Турция меняет геополитическую реальность Ближнего Востока - АНАЛИТИКА
Ситуация в Сирии меняется так быстро, что даже за время, пока вы читаете эту статью, могут произойти новые важные события.
Начатое 27 ноября наступление боевиков из исламистской суннитской группировки Хаят Тахрир аш-Шам или ХТШ ("Движение за свободу Сирии"), поддержанное силами другой группы ("Сирийская национальная армия" или СНА) достигло результатов. За четыре дня сражений был взят город-миллионник Алеппо - главный промышленный и финансовый центр страны, столица севера, и большая часть одноименной провинции.
Спустя еще несколько дней передовые отряды ХТШ далеко продвинулись на Юг и взяли город Хама. Ее падение имеет двойное значение - как символическое, так и стратегическое.
Во-первых, Хама выступила против Хафеза Асада, отца нынешнего президента Сирии, еще в 1982 году. Тогда исламистское восстание (им руководители боевики суннитского фундаменталистского движения "Братья-мусульмане") было подавлено войсками с применением артиллерии. Погибли до 40 тысяч жителей, но Хама осталась городом, где население не принимало режим. Победа ХТШ подводит черту под этими событиями.
Во-вторых, Хама - преимущественно суннитский город с полумиллионным населением. Там боевики получили запасы топлива и продовольствия, а в будущем Хама даст им значительное пополнение. И наконец, это ворота к другому крупному городу - Хомс, по направлению к которому они стремительно продвигаются.
Падение Хомса, если оно произойдет, может стать началом конца для Башара Асада, правление которого явно сыплется. В этом случае будет перерезана связь между столицей - Дамаском, и прибрежными районами, где расположены сирийские порты и российские военные базы.
Причины катастрофы
В последние несколько лет армия Асада деградировала. Ее отдельные подразделения получали слабое финансирование и занимались самообеспечением, конкурируя между собой за право взимать дань с местных бизнесов. Их боеспособность падала, солдат ничему не учили, плохо кормили и они занимались сбором дани с населения. Как заметила одна журналистка, проживающая в Сирии - "любой, кто имел дело с солдатами Асада, хотел бы от них избавиться".
Впрочем, это началось раньше. В 2016 года вышла статья российского военного эксперта Михаила Ходаренка «Проще разогнать сирийскую армию и набрать новую». Сегодня можно только удивляться точности его описания ситуации в Сирии: "Пока вместо сирийской армии сражаются ополченцы, иранские добровольцы, «Хезболла» и ЧВК, солдаты Башара Асада собирают дань на дорогах." Соответственно, лишившись поддержки большинства этих сил (о чем пойдет речь ниже – авт.) армия Асада побежала.
С другой стороны, боевики ХТШ, опираясь на средства некоторых государств Персидского залива, организовали в сирийском регионе Идлиб, контроль над которым они сохранили, военную академию и превратили разрозненные отряды в настоящую армию, подчиненную единому командованию. Они обучили группы спецназа, штурмовые соединения и другие силы, способности автономно вести операции, но в то же время хорошо координировать свои операции. Современные средства связи и разведки обеспечили эту координацию. Кроме того, боевики создали команды дронщиков. Применение ими дронов носит массовый характер и стало одним из главных факторов, вызвавших бегство сирийской армии. Тяжело вооруженным правительственным силам оппозиция противопоставила маневренные автомобильные колонны. Стремительно перемещаясь, они отрезают правительственные войска от баз и источников снабжения, а затем тучи дронов атакуют и уничтожают технику. Впрочем, многое солдаты Асала ее просто бросают. Число захваченных единиц бронетехники уже исчисляется сотнями.
Все это происходило на фоне экономического коллапса, о чем часто забывают. Дело не только в том, что Сирия разорена гражданской войной, длившейся с 2011 года и подмороженной лишь в последние четыре года. Военные Асада откровенно грабят населения, взимают дань с работников, фермеров и предпринимателей, отжимают недвижимость и доходные бизнесы. Все это не способствовало росту экономики. Кто же станет вкладывать деньги в новые предприятия, если их потом все равно отнимут? Особенно прославилась такими действиями знаменитая "Четверка" - 8-10 тысячная четвертая дивизия режима, возглавляемая братом президента, Махером Асадом, тесно связанная с Ираном. Кроме того, "Закон Цезаря", принятый Конгрессом США, налагал санкции не только на сирийские государственные и частные компании, но и на всех, кто захочет иметь с ними дело. Эти мощные вторичные санкции, вместе с другими перечисленными выше обстоятельствами, изолировали страну и привели к тому, что около 90 процентов сирийцев живут ниже черты бедности, а на зарплату рядового гражданина можно купить несколько килограммов мандаринов. Люди выживают с огромным трудом. В итоге, мотивация сражаться за Асада пропала даже у тех, у кого она была прежде.
