Мехрибан Алекперзаде: Театры всегда были самыми сложными и важными культурными учреждениями – ИНТЕРВЬЮ

Мехрибан Алекперзаде: Театры всегда были самыми сложными и важными культурными учреждениями – ИНТЕРВЬЮ
20 сентября 2024
# 20:00

Гостьей сегодняшнего выпуска Vesti.az стала признанная личность в культурной среде Азербайджана — художественный руководитель Азербайджанского государственного академического национального драматического театра, писательница, журналист, режиссер и заслуженный деятель искусств страны Мехрибан Алекперзаде.

Лауреат Государственной премии Азербайджанской Республики, премии Межпарламентской ассамблеи СНГ имени Чингиза Айтматова, Мехрибан ханым известна своей преданностью национальному искусству и стремлением развивать его на современном этапе, не забывая при этом о славных традициях.

Получив режиссерское образование на факультете театральной режиссуры Азербайджанского государственного института искусств имени М. А. Алиева (сейчас — Азербайджанский государственный университет культуры и искусства - ред.), Мехрибан Алекперзаде долгие годы ставила авторские спектакли на ведущих театральных сценах страны. Однако ее имя стало известно широкой публике не только благодаря театральным постановкам, но и циклу телевизионных программ, которые покорили зрителей своими глубокими темами и искренностью.

В мае 2023 года Мехрибан Алекперзаде была назначена художественным руководителем одного из главных театров страны — Академического национального драматического театра. В беседе с Vesti.az она откровенно рассказала о своем видении будущего театра, творческих планах и тех вызовах, с которыми сталкиваются культура и искусство Азербайджана в предлагаемых обстоятельствах.

— Уже больше года вы возглавляете Азербайджанский академический национальный драматический театр. Пришлось ли вам столкнуться с трудностями в процессе вступления в должность? Как вас принял коллектив?

— Хочу начать с самого начала. После окончания института я проработала в драмтеатре 25 лет. За это время театр стал для меня вторым домом. До моего назначения художественным руководителем я уже была тесно связана с театром и его коллективом, так что это место для меня всегда было родным. Когда меня назначили на эту должность после значительного перерыва, я не почувствовала, что возвращаюсь — скорее, ощущение было такое, будто я и не покидала это место. Мои первые шаги в профессии были сделаны именно здесь, и это придало мне уверенности. Кстати, до моего назначения в театре уже были поставлены около десяти моих спектаклей.

Конечно, трудности были, есть и будут. Театр является очень сложной структурой. Представьте: столько профессиональных актеров, каждый со своим уникальным опытом, каждый по-своему талантлив. Управлять таким коллективом — это всегда вызов, но в этом и есть особенность драматической сцены. Не зря же считается, что самыми сложными и важными культурными учреждениями всегда являлись именно театры. И я бы сказала, что наш драматический театр — один из самых сложных и значимых в Азербайджане, и это накладывает определенную ответственность.

— Что изменилось с вашим приходом? Вводили ли вы новые правила, вносили ли изменения в работу театра? Ведь есть выражение: «новая метла метет по-новому»…

— Да, в театре за последние десять лет действительно наблюдался некоторый застой, вызванный как объективными, так и субъективными причинами. Поэтому, когда я пришла на должность художественного руководителя, то понимала, что нужно вернуть театру былую славу, восстановить его репутацию. Моя первая постановка после назначения —  спектакль по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Это был синтез сразу трех произведений Айтматова, и почти вся труппа театра участвовала в спектакле. Без преувеличения могу сказать, что это было событие для нашего театра: впервые за 40 лет был поставлен столь масштабный спектакль. В нем принимали участие все актеры, за исключением, пожалуй, 10-15 человек. Эта работа позволила сплотить коллектив и показать весь наш творческий потенциал.

Ну а после мы продолжили работу, стали приглашать для сотрудничества режиссеров из разных стран мира. Например, наш соотечественник Аршад Алекперов из Санкт-Петербурга, режиссер Бахрам Османов, а также молодой и очень талантливый Нихад Гуламзаде. Мы стараемся разнообразить нашу программу и предоставить зрителям уникальный театральный опыт. Кстати, в скором времени для совместных работ планируем пригласить коллег из Казахстана, Грузии, России.

— Недавно ваш театр вернулся с гастролей, которые проходили в России. Расскажите об этой поездке подробнее…

— Гастроли прошли великолепно. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой поездки. Мы представили спектакль «Дьявол и...» по пьесе Гусейна Джавида в Александринском театре Санкт-Петербурга — это была премьера. Спектакль был очень хорошо принят как зрителями, так и критиками. Это был настоящий успех. Мы планируем повторить эту постановку в Баку в рамках «Cavidlər ayı» в октябре нынешнего года (большинство потомков Гусейна Джавида родились именно в этом месяце - авт.), чтобы еще раз почтить память выдающегося драматурга. Это не просто наш долг, а важная миссия.

Вообще, Александринский театр представляет собой уникальное пространство с 270-летней историей. Премьеры русских классиков проходили именно здесь. Президент Национального драматического театра России Валерий Фокин высоко оценил нашу работу. Для нас это стало большим шагом вперед, важным событием в истории азербайджанского театра и культуры в целом.

— Сколько спектаклей вы поставили за свою творческую карьеру? Можете ли выделить один или несколько, которые особенно вам дороги?

— Моей дипломной, а значит, первой работой является спектакль «Мертвые без погребения» по пьесе Жан-Поля Сартра. Кстати, этот спектакль мечтал поставить один из выдающихся азербайджанских режиссеров - Тофиг Кязимов. Выбор пьесы был неслучайным, так как я всегда стремилась к глубине, многослойности. И сейчас стараюсь экспериментировать с различными стилями и подходами.  

Спектаклей было множество: «Мертвые без погребения» Жан-Поля Сартра, «Человеческий голос» Жана Кокто, «Свет тысячи лет» Камиля Абдуллаева, «Три версии загадочного убийства» Рюноске Акутагавы, «Призрак на почте» Эльчина, «Кодовое имя: V.X.A» Мехрибан Алекперзаде, «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова, «Дьявол и...» по мотивам пьесы Гусейна Джавида «Дьявол», «Без тебя» Шихали Гурбанова, «После дождя» Бахтияра Вагабзаде, «Отчаянные пассажиры» Станислава Стратиева и многие другие.

Среди важных для меня постановок я бы выделила «Убийцу» по пьесе Эльчина, которая была написана специально для меня. Впервые я поставила ее в 2000-х годах в классической форме. Но спустя десять лет решила пересмотреть свою работу и переделала ее в авангардном жанре модерн. Это было важное и правильное решение, и я считаю, что это произведение имеет огромный потенциал для выхода на международный уровень.
Также важным аспектом моей работы стало внесение вклада в празднование юбилеев великих личностей, таких как Насими, Низами, Ахмед Джавад и Чингиз Айтматов. Я ставила спектакли, приуроченные к их юбилеям, и для меня это был способ выразить уважение и признание их величия. Но театр невозможен без коллектива, без актерской труппы — это сердце любого театра. Именно совместная работа позволяет нам достигать высот.

— Многие драматурги жалуются на то, что театры неохотно принимают их работы, не хотят менять репертуар. Как вы относитесь к современным произведениям? Какой литературный материал необходим вашему театру?

— Главное — безупречность. В академическом театре должны ставиться пьесы, соответствующие профессиональным стандартам и драматургии высокого уровня. Я очень ценю наших молодых драматургов, но они должны стремиться к тому, чтобы их работы были глубоки, с тщательно продуманными сюжетами и конфликтами. Новые идеи и новые авторы, конечно, нужны, но не менее важно, чтобы они совершенствовали свое мастерство.

Дело не в том, что классика привычна — да, она дает театру возможность показать высокий уровень профессионализма. Но мы должны передавать классику новому поколению в формате, который они смогут понять и оценить. При этом необходимо поддерживать и развивать молодые таланты. Многие из них еще не обладают той техникой, которой владели мастера прошлого, такие как Джаббарлы или Джавид, но их можно и нужно обучать.

— Получается, что настоящих профессионалов не хватает?

— У нас есть прекрасные молодые драматурги, с которыми я с удовольствием работаю. Например, Ильгар Фахми, с которым у нас сложились отличные творческие отношения, или Исмаил Иман — замечательный драматург. Есть и другие, всех сразу перечислить сложно. Но нужно помнить, что не все пьесы могут быть поставлены в академическом театре. Мы должны тщательно выбирать произведения, соответствующие нашим высоким требованиям.

— Давайте поговорим о материальном. В последние годы выпускники режиссерских факультетов часто выбирают другие профессии, объясняя это низкими зарплатами. Как обстоят дела на самом деле?

— В этом есть свои причины, и они, к сожалению, не новы. Зарплаты в театре никогда не были высокими, и сегодня эта проблема остается актуальной. Однако, справедливости ради, нужно отметить, что президент Ильхам Алиев утвердил закон о повышении зарплат для работников культуры, и это стало важным шагом для поддержки нашей сферы. Но я всегда считала, что дело не только в деньгах.

Суть в том, что театральная режиссура заключает в себе сложный творческий процесс. Да и театральный режиссер  - не то же самое, что режиссер в кино или на телевидении, сферы, думаю, все же разные. Для того, чтобы стать театральным режиссером, нужно еще с института идти к этому осознанно и целеустремленно. Я сама работала в приемной комиссии и видела, как из 100 кандидатов только двое по-настоящему знают, чего они хотят и понимают, что это их путь. И это очень важно. Нужно развивать интеллект, расширять кругозор, быть на несколько шагов впереди, чтобы не отставать от актеров, а вести их за собой.

Я вспоминаю, как после института меня отправили в Лянкяранский театр. Для меня это было серьезное назначение. Считаю, что каждый режиссер должен пройти через этот этап — уйти, набраться опыта, а потом вернуться в столицу. Но многие молодые режиссеры хотят сразу попасть в столичные театры и получать высокую зарплату. Однако в этом ремесле нельзя все время что-то требовать и ждать — нужно быть готовым жертвовать, отдавать.

К примеру, еще в студенческие годы я поставила четыре серьезных спектакля. Сегодняшние же выпускники часто не могут похвастаться даже одним спектаклем, а это красноречиво говорит о том, как они относятся к своей профессии. И это одна из причин, почему многие уходят. Они осознают, что эта профессия требует гораздо большего, чем они готовы и способны дать.

— Но ведь количество театров в стране не уменьшается, верно?

— Да, количество театров не сократилось. Более того, я очень рада, что открываются новые частные театры. Значит, у людей есть желание создавать, развивать искусство. Но, конечно, театр нельзя назвать увлечением, он требует особого подхода и времени на подготовку. Сегодня мы сталкиваемся с серьезными проблемами: трудно привлечь и удержать молодых актеров, особенно когда все основные места заняты профессионалами с большим опытом. Что же делать молодежи? Я говорю о тех молодых актерах, которые на самом деле являются профессионалами своего дела, кто в этой профессии не ради рекламы, денег или славы...

А потому важно, чтобы молодые актеры и режиссеры имели возможность проявить себя, найти свое место в театре, но при этом необходимо следить за их профессионализмом. Мы обязаны поддерживать традиции и - в то же время - не бояться новаторства и экспериментов. Только при таких условиях искусство движется вперед.

— А вам самой никогда не хотелось попробовать себя в качестве актрисы?

— Никогда! Режиссер и актер — это абсолютно разные профессии. Да, они связаны, но это не одно и то же. И потом, это просто, что называется, не мое. Я никогда не пыталась быть актрисой и не думаю, что когда-нибудь буду. Моя работа — это режиссура, и я занимаюсь этим уже много лет.

Мне приносит огромное удовольствие процесс создания спектакля, именно в этой ипостаси я чувствую себя на своем месте. Что может быть лучше, чем видеть, как твоя идея оживает на сцене, а зрители ее воспринимают, переживают вместе с тобой?

В этом вся магия театра. И я счастлива, что имею возможность заниматься тем, что действительно люблю.

 

 

# 7800
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#