторона не признала своей вины, не извинилась и не провела никакого полноценного расследования в отношении действий своих военных и спецслужб.

Последствия для российско-азербайджанских отношений предсказуемо жесткие. Москва, не выполнившая ни одного положения подписанной 22 февраля 2022 года Декларации о союзническом взаимодействии, получила соответствующий ответ. Азербайджан фактически заморозил все политические, экономические и культурные проекты с Россией.

Баку отказал в приеме вице-премьеру Оверчуку, визит которого был запланирован заранее. Делегация Милли Меджлиса не поехала в Москву на 23-е заседание Комиссии по межпарламентскому сотрудничеству. Министерство культуры отменило все совместные мероприятия с российской стороной. МВД Азербайджана провело спецоперацию в офисе закрытого ранее издания «Спутник Азербайджан» - бакинского отделения российского МИА «Россия сегодня», которое продолжало свою деятельность подпольно. В ходе операции были задержаны двое сотрудников ФСБ России, работающих под прикрытием сотрудников агентства.

Обстановка накаляется, межгосударственные отношения фактически поставлены на паузу. Вместо извинений и проведения расследования кремлевская пропагандистская машина получила команду «фас» и начала информационную атаку на Азербайджан. Расчет прост: запугать Баку, дав понять, что более двух миллионов азербайджанцев, проживающих в России, могут стать объектом давления.

Теперь угрозы звучат не только с экранов пропагандистских каналов, но и с трибун Государственной думы. Там требуют выдворить азербайджанцев из страны и обвиняют Азербайджан во вмешательстве во внутренние дела России: мол, семья, подвергшаяся насилию, имела российское гражданство, и на этом основании Баку не вправе поднимать никакие вопросы.

Цинизм этой позиции предельно ясен. Ведь тот самый Кремль, развязывая войну против Украины, прикрывался необходимостью «защитить русских», причем не только граждан, но и просто русскоговорящих. Эта риторика до сих пор используется для оправдания агрессии. Но когда речь заходит о жертвах среди азербайджанцев, обладающих российскими паспортами, риторика внезапно исчезает.

В основе же всего происходящего, стремление Кремля вернуть утраченное влияние на оба государства и вновь утвердиться в роли хозяина региона. При этом отношение к мусульманам, выходцам с Кавказа и из стран Центральной Азии продолжает оставаться унизительно пренебрежительным, как к людям второго сорта.

Национальное презрение, взращенное кремлевской системой и российской пропагандой, давно стало нормой. Оно укоренилось в обществе, питаясь страхами, агрессией и великодержавной иллюзией. Но сейчас ситуация изменилась. Азербайджан, как показала эта история, больше не безмолвный объект давления. Он стал самодостаточным, сильным государством, способным дать четкий, адекватный ответ на звериный оскал русского фашизма.

Но Азербайджан отвечает не по законам джунглей, как это делает сама Россия, а в рамках принципов правового государства и международного права. В отличие от Москвы, которая позволяет себе бомбить жилые кварталы в Украине или закрывать глаза на ракетные удары по гражданским в Израиле, не получая симметричного ответа, Баку тоже не опускается до насилия в отношении русских по национальности или русскоязычных граждан внутри своей страны.

Ответом на убийство без суда и следствия братьев Сафаровых российскими силовиками стало строгое, но правовое действие: задержание представителями МВД Азербайджана сотрудников закрытого агентства «Спутник Азербайджан», за которым скрывались сотрудники российских спецслужб, действовавшие под прикрытием журналистов. Обвинения в шпионаже стали результатом обысков и конкретных доказательств, а не этнической или политической мести.

Теперь, возможно, Москва обвинит Азербайджан в «недружественном поведении». Но как, скажите на милость, реагировать на пренебрежение, высокомерие, на насилие и показательное размахивание «сапогом» русского солдата? Чем, кроме достоинства и твердой позиции, можно ответить на демонстративную попытку вновь подчинить Кавказ страху?

Кремлю пора уже понять, что эпоха страха закончилась: теперь Кавказ отвечает на силу - законом, на шантаж - суверенитетом, а на унижение - достоинством. Время, когда Баку молчал под давлением, ушло в прошлое — и Москва будет вынуждена с этим считаться.

 

 

 

# 3723
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА