Для сторон конфликта в Карабахе больше нет морального сдерживающего фактора – ГОЛОС ИЗ МОСКВЫ

Для сторон конфликта в Карабахе больше нет морального сдерживающего фактора – ГОЛОС ИЗ МОСКВЫ
21 июня 2019
# 20:00

Возможно, кому-то в этом мире не понравится, но я все-таки скажу о том, что все страны и народы, так или иначе вовлеченные или в сам нагорно-карабахский конфликт, или в его урегулирование должны быть благодарны нынешнему премьер-министру Армении Николу Пашиняну за его заявление о том, что война между Азербайджаном и Арменией еще не завершена.

 

Он честно и откровенно, назло всем политикам, политиканам и просто откровенным болтунам, сказал правду о том, что Азербайджан и Армения по-прежнему две воюющие страны, и поэтому больше нет смысла разыгрывать комеди дель арте или комедию масок. Маски сорваны, политико-дипломатический маскарад продолжать нет смысла, особенно в тех странах, где каждый третий мужчина побывал и послужил на линии фронта, пострелял по позициям противоположной стороны, которую он искренне считал тогда и, наверное, считает до сих пор не оппонентом или противником, а самым настоящим врагом. Ветераны боевых действий в Карабахе поймут меня как никто другой лучше.

Я не думаю, что он открыл Америку или сказал что-то для кого-то новое. Азербайджанская и армянская пресса ежедневно извещает своих читателей о вечерних и ночных перестрелках на линии фронта, время от времени пресс-службы министерств обороны двух стран сообщают о боевых и небоевых потерях среди личного состава своих вооруженных сил, журналисты чуть ли не ежедневно пишут статьи из зоны боевых действий или на другие околовоенные темы, самые разнообразные эксперты обсуждают их на телевизионных каналах.

 

Война за последние четверть века стала частью образа жизни азербайджанского и армянского народов. У Пашиняна младший сын в настоящее время проходит воинскую службу на оккупированных территориях Азербайджана. Разве на фоне этого было бы честно говорить о том, что война завершена? Нет и еще раз нет. Я и сам неоднократно говорил об этом, но тогда из чувства политкорректности мое мнение обходили молчанием. Теперь же Пашинян своим заявлением в одночасье расставил все точки над "i".

Собственно, он не сказал ничего нового, но поставил вопрос ребром: мы воюем, и что дальше все мы будем делать? Этот вопрос адресован в первую очередь к армянскому обществу, но и не только к нему. Он адресован и к официальному Баку, и к Кремлю, и к Белому дому, и к Елисейскому дворцу, и к главам других стран Минской группы ОБСЕ.

 

Пашинян, если говорить образно на военный манер, выдернул чеку из гранаты, и все понимают, что бесконечно долго держать руку сжатой он будет не в состоянии. Понимая, что оказался заложником внутриполитической ситуации в самой Армении, он решился сделать самый отчаянный шаг в своей жизни и пошел ва-банк, предложив своим согражданам выбор из трех вариантов - воевать, мириться или капитулировать?

 

Если принимать во внимание, что первый вариант для нынешней Армении равен самоубийству, то в реальности он задал не только ереванским армянам, т.е. своим сторонникам, но и всем армянам мира вопрос: а что дальше? В моем понимании, заявляя о войне, Пашинян на самом деле судорожно ищет пути к миру, прекрасно осознавая непреложность того факта, что Азербайджан никогда не откажется от идеи восстановления своей территориальной целостности в границах, минимум, 1990 года. Говоря о войне, Пашинян готов заключить мир, ибо Бишкекский документ о прекращении огня в Карабахе такой возможности ему не дает, поскольку в реальности никакого прекращения огня нет. Сейчас Пашинян напоминает мне Ленина в 1917 году, заявляющего о необходимости революционного выхода из войны.

 

Может ли в этот раз Баку окончательно решить вопрос? 

 

Это напрямую будет зависеть от того, что конкретно понимать под "окончательным решением вопроса"? Мы все должны помнить о том, что конкретно скрывалось за формулировкой "окончательное решение еврейского вопроса" в нацистской Германии, и если вопрос сформулирован именно в таком ключе, то я совершенно уверенно заявляю, что это невозможно в принципе. Международное сообщество, и в первую очередь Россия не позволит Азербайджану «окончательно решить» нагорно-карабахский вопрос через физическое истребление или тотальное изгнание ныне проживающих в этом регионе Азербайджана этнических армян. На этот счет не должно быть ни иллюзий, ни двух точек зрения. Хотя, уместно будет сказать, что Азербайджан и не собирается истреблять карабахских армян, которых Ильхам Алиев называет своими гражданами.

Я не раз в азербайджанской прессе писал о том, что Азербайджан и азербайджанский народ обязаны продекларировать и даже закрепить на законодательном уровне гарантии тем жителям Нагорного Карабаха армянской этничности, которые решат стать гражданами Азербайджана, чтобы перейти под его юрисдикцию, не отрываясь от мест своего традиционного проживания.

 

Я не говорю о каких-либо особых правах или привилегиях и обязанности их предоставить, я лишь хочу сказать о том, что наличие формально-правовой декларации об ответственной готовности властей Азербайджана дать возможность армянскому населению Карабаха жить по законам мира, а не по законам войны, может стать не только сильным инструментом пропаганды, но и дипломатическим козырем во время мирных переговоров, если таковые начнутся между официальным Баку и Ереваном по вопросу нагорно-карабахского урегулирования.

 

Если такой правовой документ вдруг будет создан и получит свою легитимизацию через соответствующие процедуры законотворческого процесса, то это станет еще одним доказательством торжества чувства нравственного превосходства азербайджанцев над своим противником. Нагорно-карабахский конфликт не может иметь своего урегулирования в пользу только одной стороны, в основе урегулирования обязательно должен лежать определенный политический компромисс, какой именно - определять не мне, так как я - иностранец, мое дело в данном случае - сторона, пределы разумного и возможного азербайджанцы в этом вопросе должны определять сами.

 

Встречи глав МИД Азербайджана и Армении

 

Встречи глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении уже многие годы не имеют политического характера и представляют собой, по сути, только технические контакты представителей двух воюющих стран при международном посредничестве. Хотя, если говорить честно, то прошедшая встреча в Вашингтоне в связи с заявлением Никола Пашиняна о незавершенности Карабахской войны приобретает особый вес, поскольку после такого заявления своего премьер-министра министр иностранных дел Армении должен дать своему азербайджанскому коллеге какие-либо пояснения, а может быть и передать какое-то специальное послание главе Азербайджана. Лично я буду с интересом ожидать официальной реакции сторон на итоги этой встречи, поскольку она по антуражу и содержанию предшествующих ей событий явно выбивается из общего ряда блеклых и рутинных встреч, какие были до этого.

Может ли эта встреча стать катализатором эскалации конфликта? А зачем? Никол Пашинян заявил, что война продолжается, а это значит, что у Азербайджана есть возможность в любой для него удобный момент времени перейти в наступление.

 

Для сторон больше нет морального сдерживающего фактора, впрочем, как не было никогда и ранее. Поводом для возобновления боев может стать любая ночная перестрелка головных дозоров на линии фронта или даже выстрел снайпера, был бы приказ сверху на уровне верховного главнокомандующего, министра обороны или начальника генерального штаба, а все остальное само собой приложится по законам армейской дисциплины и фронтовой жизни. Так что я не вижу причины усложнять суть этого вопроса аллюзиями на счет дипломатии. Все это слишком сложно и, главное, неэффективно.

# 8667
avatar

Олег Кузнецов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#