Наряду с грабежами и экономическим коллапсом, в сирийской гражданской войне есть и другой фактор - этно-конфессиональный. Большинство населения - мусульмане-сунниты, в то время как руководство принадлежит к алавитскому клану. До начала гражданской войны, как указывало издание Financial Times около половины ВВП Сирии принадлежало семье Асадов через государственные и частные компании. Многие высшие командные посты в армии и спецслужбах занимались алавиты. Это раздражало сирийцев по той причине, что семья Асада и его друзья, чуждые в религиозном плане большинству граждан, превратили страну в свою кормушку. Хотя некоторые представители меньшинств поддержали оппозицию, все же в подавляющем большинстве она состоит из суннитов.
Власть, со своей стороны, попытался опереться на поддержку этноконфессиональных меньшинства. Многие их представители - алавиты, исмаилиты, шииты, друзы, а также христиане, проявляют сегодня беспокойство. Однако, формирования ополчений для защиты от ХТШ в настоящий момент не наблюдается. Причина в том, что, как говорилось выше, Асад подорвал к себе доверие грабежами и разрушением экономики. Люди просто устали от нищеты и от насилия правительственных военных.
ХТШ со своей стороны пообещали не трогать различные религиозные меньшинства и пресекли попытки нападений на них со стороны отдельных боевиков. Например, это произошло в шиитском городе Нубль, где боевики принялись демонстративно раздавать населению продукты. Во всяком случае, пока они проводят такую политику. По нашему мнению, они будут действовать подобным образом до того момента, когда и если установят прочную власть над страной. Вопрос в том, что они будут делать дальше. Позволим себе выразить сомнение в их терпимости и гуманизме.
Руководящее ядро ХТШ в прошлом было связано с Аль-Каидой. В 2016 году группировка разорвала с ней связи, отказалась от международного джихада и провозгласила своей целью создание суннитского религиозного государства в Сирии. Но о таком прошлом трудно забыть.
Геополитическая ситуация вокруг Сирии
Целый комплекс причин, вызвавших разрушения власти Асада, связан с внешними обстоятельствами. Он опирался на помощь России, Ирана и иранских прокси, прежде всего ливанской «Хезболлы». Все эти силы, кроме России, входят в т.н. «Ось сопротивления» - созданную Ираном коалицию, которая ведет борьбу с США и Израилем за господство на Ближнем Востоке. Однако, Россия сосредоточила все свое внимание и основные военные ресурсы в Украине. Что касается ливанской проиранской шиитской партии «Хезболла», помогавшей Асаду защищать Алеппо, то ее основные силы были выведены в Ливан для противостояния с Израилем, где понесли большие потери в последние месяцы.
В настоящее время израильская армия, ЦАХАЛ, разрушает коммуникации между Сирией и Ливаном и продолжает бомбить небольшие соединения «Хезболлы» и иранского КСИР (Корпус стражей исламской революции), остающиеся на территории Сирии.
Израиль больше не рассматривает власть Асада как знакомое и приемлемое зло. Так было раньше, теперь это изменилось. Поскольку Асад сотрудничает с Ираном и «Хезболлой», а Израиль ведет военные действия против Ирана и созданной им коалиции, «Оси сопротивления», он не хочет проявлять терпимость к власти. Израильские военные и руководители спецслужб в последние дни сообщили через СМИ, что они не потерпят ни дополнительного присутствия в Сирии иранских войск или «Хезболлы», ни даже передачи ими современного оружия Башару Асаду. Таким образом, Израиль выбивает из-под ног у режима его важную, возможно самую существенную опору.
Сейчас поступают сообщения о том, что «Хезболла» намерена перебросить в Сирию несколько тысяч бойцов. Но даже если это случится, им придется противостоять боевикам ХТШ на фоне того, как ВВС Израиля атакуют базы и колонны «Хезболлы» и режут ее коммуникации и связь с основными базами в Ливане.
Так же поступали сообщения, согласно которым иракские проиранские милиции послали в Сирию несколько сотен бойцов на помощь Асаду. Однако, до сих пор никто не видел их на фронте.
Для Ирана происходящее - геополитическая катастрофа. Сирия является центральным элементом «Оси сопротивления», преимущественно шиитской коалиции, куда входят проиранские силы, контролирующие Ирак, Сирию и Ливан. Если выбить центральное звено, то ливанская «Хезболла» - самый эффективный участник «Оси сопротивления» - останется без иранской сухопутной логистической поддержки. Будет нарушена целостность Оси сопротивления. В Сирии укрепятся враждебные Ирану силы.
Главный дипломат Ирана Аббас Арагчи на днях посетил столицу Сирии Дамаск, а затем нанес видит в Багдад. Поговорив со своими союзниками по Оси сопротивления, он заявил, что Иран готов оказать Сирии помощь.
Но есть проблема. Тегеран мог бы направить в Сирию войска, но Израиль, который ведет с ним войну, воспримет это как акт агрессии. Колонны с иранской техникой, как только они пересекут границы Ирака, будут немедленно атакованы израильскими ВВС - самыми мощными в регионе, имеющими абсолютное господство в воздухе.
Россия пообещала предоставить Асаду помощь в виде некоторого количества военной техники. Но готова ли она перебросить на помощь Дамаску тысячи военных? Для Москвы Украина является вопросом первостепенного значения. Настолько ли для Кремля важна Сирия?
Позиция Турции остается сложной. Анкара, которая контролирует СНА, несомненно, координировала с ХТШ наступление на Алеппо. Поддерживая атаки ХТШ, бойцы СНА взяли Тель-Рифат - северный пригород Алеппо. Недавно они заявили, что примут участие в наступлении на Юг. СНА хочет принять участие в разделе власти и в управлении будущей Сирией без Асада.
В то же время Турция вряд ли могла знать - этого не знал никто - что локальная операция боевиков в Алеппо закончится для Асада катастрофой таких масштабов. Но в любом случае Анкара имеет некоторые рычаги влияния на ХТШ и контролирует СНА, а значит может влиять на происходящее. Укрепление врагов Асада, с которыми она в той или иной форме сотрудничала, скорее ей на руку. К тому же, Анкара хотела бы вернуть домой четыре миллиона сирийских беженцев, чье присутствие раздражает значительную часть турецкое общества и используется критиками президента Реджепа Тайипа Эрдогана для нападок на него. Наступление ХТШ и СНА предоставляет ей такую возможность. Вряд ли Анкара упустит ее.
США и курдский фактор
А что же США? Они заняты внутренними проблемами. Старая администрация Байдена уходит, новая администрация Трампа еще не сформировалась. Поэтому Вашингтон не проявляет большой активности в сирийском вопросе.
США уже давно помогают сирийским курдским вооруженным формированиям контролировать около четверти территории Сирии на севере и востоке страны.
Эти курдские силы являются главным противником Турции, поскольку ими руководит РПК (Курдская рабочая партия) - организация, которая вооруженными методами борется за самоопределение курдов, проживающих в Турции и Сирии. Создание анклава РПК - партии, которую турецкое государство официально считает «террористами» - на территории Сирии, на границах с Турцией, с точки зрения Анкары неприемлемо. Президент Турции, Эрдоган, хочет отодвинуть курдов на 25-30 км от границы, создав вдоль нее «Зону безопасности» на территории Сирии.
Однако, Вашингтон пока не дал согласия на такую операцию. На сирийских территориях, контролируемых курдами, также размешены американские войска. Тем не менее, судя по сигналам, поступающим из окружения Трампа, он может принять решение о выводе своих военных из Сирии. Это станет зеленым светом для Анкары и ее союзников из СНА на создание Зоны безопасности. Но до тех пор, пока такого согласия нет, Турция и ее друзья не могут проводить операции в курдских районах, возможно, за исключением города Манбидж и некоторых кварталов Алеппо.
Что касается самих курдов, то пока они не проявляют намерений защищать Асада. Они эвакуировали своих сторонников и часть населения из ряда районов, таких как Шехба и Тель-Рифат. Кое-где вспыхнули столкновения с подразделениями СНА. Но нельзя сказать, что курды играют большую роль в текущих событиях.
Итоги
У Башара Асада осталось несколько дней или, может быть, недель для того, чтобы найти какие-либо внешние или внутренние ресурсы и переломить ситуацию в свою пользу, хотя бы закрепившись на определенных рубежах. Наступление ХТШ развивается стремительно, времени у Асада мало.
Михаил Шерешевский
Александр Рар: Распад коалиции в Германии усиливает позиции АдГ - ИНТЕРВЬЮ
Спасение или капитуляция: план Трампа по Украине - МНЕНИЕ
Швейцарская нейтральность треснула: мифы о Карабахе на повестке дня - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
От Дохи до Анкары: как газопровод может изменить Ближний Восток - АНАЛИТИКА
«Мирные инициативы» Орбана: без Украины и в пользу Москвы - МНЕНИЕ
Мусабеков: Еревану лучше не хитрить и не тянуть с решением Зангезурского вопроса – ИНТЕРВЬЮ