Сардар Джалалоглу: «Уже на следующей неделе в Азербайджане могут начаться революционные процессы»

Сардар Джалалоглу: «Уже на следующей неделе в Азербайджане могут начаться революционные процессы»
1 июня 2009
# 15:50
Недавно ДПА выступила с интересным предложением, которое могло бы открыть новую страницу во внутриполитической жизни страны. Но идея провести диалог между властями и оппозицией по выработке общенациональной концепции урегулирования карабахского конфликта не была реализована. Почему?

- Это предложение было в штыки воспринято как властями, так и оппозицией. Если власти считают, что их концепция урегулирования карабахской проблемы идеальное и бесспорное, то оппозиция считает, что вообще диалог с властями дело бессмысленное. В результате этого наше обществе вновь подтвердило, что не только не способно провести объективные выборы, но даже не готово к простому политическому диалогу. Проблема заключается в том, что в общественном сознании не сформировано демократическое мировоззрение. Оппозиция обычно формирует свою позицию в ответ на позицию властей, мол, если власти не хотят с нами разговаривать, то почему мы должны предлагать консенсус.

В целом в оппозиции понимают, что в общенациональных вопросах нужен диалог и формирование единой концепции, которые отражали бы позицию всего политического спектра страны. Демократическая партия периодически возвращается к идее диалога, но есть опасность того, что эта идея станет просто раздражать население. Боюсь, что со временем идея консенсуса станет бессмысленным и у нас не останется никаких методов для достижения национального согласия.

- Вы хотите консенсуса с властями, а есть ли консенсус между самой оппозиций? То, что 6 наиболее крупных оппозиционных партий собрались в Гражданском движении «За Карабах и Республику», это, скорее всего вынужденная мера, нежели искреннее желание объединиться. Волей неволей вырывается наружу желание одной оппозиционной партии подчинить своей воле всех остальных…

- Действительно между партиями остается недоверие, но это связано с тем, что оппозиция не ведет активную политическую деятельность. Пока царит штиль во внутриполитической жизни, между оппозиционными партиями будет отчетливо проявляться противоречия. Вполне естественно, что кто-то хочет подчинить остальных своей воле. Это философия политики. Но, к сожалению политика подчинения, применяется не в отношении оппонентов, а своих союзников.

В том, что правящая элита не готова к диалогу, нет нашей вины. В тоже время у наших союзников по оппозиционному лагерю отмечается явный эгоизм, не вникая в суть дела, сходу отвергать любые предложения диалога.

Когда я был в блоке «Азадлыг», то там мы вместе выступили с заявлением о том, что данный блок выступает за проведение диалога с властями, но когда стало очевидно, что этого не получится, то наши союзники оценили эту нашу инициативу как политическую слабость. Я уверен в том, что оппозиция должна идти на встречу властям. В политическом диалоге есть опасность того, что участвующая сторона может потерять авторитет и стать сателлитом.

Диалог требует небольшого отхода от принципов, ради более значимой цели. С этой точки зрения мои предложения наши политические оппоненты встречают с опаской. Сейчас в Азербайджане очень много людей, которые отступили от ранее декларированных принципов.

Кстати, политический диалог может служить альтернативой выборам. У нас нет другой возможности достичь политического развития в стране, кроме как диалога власть-оппозиция. Надо признать, что в оппозиции есть силы, которые вообще не заинтересованы в развитии политической культуры, и они торпедируют любую инициативу.

- Кстати, об отходе от принципов, по-видимому на текущих муниципальных выборах оппозиция уже не будет наставать на изменении формата избирательных комиссий. Именно это требование на прошедших президентских выборах ставился во главу угла?

