На развилке: Минэкономики и Центробанк  - о перспективах развития экономики - АНАЛИТИКА

На развилке: Минэкономики и Центробанк  - о перспективах развития экономики - АНАЛИТИКА
24 апреля 2025
# 17:00

Мир замер в ожидании последствий торговой политики США. Непростая ситуация, обусловленная тарифами Вашингтона, таит в себе риски снижения темпов мировой экономики, уходящие в плоскость падение котировок нефти и усиления инфляции. Ответные шаги со стороны крупных экономик нарушают цепочки поставок и подрывают предсказуемость глобальной торговли.

Повода для оптимизма не дает и нарастающее экономическое противостояние между США и Китаем. Торговая эскалация угрожает спадом в мировой экономике и падением спроса на энергоносители. Траектория рецессии, нестабильность финансовых рынков и политическая турбулентность влияют на скорость инвестиций, они могут погрузить мир в рецессию.

Для Азербайджана, как добывающей страны, тарифы администрации США чреваты не прямыми, а опосредованными рисками. В первую очередь это снижение цен на главный экспортный ресурс республики, нефть. Беспокойство из-за роста пошлин, а также увеличения добычи странами ОПЕК+ уже привело к падению мировых котировок черного золота. Другая проблема заключается в нарастающей инфляции: на фоне растущего импорта внутренний рынок Азербайджана может ощутить на себе все «прелести» всплеска цен.

Местная экономика фактически находится на развилке между стабильным ростом и откатом. Первый скрипт дальнейшего развития ситуации дается в базовом сценарии развития Министерства экономики, где будущее национальной хозяйственной и финансовой системы в перспективе до 2029 года выстраивается вокруг цены нефти в 65 долларов.

«Согласно прогнозам Министерства экономики, представленным в марте, по базовому сценарию средняя экспортная цена на нефть в следующем году составит 65 долларов за баррель, аналогичную цену министерство закладывает и на 2027-2029 годы», - сказано в пресс-релизе на сайте Минфина. При этом среднюю экспортную цену на нефть на текущий год Минэкономики прогнозирует на уровне 70 долларов. Вопреки предыдущим прогнозам, в 2029 году ведомство ожидает повышения добычи нефти и газа в республике по сравнению с 2028 годом, что «станет возможным за счет мер по стабилизации нефтегазодобычи».

При условии сохранности главной переменной, формирующей львиную долю экспорта, на этом безопасном для экономики уровне, ведомство прогнозирует 3,2-процентный экономический рост. По оценкам Минэкономики, впереди нас ожидает повышение доходов населения и стабильность национальной валюты, а также контроль среднесрочных показателей государственного долга. Исключая негативные последствия дальнейшей мировой нестабильности и возможного обрушения котировок нефти ниже заявленного уровня, Минфин полагает, что к концу текущего года общий (внешний и внутренний госдолг республики) достигнет 29 млрд манатов, что эквивалентно 22,2 процентам от прогнозируемого ВВП.

Нужно понимать, что в базовом сценарии экономика Азербайджана продолжит свое развитие в условиях нынешней глобальной экономической ситуации, исключающей новые шоки. Прогнозы в рамках этого подхода исключают назревающие перемены геополитической ситуации и экономические последствия нарастающей в мире нестабильности. Иначе говоря, оценки среднесрочных перспектив по важнейшим макроэкономическим индикаторам республики выстраиваются на основании неизменных условий в глобальной геополитике и экономике.

При такой «мягкой посадке» без учета назревающих шоков, а главное, в условиях стабильности цен на продовольствие и энергоносители, структура предсказывает стабильность курса национальной валюты вплоть до 2029 года. Кроме этого, ожидается, что прогнозируемая на текущий год среднегодовая инфляция останется в целевом коридоре Центробанка и не превысит 5,1 процента, а дальше в перспективе пяти лет динамика повышения цен замедлится до 3,8 процентов.

Центробанк представил свой взгляд на будущее экономики, отличающийся от базового сценария Минэкономики. Прогнозы делаются на фоне общей неопределенности. Регулятор предупреждает о возможных долгосрочных рисках — особенно если резко упадет цена на нефть. В худшем случае может начаться мировой экономический спад и серьезный финансовый кризис.

В отчетности ЦБА говорится, что перспективы страны предусматривают реализацию потенциальных рисков в мировой экономике и не считаются официальным прогнозом. В самом жестком сценарии предусматривается резкое снижение котировок нефти марки Brent. По убежденности главного банка, такое чревато серьезными последствиями для Азербайджана, включая значительный спад экономики. Несмотря на незначительный рост в ненефтяном секторе на начальном этапе, в последующем эта сфера устремится к падению.

При этом резкое повышение глобальной инфляции приведет к серьезному давлению на ценовую стабильность в стране. Все это в итоге окажет давление на номинальный и реальный эффективный курс национальной валюты с последующим ослаблением маната к доллару. Также нежелательные процессы в мировой экономике приведут к консолидации фискальной политики, сокращению бюджетных и особенно капитальных расходов государственной казны. В Центробанке считают, что такой исход характеризуется снижением экономической активности, ростом цен и усилением давления на валютном рынке.

Прогнозы по нефти – дело неблагодарное, считает экономист Парвиз Гейдаров: «Однако в нынешней ситуации краткосрочные ожидания выглядят сравнительно более ясно, - поясняет он. – Мировая экономика погружается в рецессию, темпы ее роста понизятся вдвое из-за всплеска торговой войны. Все это в итоге приведет к падению спроса и цен на нефть. На это, в частности, указывают прогнозы ОПЕК+ и Международного энергетического агентства. Нефтяной картель ожидает, что ежедневный спрос на нефть увеличится всего на 1,3 млн баррелей в 2025-2026 гг., что на 150 тыс. баррелей меньше предыдущего прогноза. МЭА в свою очередь объявило, что темпы роста мирового суточного спроса в этом году составят 730 тыс. баррелей - на 300 тыс. баррелей меньше уровня, указанного в более ранних оценках. В следующем году упомянутый показатель составит 690 тыс. баррелей».

По его убеждению, сценарий падения нефти предопределен глобальной политикой «зеленого» перехода. В ответ на это национальное правительство демонстрирует осторожную позицию, в том числе и по стоимости нефти в базовом сценарии Минэкономики. «Приемлемый для экономической безопасности уровень – 60 долларов на ближайшие пять лет, - пояснил Гейдаров. – Однако мартовский прогноз может еще поменяться».

Его «коллега по цеху», экономист Халид Керимли считает назревающие в мире условия представляющими риски по двум ключевым точкам перегиба азербайджанской экономики. «Торговые войны чреваты повышением цен на взаимодополняющие товары и сырье, что может сопровождаться всплеском глобальной инфляции, - поясняет он. – В любом случае такая тревожная перспектива чревата ужесточением денежно-кредитной политики центральных банков. Высокая динамика подорожания вынудит финансовые власти стран повышать базовые ставки для обуздания цен.  Все это в итоге приведет к недвусмысленным социально-экономическим эффектам, выводящим мировую экономику на траекторию рецессии».

Вследствие этого экономические меры Вашингтона скажутся на сырьевых рынках. «Торговое противостояние может привести к падению мировых цен на энергоносители», - считает эксперт.

 

 

 

# 981
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА