Хорошие показатели при плохом рейтинге, Или почему S&P скуп по отношению к Азербайджану?
На днях Министерство финансов Азербайджана разразилось с почти что гневным заявлением в адрес международного рейтингового агентства «Standard and Poor's», которое вновь не повысило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Азербайджана в иностранной и национальной валюте, подтвердив их на уровне "BB+/B" со стабильным прогнозом.
«Мы удивлены тем фактом, что в отчете, опубликованном агентством «Standard and Poors», прогнозный показатель рейтинга страны не изменен со «стабильного» на «позитивный» и считаем, что агентство проявило скупость, присуждая рейтинги нашей страны», - говорится в заявлении Минфина.
Сдержанно, но вполне откровенно.
Что такое хорошо, и что такое плохо?
Впрочем, недоумение азербайджанской стороны вполне ведь оправдано: S&P в обнародованном заключении от 09 июня 2023 года дало подробный анализ текущей макроэкономической и финансовой ситуации в Азербайджане, и подавляющее большинство отмеченных в нем показателей – в позитивном ключе.
В первую очередь, хотя бы тот факт, что цены на нефть и газ будут поддерживать положительный уровень фискального и платежного баланса Азербайджана в ближайшие годы. Да, есть замечание про то, что основные нефтяные месторождения страны стареют, а добыча имеет тенденцию к снижению. Но … «значительные ликвидные активы, аккумулированные в рамках суверенного фонда благосостояния Государственного нефтяного фонда АР, частично нивелируют эти риски».
Также в отчете указано, что соотношение внешнего госдолга нашей страны к ВВП, низкое по сравнению со странами с таким же суверенным рейтингом и будет снижение в среднесрочной перспективе. По оценкам S&P, ликвидные активы составят 55% ВВП к 2026 году, а госдолг снизится до 17% ВВП к 2026 году с 19% ВВП на конец 2022 года. Как известно, высокая валютная резервная позиция считается основой для определения суверенного рейтинга.
В отчете также указано, что ненефтяной сектор Азербайджана вырос на 9% в 2022 году, и этот рост продолжится в последующие годы. В дополнение к вышеизложенному в докладе подчеркивается, что многолетний конфликт между Азербайджаном и Арменией завершился в 2020 году и что стороны приближаются к заключению мирного соглашения, причем в результате усилий именно нашей страны.
Так в чем же проблема, если все вроде хорошо? Единственное замечание, которым агентство оправдывает свое решение заключается в том, что около 50% номинального ВВП страны приходится на нефтегазовый сектор, что, по мнению S&P, делает ее экономику уязвимой перед «возможными неблагоприятными изменениями цен на углеводороды».
Ну так ведь, агентство само же признает, что как минимум в следующем году они, то бишь, цены, будут продолжать держаться на выгодном для Азербайджана уровне: «средние цены на нефть будут по-прежнему высокими на уровне $86/барр в этом году и $85/барр в последующие годы».
Традиционно рейтинги пересматривают раз в год, но на фоне резких изменений в экономике это могут делать чаще.
Напомним, что госбюджете Азербайджана на 2023 год утвержден с базовой ценой на нефть в $50/барр. В настоящее время парламент активно утверждает поправки в главный финансовый документ, и они предполагают повышение этого показателя до $60/барр максимум.
Так что, где здесь предпосылки для «опасений» и «предупреждений», непонятно…
Минусы из плюсов
Еще имеется пометка о «слабой институциональной эффективности и ограниченной гибкости денежно-кредитной политики», но тут не совсем понятно, что имеется в виду. Поскольку агентство в этой части рекомендует правительству Азербайджана провести реформы, направленные на устранение некоторых структурных препятствий для углубления диверсификации экономики.
Ну так ведь, не может быть, чтобы составителям отчета не было известно о постоянном характере этих реформ в последние годы и о том, что именно благодаря им, объем ненефтяного экспорта Азербайджана ежегодно растет: по итогам 2022 года он достиг рекордных $3 млрд при годовом росте на 12,3%, а уже только январь-апрель 2023 года составил $1,2 млрд, т.е. на 20,5% больше, чем в тот же период в 2022 году.
Да и многие международные эксперты указывают на то, что ненефтяной сектор экономики Азербайджана будет еще больше расти во-первых, с реализацией крупных транспортно-логистических проектов регионального значения, во-вторых, с учетом реализации масштабных работ на освобожденных территориях, в-третьих, с восстановлением после пандемического застоя таких отраслей, как авиация, туризм и т.д.
Что касается «ограничений эффективности денежно-кредитной политики», на которое также указывает «S&P», то ведь и в этой части реформы идут, причем весьма активно с легкой руки нового председателя Центрального банка Азербайджана: усиливается влияние на экономические процессы учетной ставки, предполагается расширение рынка ценных бумаг, укрепляется надзор над банками и небанковскими кредитными организациями. Все эти процессы начаты еще с прошлого года, то есть вполне могли бы найти отражение в нынешнем отчете рейтингового агентства.
Да, в Азербайджане еще будет сохранятся привязка маната к доллару США, но эта мера оправдана в условиях высокого уровня внешнего давления на инфляционные процессы и пессимистичных ожиданий на этот счет.
Надо сказать, азербайджанская сторона на официальном уровне выражает свое недовольство оценкой рейтингового агентства далеко не впервые.
Министр финансов Самир Шарифов выступал с таким заявлением и предыдущие годы. «Считаю, что рейтинг Азербайджана должен быть выше на один уровень, то есть "BBB-". Нашей стране должен быть присвоен инвестиционный рейтинг», - отмечал министр ранее.
Отметим, что Азербайджан помимо S&P получает рейтинги и от других международных рейтинговых агентств, и на сегодня ситуация по ним такова: Fitch - "ВВ+" с позитивным прогнозом и Moody's - "ВА1" со стабильным прогнозом.
Борьба за более высокий рейтинг вполне понятна – это повышает как экономический имидж страны, так и является мощным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов. На этапе, когда в стране реализуются крупные проекты, требующие немалых финансов, этот момент особо чувствителен.
Но, похоже, придется подождать до лучших времен, когда международные организации будут более справедливы по отношению к нашей стране, ведь нам не привыкать к их «скупости»…
Исмаил Мамедов
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА
Тбилиси и Баку обсудили сотрудничество в двусторонней торговле
Цена на Azeri Light выросла до 75,6 доллара за баррель
Цены на нефть растут второй день подряд
Фрукты и овощи: импорт и экспорт Азербайджана за 2024 год