Азербайджано-армянская граница: Есть ли шанс ухода от красной линии?
Партия войны Армении продолжает предъявлять права на управление провалившейся страной, реализуя себя посредством нового витка милитаризма. Происходит это в то самое время, когда официальный Ереван попеременно озвучивает призывы к де-эскалации.
Можно ли верить Армении? В случае со страной, которая проявляет свою сущность в хищничестве, бредит отмщением, выдвигая неуемные территориальные притязания, вопрос обретает риторический смысл. Если в действующей концепции национальной безопасности Армении, а она была принята во времена президентства Сержа Саргсяна, Азербайджан и Турция фигурируют как вражеские государства, верить в искренность заявителя не представляется возможным.
Положим, Никол Пашинян приостановит или же вообще выбросит в мусорку концепцию безопасности, которую вполне можно именовать концепцией взрывоопасности, сможет ли Ереван кардинально перестроиться?! По логике он обязан отказаться от агрессивных планов, чтобы привнести свой вклад в дело мира в Южном Кавказе. Но свидетельств в пользу миролюбия у Армении не наблюдается.
В умах правящего блока сплошной сумбур, а оппозиция и вовсе не устает провозглашать воинственные призывы.
Глава правительства и другие представители правящего эшелона периодически экспериментируют, высказываясь в оптимистичном тоне, говорят о примирении. В некотором роде они стараются демонстрировать умеренный настрой. Но он не убедительный, потому едва верится в правдоподобность смыслов, вложенных в озвучиваемые сентенции.
На деле обнадеживающе звучащие императивы армянских верхов рассчитаны на простаков и завзятых оптимистов, и призваны воссоздавать ласкательный фон для усыпления бдительности Азербайджана.
Если по ту сторону баррикад и в самом деле верят в то, что Баку проглотит легковесные наживки, то печально. Значит, армянские политики по-прежнему не в ладах со здравым рассудком, и утратили способность трезвомыслия.
В стране по-прежнему превалируют милитаристские страсти. Тон задают оппозиционеры, те самые, которые подставили народ своей кровожадностью.
На фоне относительной сдержанности главы кабинета, который все еще выдерживает паузу перед лицом острой нехватки кардинальных решений, парламентское меньшинство наглеет. Оно ведет позиционные бои и настаивает на том, чтобы вооруженные силы страны были в состоянии повышенной боевой готовности.
Неугомонные депутаты блока «Армения» зло и бескомпромиссно критикуют правящую коалицию за нерешительность. Но наученный горьким опытом правительственный кластер понимает, что продолжать испытывать терпение Баку опасно.
Последний инцидент на границе, в результате которого погиб азербайджанский военнослужащий, не на шутку напугал Никола Пашиняна. Баку, как и обещал, на провокацию ответил мощным огнем, мало не показалось возмутителю спокойствия. В результате Ереван чуть ли не на коленях умолял Баку приостановить огонь.
Но парламентские оппозиционеры действуют наперекор, подогревая реваншизм, будоража общественное сознание путем ложных сигналов, будто страна «перед лицом азербайджанской агрессии» еще сохраняет боевую силу и способна изменить статус-кво.
В бесшабашности лихо упражняется парламентская фракция блока «Армения» и ее глава Сейран Оганян, тот самый, который в разгар последней военной кампании сунулся в Карабах. Желал перегруппировать силы, но еле унес ноги.
До возобновления боевых действий он убеждал всех в неприступности оборонительной линии, которую соорудил с участием иностранных военных. Линия под ударами азербайджанской армии позорно пала. Но генерал-перевертыш быстро оправился, и снова в строю, но уже качестве политика.
Осмелел, и выстраивает новую наступательную линию ради формирования атмосферы нетерпимости. Его цель – не дать погаснуть огню войны, держать эскалацию на медленном огне.
Вместе со своим босом Робертом Кочаряном и единомышленниками он раздувает межнациональный антагонизм, видя в нем единственно работающую идеологию.
Злоупотребляя положением, лидер фракции неистово сетует, дескать, нынешняя армянская власть «принимает решения экспериментальным путем», в результате чего страна пришла «к катастрофическому бедствию». Хотя бедственное положение страны – это прямое следствие провальной политики сладкой парочки Кочарян-Саргсян, к которой Оганян имеет прямое отношение.
Подводя доказательную базу под свой вывод, генерал-неудачник резко критикует принцип паритета, который Ереван допускает в качестве приемлемого для разблокировки приграничных трений.
«Зеркальный отвод войск от границы, утверждает бывший министр обороны, привел-де к обратному результату, и противник (имеется в виду Азербайджан) вторгся на армянскую территорию. Умный вояка требует от визави односторонних уступок.
Предаваясь иллюзиям, он настойчиво призывает разыграть карту ОДКБ, международных структур и соседних государств, чтобы «заставить Азербайджан отойти». Его кредо проливает свет на один весьма немаловажный аспект.
В ходе последней военной кампании Ереван истерично визжал об участии наемников, добровольцев и мусульманских государств на стороне Азербайджана, пытаясь найти обоснование собственной беспомощности. Истошно требовал подключения к процессу ОДКБ и сообщества, не понимая, что излюбленный геополитический боекомплект утратил силу.
В начале 90-х Ереван при активном участии террористического интернационала и внешнего сектора добился военного перевеса, и решил, что стратегически переиграл соперника. В этом была его ошибка. Сегодня, когда он продолжает жалобно визжать об участии третьих сил на стороне Баку, сам вынашивает план привлечения на свою сторону внешних игроков.
Потому оппозиционный блок настойчиво ставит вопрос о «создании совместной комиссии правительств соседних государств для урегулирования пограничных споров с Азербайджаном».
На деле крикуны в открытую признаются в собственной недееспособности, неумении работать самостоятельно в спектре проблем, которые по определению не имеют отношения к третьим сторонам. Это к вопросу о том, где и как должна проходить граница.
Что касается зеркального отвода войск, о чем еще и высказалось внешнеполитическое ведомство Армении, то и этот предмет подпадает под свод двусторонних обязанностей. Какой смысл раскручивать новый виток спекуляций?
Ереван может избежать дальнейшего обострения, если перестанет искушать судьбу с применением вооружений на границе. В этом случае Баку позволит применить приемлемые механизмы без фактора международного мониторинга. Для разрядки, если Ереван его искренне желает, обязан нейтрализовать дестабилизирующий потенциал партии войны не только в парламенте, но и в приграничье. Об этом речь.
Тофиг Аббасов
Ликвидировано Государственное энергетическое агентство Нахчывана - УКАЗ
Милли Меджлис: заявления Пашиняна недопустимы и искажают суть вопроса
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты