Шамиль Алиев: Именно гражданин Азербайджана снимет фильм о Победе -ИНТЕРВЬЮ  

Шамиль Алиев: Именно гражданин Азербайджана снимет фильм о Победе -ИНТЕРВЬЮ 

 
14 ноября 2023
# 20:00

Фильм «Степняк» («Cölcu"), снятый в 2012 году, принес режиссеру Шамилю Алиеву мировую славу и множество международных наград. Это и правда внушительный список: фильм участвовал в более чем 150 кинофестивалях, получил около ста премий и наград. Назовем лишь номинации Антониони и Тарковского, премии Жан-Люка Годара и Ингмара Бергмана (Golden Galaxy Award), Луиса Бунюля (LIAFF). Сведущие люди оценят этот уровень. Поэтому мы решили поговорить с признанным мастером о нынешнем положении кино в Азербайджане, и немного о будущем.   

- Шамиль муаллим, давайте начнем с обобщающего вопроса: каково положение киноиндустрии Азербайджана? Вы, как режиссер фильмов, неоднократно получавших международное признание, наверняка, имеете возможность сравнивать. Что происходит в нашем кинематографе в целом?


 

-  Киноиндустрия в Азербайджане сейчас находится на стадии завершения реорганизационных процессов. Параллельно снимаются независимые, короткие, документальные фильмы. Со стороны Агентства кинематографии республики объявлен конкурс в разных жанрах, имеется в виду, полнометражных художественных, а также анимационных, документальных, коротких фильмов. Как вы знаете, существуют три категории: произведение искусства, государственный и коммерческий заказы. По результатам объявленного конкурса в скором времени стартуют работы над фильмами. Конечно, мы немного опоздали в реорганизации структуры, к сожалению, этим не занималось прежнее руководство министерства культуры Азербайджана. Нынешнее руководство Минкульта взяло, как мне кажется, очень правильный курс. Уже было проведено несколько форумов, а для меня был очень важен форум по кинематографии, который выявил наиболее наболевшие проблемы. Исходя из этого были сформулированы важные задачи, которые в дальнейшем необходимо будет решить. Допустим, мы до сих пор не члены Euroimage (Фонд поддержки культуры Совета Европы), но, надеюсь, со временем это тоже будет решено.

Пока мы совершаем логистическую реорганизацию со стороны министерства культуры, однако и структурная реорганизация очень важна. Тут я вам хочу сказать, что перед нами стоит еще одна цель: слияние творческих союзов  - Союз кинематографистов Азербайджанской республики (СКАР) и Союз кинематографистов (СКА), что и происходит в настоящее время.  Это тоже очень важный момент, потому что творческие союзы в целом должны стимулировать современное мышление, новые задачи, каким-то образом помогать стране в создании киноиндустрии. Дело в том, что до сих пор существовали неправильные понятия, главенствовали какие-то меркантильные интересы в принятии творческих решений. Нам всем нужно будет жить по-новому, хотим мы этого или нет, так как мир движется вперед.

Хочется отметить, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, благодаря мудрой политике многоуважаемого президента Ильхама Алиева. Мы спокойно можем жить и творить, все зависит от нас самих, кинематографистов. Иждивенческая политика мышления должна отойти в прошлое. Есть замечательная азербайджанская пословица: «Ver yiyeyim, ört yatayım gözle, canım çıkmasın». Надо будет мыслить и действовать, исходя из современных требований. А они диктуют творческую независимость. Паразитировать на государственные дотации – это не выход из положения. Надо помочь государству своими проектами, мышлением, предложениями, должно быть именно так.

- Как вы относитесь к киноспекуляциям? Поясню: недавно фильм режиссера армянского происхождения получил серебряную награду FIFOG 2023 на Женевском международном фестивале восточного кино (FIFOG). В нем, по обыкновению, повествуется о т.н. геноциде, репатриации и прочих любимых армянских "фишках". И таких примеров много! Правильно ли, когда темы, затрагиваемые в фильмах, то есть политическая спекуляция становится важнее художественной ценности?

- Я лично плохо отношусь к киноспекуляции, но это ничего не меняет. То есть, армяне в целом не перестанут продвигать на фестивалях свои "фишки", и нам к этому нужно быть готовыми. Я знаю названный вами фестиваль, он не очень крупный, он все-таки имеет какую-то известность. Повторюсь, надо быть готовым к такого рода вещам.