- Верховный меджлис ДПА подготовил изменения и дополнения к закону о муниципальных выборах, где есть предложения о формате комиссий. Но все зависит, от того проявит ли правящая элита политическую волю в плане проведения честных выборов. Формат избирательных комиссий, даже при условии формирования паритетных комиссий, ничего не решает. Вот в Грузии, во времена Шеварднадзе большинство в комиссиях было у оппозиции, но фальсификаций на выборах было так много, что это привело к оранжевой революции. То есть конкретно люди, ничего не решают, а вот при проявлении воли можно провести объективные выборы даже в условиях, когда все комиссии будут сплошь сформированы из членов партии «Ени Азербайджан».

Если не будут сверху даны соответствующие установки, оказывать давление на комиссии, то можно провести вполне нормальные выборы. Сейчас самое главное это найти ответ на вопрос – способен ли Азербайджана провести демократические выборы? К сожалению, все больше убеждаюсь, что путем выборов в стране не возможно достичь перемен. Кстати, Госдеп США в своих отчетах отмечает, что население Азербайджана потеряло возможность осуществления политических перемен путем выборов. Косвенно, признается возможность революционного пути развития. Но есть ряд важных факторов, которые исключают возможность революций в Азербайджане. К примеру, отсутствие внешней поддержки оппозиции, нет единого оппозиционного лидера и пр.

- В последнее время оппозиция перестала активно апеллировать, просить защиты у международных институтов. Поговаривают, что оппозиция потеряла источники помощи от Запада?

- Действительно в этом есть правда. Дело в том, что оппозиция лишена возможности вести коммерческую деятельность и таком образом финансировать свою работу. Сильная партия создается из конгломерата новой политической и экономической силы. У нас этого нет и соответственно сведено до минимума материально-техническая база оппозиции. Прооппозиционные бизнесмены покинули Азербайджан. В США разница голосов на выборах составляет 1-2%, а скажем в Саудовской Аравии вообще нет оппозиции. В тех странах, где нет демократии, нет и оппозиции. Альтернатива властям может появиться в условиях демократии. Мне не понятно, по каким критериям можно определить слабость оппозиции. Мы с очень ограниченными ресурсами стремимся вести политическую деятельность.

Просто оппозиции не видно на телевидении и электронных СМИ. По настоянию Совета Европу в Азербайджане было создано Общественное телевидение. Но за исключением периода выборов лидеры оппозиции не допускаются к эфиру этого телеканала. Вообще по Общественному телевидению не передают информацию об оппозиции.

- То есть оппозиция, уже не ждет помощи от Запада?

- Запад не намерен поддерживать демократию в Азербайджане. Но есть повод для оптимизма. Дело в том, что Азербайджан живет в глобальном мире и по сравнению с другими странами наше государство находится под мощным воздействием глобальных центров силы. Пока эти силы не будут заинтересованы в демократических преобразованиях, у нас в стране ничего не изменится. Поэтому наша цель привлечь международные организации к демократизации страны.

-Вы хотите сказать, что демократия в Азербайджан может прийти только извне?

-Нет. Демократия не имеет границ и национальности. Достижение демократии возможно, только если есть внешняя поддержка. Многие западноевропейские страны пришли к демократии под давлением внешних сил. Азербайджан часть мирового сообщества и соответственно проходящие в мире процессе будут влиять на ситуацию в стране. Но есть проблема с тем, что сейчас в мире сама демократия переживает период кризиса. Даже в европейских странах происходят нарушения фундаментальных прав человека. Посмотрите, кто правит Францией, Италией, обратите на поведение лидеров этих стран на саммитах. Все эти люди озабочены только своими меркантильными интересами. Это еще один аспект слабости азербайджанской оппозиции.

Обратите внимание, после 2005 года ни одни выборы в Азербайджане, не стали предметом обсуждений в СЕ. Или же оказанная СЕ фактическая поддержка мартовского референдума в Азербайджане. Желание демократии в низах недостаточно, надо, чтобы и власти хотели демократических преобразований. Иначе в Азербайджане будет нарастать условия благоприятствующие революционным настроения. На фоне видимой стабильности, революционные процессы в Азербайджане могут начаться, скажем, на следующей неделе. В политике события, причины и следствия не всегда имеют прямой связи.

Гасым Ардаби
# 810
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#