Гудрат Гасангулиев: «Часть лиц, представленных сегодня в оппозиции, вышли на бой за статью Конституции, которую они бойкотировали в 1995 году»

Гудрат Гасангулиев: «Часть лиц, представленных сегодня в оппозиции, вышли на бой за статью Конституции, которую они бойкотировали в 1995 году»
16 марта 2009
# 21:29
- Как Вы расцениваете процесс подготовки к референдуму?

- Кампанию в связи с референдумом можно было провести еще лучше. Однако я считаю, что стороны смогли довести до общественности свои позиции. Но выступающие против референдума силы не смогли поставить серьезные аргументы. Даже Али Керимли в своем выступлении заявил, что за короткий период смогли довести до общества важность референдума.

- Какого Ваше отношение к претензиям тех, кто бойкотирует референдум?

- Аргументы тех структур, которые призывают бойкотировать референдум, необоснованны. Они, ссылаясь на пункты 156 и 158 Конституции, выступают против внесения изменений в Конституцию. По идее, этих ограничений нет. В Конституции указывается, что кроме первой главы любой вопрос может быть вынесен на референдум. Мы можем не только вносить изменения в Конституцию путем референдума, но и можем принять новую Конституцию. С другой стороны Конституционный суд определяет то, соответствуют ли Конституции и азербайджанским законам решения Милли Меджлиса. Конституционный суд же вынес заключение в связи с проведением референдума. Комментировать Конституцию входит в полномочия Конституционного суда. Сейчас Иса Гамбар или кто-то другой могут не согласиться с решением Конституционного суда, однако являясь гражданином Азербайджана, обязаны соблюдать его. Потому что на территории Азербайджана решения Конституционного суда лишь исполняются, не комментируются и не обсуждаются. Более высшая власть, чем Конституционный суд – это народ. Если есть протест против решения Конституционного суда, тогда нужно призвать народ к участию на референдуме и выражению своего отношения. Но оппозиция выбрала путь бойкота.

Затем бойкотирующее референдум Движение за Карабах и Республику заявляет, что изменения, предложенные в статью в связи с законодательным инициативным правом избирателей, ставит под угрозу суверенитет Азербайджана над Карабахом. Это не имеет оснований. В статье 3 Конституции отмечается, что изменение территориальных границ Азербайджана возможно лишь путем референдума.

Подход сторонников бойкота вопроса в связи с устранением содержащегося в Конституции ограничения на избрание одного и того же лица на пост президента более двух сроков тоже ошибочен. Мнение о том, что процесс окажет отрицательное влияние на международный имидж Азербайджана и приведет к монархии в стране, не имеет никаких оснований. Во-первых, следует отметить, что предоставление одному лицу права на избрание на пост президента более двух раз никак не влияет на демократию или свободу человека. До 1968 года в США не признавались политические права чернокожих. Франклин Рузвельт же избирался на пост президента четыре раза, и период его правления запомнился в истории США как период процветания демократии. Просто, США, уважая свое прошлое и традиции, внося изменения в Конституцию, запретило избрание на пост президента более двух раз одного и того же лица. Однако в ходе внесения в 22-ю статью Конституции США этого изменения в Конгрессе ни один человек не выступил за этот шаг в период Рузвельта.
Сегодня они заявляют, что если Ильхаму Алиеву в третий раз будет предоставлено право на избрание президентом, он станет пожизненным президентом. Кто может сказать будет ли вообще выдвигать свою кандидатуру Ильхам Алиев в третий раз? Политики, которые утверждают, что если Ильхам Алиев в третий раз выдвинет свою кандидатуру и опять победит, признаются уже сейчас в своей слабости. Это является признаком того, что уже сейчас они уверены в победе Ильхама Алиева.

С другой стороны, к примеру, в Армении и Иране запрещается избрание одного и того же лица на пост президента. А разве есть демократия в этих странах?

Противники референдума, говоря о том, что в стране существует коррупция и экономические проблемы, и при этом считают не целесообразным проведение референдума – это не может считаться серьезным аргументом. Я согласен с тем, что в стране наблюдаются экономические проблемы, нарушения закона и другие. Однако для того, чтобы говорить об этих вопросах, существуют избирательные кампании. Референдум в связи с юридическим законодательством не является ареной для обсуждения подобных вопросов. Как это может быть, что среди стольких изменений ни одно не было бы удовлетворительным? К примеру, сколько времени уже оппозиция требовала принятия закона о статусе экс-президента. Среди предложенных изменений есть и этот пункт. К примеру, выступление муниципалитетов с отчетом перед Милли Меджлисом. Я не считаю это реальным. Практически не возможно осуществление выступлений в парламенте с отчетами 2.700 муниципалитетов. Потому, что количество заседаний Милли меджлиса в течение года составляет всего 30. Это будет носить формальный характер.

- Ограничивает ли изменение в 32-й пункт референдума возможность прессы получать информацию?

- Нет. К сожалению, начало целенаправленных изменений не изучается внимательно. В изменении говорится, что за исключением случаев, предусмотренных законом, если лицо протестует против слежки за ним, это создает ответственность. То есть здесь речь идет о случаях, не предусмотренных законом. В Азербайджане закон «О СМИ и свободе информаций» определяет право журналиста на сбор информации. В предлагаемом сейчас изменении речь идет о вмешательстве в личную жизнь. Речь здесь не идет об освещении противозаконных, противоречащих нравственности поступков кого-то.

- Будут ли результаты призыва к бойкоту?

- Одни и те же структуры бойкотировали президентские выборы в 1998 и 2008 годах, в 1995 году они бойкотировали референдум. Что изменилось? В мировой практике нет ни одного случая, чтобы, сидя дома, победить политическую свободу в стране. С другой стороны, они намерены представить как свою сторону ту массу, которая итак не придет на выборы. Это дешевая кампания и не даст никаких результатов. Говорят, якобы результаты референдума подпадут под подозрение. Они брали под подозрение и легитимность нынешнего президента после выборов, что изменилось? Все страны и международные организации сегодня принимают Ильхама Алиева. С ним говорят, направляются ему приглашения, осуществляются совместные международные проекты. Их эти поступки ничего не меняют в стране. Они не могут проводить гибкую политику, соответствовать требованиям периода. Я уверен, что референдум состоится, и его итоги будут признаны мировым сообществом.
Сегодня эти лица вышли на бой за статью Конституции, которую они бойкотировали в 1995 году. Хотя, эту же Конституцию они не хотели признавать в 1995 году. Будем надеяться, что это будет их последней ошибкой. Вероятно, после референдума они более критически подойдут к своей политической деятельности и откорректируют ее.

# 2374
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#