Для примера хочу привести вам один случай. В свое время канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян снял фильм «Арарат» на тему «геноцида армян в Турции». Этот фильм попал в основной конкурс Каннского фестиваля. Министерство иностранных дел Турции предъявило Франции ноту протеста, после чего французы вежливо попросили Атома Эгояна не создавать конфликтную ситуацию, и фильм "Арарат" был удален из программы Каннского фестиваля. Конечно же Эгоян выступил и сказал, что он сам пришел к такому выводу, мол, кинематограф - это не арена для каких-то столкновений или конфликтов на исторические темы. И заявил, что сам снял свой фильм из программы конкурса, хотя это было неправдой. Я не призываю, чтобы мы на государственном уровне объявляли протесты Швейцарии или еще кому-либо, совсем нет. Мы тоже должны снимать такого рода фильмы, тем самым противопоставляя лжи нашу правду, но с хорошим художественным вкусом, не теряя художественную ценность. Моя позиция такова. Не стоит обижаться на армян, а надо заниматься своими делами, развивать азербайджанский кинематограф, участвовать в различных международных кинофестивалях со своими более качественными и правдивыми, имеющими художественно-эстетическую ценность фильмами.

Я был членом жюри на нескольких кинофестивалях, где пресекал награждение некоторых фильмов такого рода. Да, я не был отборщиком, так как эту роль выполнял сам фестиваль, но как член жюри способствовал тому, чтобы эти фильмы ничего не получили. Моя позиция была обоснована тем, что эти фильмы не несут никакой фактической, исторической правды, поэтому все остальные члены жюри согласились и поддержали мое мнение. Во многих случаях на этих фестивалях отборщики даже не знают об истинном положении дел. И к этому тоже надо быть готовым. Надо и свои фестивали организовывать. Да, у нас, к примеру, есть международный кинофестиваль короткометражных фильмов и DokuBaku IDFF документальных фильмов. Но эти фестивали проводятся на одном энтузиазме. Государство, конечно же, помогает, оказывает поддержку, ведь не стоит забывать о том, что фестиваль - это культурно-политическое мероприятие, имеющее очень важное значение в культурной политике той или иной страны. И тем не менее.  

Допустим, Каннский фестиваль «сидит» на бюджете Франции. Каждый год на его проведение выделяется 25 миллионов, иногда меньше, иногда больше. И это очень важный вопрос для Франции. Нам тоже необходимо проводить такого рода фестивали. Я понимаю, это совсем непросто, должен быть постоянно работающий комитет.

Скажу еще одно. У нас хватает вредителей, кто в угоду чуждым азербайджанской культуре моральным ценностям, продвигают навязанные идеи. От них мы должны себя беречь.

Помните, как в свое время уважаемый президент Ильхам Алиев сказал, что среди нас есть пятая колонная, что мы все должны быть начеку? В этом смысле фестивали являются хорошей платформой для того, чтобы продвигать свои культурные традиции и ценности. И участвовать в международных кинофестивалях, давая им хорошую взбучку исключительно своими качественными фильмами, имеющими художественную, эстетическую ценность. Ведь просто так ничего не бывает. Повторюсь, фестивали, которые у нас проводятся – это голый неконтролируемый энтузиазм. И опасно то, что они могут нанести вред нашему государству. Не будем углубляться и говорить, в каких именно деталях это происходит. Наверное, министерство культуры в дальнейшем тоже должно об этом подумать. Необходим какой-то фестивальный комитет, постоянно работающий, состоящий из грамотных, морально устойчивых людей. И нами не должны управлять меркантильные интересы той или иной группировки. К сожалению, среди наших кинематографистов практикуются такие явления, взять хотя бы факт существования двух киносоюзов. Это нездоровое отношение к азербайджанскому кинематографу, который от этой раздробленности многое теряет.  

- Недавно мы отпраздновали День Победы. Такое событие в истории Азербайджана нуждается в киновоплощении, причем, на хорошем мировом уровне. Невольно вспоминаются фильмы, снятые после Второй мировой войны, их очень много, как посредственных, так и выдающихся. Что на тему карабахских войн сняли мы? Удачные и неудачные примеры. 

- Да, недавно мы отпраздновали День Победы - уникальное, неповторимое событие в истории Азербайджана. Вы знаете, если кто и снимет эту тему фильм, ему уже надо сказать спасибо! Чтобы говорить о мировом уровне, требуется несколько иной подход, сформированная киноиндустрия, а это сейчас очень важный вопрос. Потому что спонтанно такого уровня дела не делаются. Наверное, есть очень много сценариев, написанных и молодыми, и зрелыми деятелями. Но на мировом уровне мы пока не снимали, может, пока рано говорить об этом? Мы только отходим от этих событий, наши раны пока не затянулись, на это нужно время.

Знаете, после Второй мировой войны шедевры тоже не сразу появились. Допустим, фильм «Летят журавли». Через сколько лет он появился на экранах? И остальные картины вышли не сразу. Конечно, идеология тут играла свою роль, я имею в виду Советский Союз. У нас нет такой давящей идеологии на художников, режиссеров, литераторов, мы живем в свободной стране и должны работать на ее благо. Сразу такие шедевры не получаются, должно пройти время и прийти осознание пережитого. Если мы хотим делать фильм на мировом уровне, в этой работе должны быть задействованы очень много людей из разных областей, которые в итоге придут к единому знаменателю. А тем, кто сейчас снимает более или менее удачные картины, стоит сказать спасибо, что не испоганили саму идею. Вообще, снимать надо много, чтобы развивать киноиндустрию, работать в мировом масштабе. И во главе этого процесса должны быть азербайджанцы, а никакого Голливуда с Болливудом, или даже нашей братской турецкой страны. Структуру и антропологию наших войн лучше азербайджанца никто не понимает. Я в этом убежден, и думаю, что со временем именно гражданин Азербайджана и снимет этот фильм о победе.

- Вы возглавляете Комиссию по выдвижению  азербайджанских фильмов на конкурс Американской киноакадемии «Оскар». Снимают ли сегодня у нас конкурентоспособные работы, которые можно смело отправлять на один из главных мировых киноконкурсов?

- Да, в этом году я возглавил упомянутую вами Комиссию по выдвижению азербайджанских фильмов на конкурс Американской киноакадемии «Оскар». В следующем году состав комиссии, кстати, может поменяться. Независимо от того, кто там будет, мы должны стараться участвовать каждый год, но с качественными работами, а не средними или проходными фильмами.

Допустим, в Азербайджане сейчас снимается много посредственных, независимых, коммерческих картин. Речь идет о презентации Азербайджана, поэтому в этом деле должна быть осторожность. Представляя тот или иной фильм на «Оскар», мы создаем образ азербайджанской культуры, морали, истории. Не дай Бог ошибиться и послать туда отражающий в невыгодном свете азербайджанскую культуру фильм, а они у нас есть. Воспользовавшись творческой свободой, некоторые художники - в угоду чуждым ценностям, чтобы понравиться кому-то, действуют как пятая колонна. Такого рода фильмы категорически нельзя отправлять не только на «Оскар», но и на другие международные фестивали.

- Над чем сегодня работает режиссер Шамиль Алиев?

- У меня что называется «на руках» несколько проектов. Сейчас я сосредоточен на проекте «Xalı» («Ковер»), а это, как вы знаете, имеет для Азербайджана важное значение. У фильма есть финансовая поддержка, идет подготовительная работа. Можно сказать, что мы готовы работать с фанатизмом. Продюсером фильма является Рустам Алиев, очень опытный в кинематографе человек. Он спродюсировал несколько сериалов, короткометражных, документальных, а также полнометражных художественных фильмов. А нынешнее положение таково, что киноиндустрии требуется хороший, грамотный и подкованный продюсер. К сожалению, продюсерский институт у нас не очень развит, как говорят, раз-два и обчелся.

Помимо этого, есть еще один проект, который называется «Qiz qalası», в свое время он назывался «Архаичные мотивы». Эти оба проекта прежнее руководство министерства культуры «благополучно похоронило», не давая мне возможности снимать. Я не знаю, откуда вообще берется такая психология. Как мог человек, работающий в области культуры, испытывать невероятную ненависть к своей собственной культуре, чтобы эти проекты до сих пор были не реализованы?! Очень надеюсь и связываю большие надежды с нынешним руководством Минкульта. Хотя, поживем – увидим. Что бы ни было, я буду стараться воплотить свои замыслы, потому что в истории художник остается не благодаря тому, какие награды или звания он получил. Остаются его работы. И поэтому я постараюсь реализовать эти два важных для азербайджанской культуры фильма - «Xalı» и «Qiz qalası».

# 12657
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#