Сдержанность или удар: как Израиль ответит на атаку Ирана с учетом позиции США и арабских стран? - АНАЛИТИКА
Президент США Джо Байден, ближайший союзник Израиля, дал понять, что не поддержит израильскую атаку на объекты, связанные с ядерной программой Тегерана. В то же время он и все лидеры "большой семерки" согласились, что у Израиля есть право на ответные действия после массированного ракетного удара, который Иран нанес 1 октября в ответ на ликвидацию лидера Хезболлы Хасана Насруллы и заместителя командующего спецподразделения «Аль-Кудс» при КСИР, бригадного генерала Аббаса Нилфорошана в Бейруте.
В заявлении Белого дома, последовавшем после обсуждения Байденом и лидерами G7 координации новых санкций против Ирана, подчеркивается, что лидеры G7 “недвусмысленно осудили нападение Ирана на Израиль”. Байден подтвердил “полную солидарность и поддержку Израиля и его народа Соединенными Штатами”.
Тем не менее, администрация США призывает Израиль проявить сдержанность в ответ на атаку, которую Байден назвал «неэффективной и потерпевшей поражение». Позиция США ясна: избегать дальнейшей эскалации конфликта, чтобы не втягивать регион в еще более масштабные боевые действия.
Интересно, что на этот раз сдержанность проявляют и арабские страны Персидского залива. На встрече в Дохе на этой неделе они попытались заверить Иран в своем нейтралитете в конфликте с Израилем, вероятно, опасаясь, что эскалация может угрожать их нефтяным объектам. По словам источников Reuters, министры из арабских государств Персидского залива, присутствовавшие на встрече азиатских стран, организованной Катаром, сосредоточили внимание на вопросах деэскалации.
Однако и Израиль, и США обещают наказать Иран. «Иран заплатит высокую цену», — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Но окончательное решение о том, каким будет этот ответ, пока не принято. Байден, несмотря на поддержку Израиля, советует Нетаньяху проявить осторожность.
В настоящий момент главный вопрос — каким будет ответ Израиля. Более чем очевидно, что Нетаньяху придется учитывать рекомендации Байдена. Важно отметить, что, как и в ночь на 13 апреля, Израиль получил помощь от США в отражении атак. Официальный представитель Пентагона Патрик Райдер подтвердил, что два эсминца ВМС США — USS Bulkeley и USS Cole — участвовали в защите Израиля от ракетных ударов Ирана. Байден, по его словам, отдал приказ сбивать иранские ракеты, направленные на Израиль.
Дополнительная информация о расходах Пентагона подтверждает эту тесную координацию. По данным Bloomberg, Пентагону потребовалось около $1,2 млрд, чтобы пополнить запасы ракет, использованных для защиты Израиля 1 октября, и ещё $276 млн запрашивается на приобретение дополнительных баллистических ракет SM-6 и $57,3 млн — на покупку крылатых ракет Tomahawk.
Ответ Израиля неизбежен по нескольким причинам. Во-первых, это вопрос чести и достоинства для израильского народа, который, несмотря на малочисленность населения и окружение недружественных стран, со дня своего основания ставит во главу угла безопасность и выживание.
Во-вторых, впервые за последние годы противостояние Израиля с его врагами, включая ХАМАС и "Хезболлу", затянулось более чем на год. Именно сейчас, после ликвидации ключевых фигур и разрушения значительной части военной инфраструктуры этих организаций, Тель-Авив как никогда близок к ослаблению своих противников.
В-третьих, Израиль считает, что сейчас можно нанести серьезный удар по так называемой «Оси сопротивления», включая сам Иран, особенно на фоне внутриполитических изменений в Тегеране после избрания президента Масуда Пезешкиана, что ослабляет позиции радикалов.
Израиль намерен воспользоваться этим фактором, а также тем, что за 30 дней до президентских выборов в США администрация Байдена будет вынуждена поддержать израильскую атаку на стратегические объекты Ирана — если Израиль решит действовать самостоятельно.
Какими могут быть шаги Израиля?
- Атака по военным объектам Ирана, особенно по тем, которые производят баллистические ракеты и системы ПВО.
- Удар по ядерным объектам Ирана, что может замедлить развитие ядерной программы, но приведёт к эскалации.
- Атака на инфраструктуру нефтедобычи Ирана, что ударит по экономике, но вызовет ответные атаки на объекты нефтяной промышленности арабских стран и может взвинтить цены на нефть.
- Экономические и кибератаки, такие как дополнительные санкции и кибервмешательства, подобные израильским атакам на инфраструктуру Ливана.
Какой из вариантов выберет Израиль с учетом позиции США, Европы и стран Персидского залива? Сценарий атаки на ядерные объекты маловероятен, но Тель-Авив известен своей способностью к неожиданным решениям. Вопрос в том, когда и как он решится нанести свой ответный удар.
Мира Гасанова
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