Азербайджан может заработать не только от продажи нефти и газа – ИСТОЧНИК ДОХОДА

Азербайджан может заработать не только от продажи нефти и газа – ИСТОЧНИК ДОХОДА
7 августа 2020
# 15:30

Человечество издавна использовало неисчерпаемую энергию солнца, ветра и воды. Однако с появлением углеводородного топлива (нефть, природный газ, угль) пришлось отказаться от альтернативных и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Такой переход дал толчок росту парникового эффекта и привел к глобальному потеплению. Ведь при сгорании вышеуказанного топлива в атмосферу в большом количестве выделяется углекислый газ. Но, как известно, запасы нефти, природного газа и угля уменьшаются во всем мире. А это, в свою очередь, заставило мировые государства вновь обратить свой взор на «зеленую» энергетику. 

 

Со временем мировой спрос на возобновляемые источники энергии начал расти. В настоящее время лидерами рынка ВИЭ являются Китай, США, Германия, Япония, Дания, Норвегия, Иран, Индия, Бутан, Нигерия, Исландия, Кения и т.д. Между тем, к 2050 году прогнозируется увеличение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в глобальном энергетическом балансе до 35%. Сегодня практически во всех развитых странах реализуются программы их развития. Привлекательность ВИЭ связана с неисчерпаемостью ресурсов, независимостью от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей, а также, что немаловажно, экологической чистотой.

 

Являясь страной, добывающей углеводородное топливо, Азербайджан решил последовать примеру мировых государств и начать производить «зеленую» энергию, благо для этого есть все - солнце, ветер и вода. Для реализации программы по ВИЭ 16 июля 2009 года при Министерстве промышленности и энергетики было создано Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии. Спустя три года данная государственная структура была упразднена, и продолжила свою деятельность в качестве Государственной компании по альтернативным и возобновляемым источникам энергии. В феврале 2013 года она была преобразована в самостоятельное Госагентство со статусом центрального государственного исполнительного органа с подчиненным к ней ООО «Азальтернативэнержи» для реализации инженерных и производственных задач. В настоящее время, учитывая наличие в стране потенциала для развития ВИЭ, а также интереса к этой перспективной сфере, заместитель председателя Госагентства  Джамиль Меликов рассказал ИА Vesti.az о продолжающейся реструктуризации данного органа.

 

«В 2016 году было принято решение изменить статус Госагентства как госоргана и на его базе создать Агентство, как публичное общество. Но в указе президента страны Ильхама Алиева сказано, до тех пор, пока не будет утвержден устав публичного общества, Агентство продолжит свою деятельность в качестве госоргана на основании имеющихся нормативных актов. С 2016 по 2019 годы его официальное положение так и не было утверждено. И в 2019 году было принято решение упразднить госорган и провести ряд реорганизационных мер для оптимизации деятельности этой организации, придав ей новую форму: это может быть публичное общество или акционерное, занимающееся непосредственно производством электроэнергии в области ВИЭ. Но этот вопрос пока не нашел своего окончательного решения и находится в процессе согласования с профилирующими министерствами республики», - сказал наш собеседник.

 

Дж. Меликов утверждает, что ВИЭ является новой областью в энергетике страны, которая требует большого количества исследований в сфере климатологии, метеорологии, экологии, инженерии по использованию энергопреобразующих технологий (ветровые турбины, солнечные генераторы и т.д.).

 

«Здесь перекликаются разные виды информации, по которым необходимо вести исследования и учет произведенной энергии за счет ВИЭ, а также оценивать потенциал того или иного вида энергоресурса и эффективность используемых технологий. С одной стороны, это не работа министерства или другого госоргана, потому что их сотрудники выполняют бюрократическую работу и регулируют реализацию государственной политики в этом сегменте экономики. С другой стороны, это не область коммерческих структур, которые занимаются производством и продажей электроэнергии. Появляется целая ниша задач и вопрос, которые должны быть выполнены каким-то органом, и обеспечивать необходимой информацией потенциальных инвесторов. Сегодня Агентство ведет учет произведенной энергии, будь это большая или маленькая станция, реализует управленческую и регулирующую функцию. Я думаю, без этого развивать ВИЭ будет практически невозможно», - пояснил он.

 

Замглавы Госагентства считает, что для выполнения вышеуказанных функций статус публичного общества намного практичнее и правильнее, чем статус госоргана.

 

«Дело в том, что в госоргане сидят госслужащие (консультанты, советники-специалисты разных рангов), которые занимаются решением правовых, законодательных и нормативных вопросов. Когда Госагентство функционировало как госорган, при нем была создана коммерческая структура ООО «Азалтернативэнержи», которая, с одной стороны, занималась производством и реализацией энергии, с другой стороны, мониторингом природных ресурсов по всей стране. Был также создан мониторинговый центр, который обслуживал все измерительные станции, готовил отчеты и представлял информацию потенциальным клиентам. Что касается публичного общества, то это та структура, которая должна выполнять госзадачи в области регулирования, информирования, образования и обучения. Оно не формирует политику, но участвует в ее реализации. В этом и есть отличие его от госограна. Но все остальные функции, которые выполняет госорган, будут реализованы публичным обществом, плюс у него появится возможность внедрить платные услуги», - отметил Дж. Меликов.

 

Говоря о ВИЭ, Дж. Меликов сообщил, что Азербайджан - экспортер газа и нефтепродуктов, перенимает опыт аналогичных зарубежных стран-лидеров рынка не только традиционной, но и в области альтернативной энергетики.

 

«У Норвегии такая же экспортная ориентированность, как у Азербайджана. Страна заинтересована в продаже каждого кубометра газа и барреля нефти за границу. А развитие ВИЭ дает возможность экономить использование углеводородных ресурсов внутри государства и за счет его экспорта пополняет средства нефтяного фонда, что способствует экономическому процветанию республики. Что касается Азербайджана, то страна стремится развивать экономику в таком же направлении. Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что развитие ВИЭ, в первую очередь, направлено на увеличении азербайджанского экспортного потенциала нефтепродуктов и природного газа. Поэтому использование и развитие альтернативной энергии является самой большой финансовой, экономической и стратегической выгодой государства. Кроме того, ВИЭ обеспечит энергетическими ресурсами наши удаленные от инфраструктуры населенные пункты. Сегодня тысячи сел не газифицированы, а некоторые даже ограничены в получении электроэнергии. Протягивать газопроводы или электролинии для этих сел бывает часто технически и экономически нецелесообразно», - сказал он.

 

По словам Дж. Меликова, ВИЭ будет также способствовать увеличению экспорта электроэнергии. Он считает, что продажа превращенной из газа электроэнергии за рубеж будет убыточным для Азербайджана.

 

«Намного выгодней экспортировать газ, чем делать из него электроэнергию, а потом продавать. Поэтому государство, имея большие резервы в области тепловых электростанций, активно занимается экспортом электроэнергии. Руководство страны заявляет, что Азербайджан должен быть экспортером не только нефти и газа, но и электрической энергии. Если мы сможем использовать имеющийся на Абшеронском полуострове ветряной потенциал, а также солнечную энергию, которая присутствует на территории всей республики, при выработке большого количества электроэнергии, экспорт увеличиться в разы. В любом случае, использование ВИЭ не отменяет необходимость в традиционных источниках. У нас должны быть тепловые и газовые электростанции, как системоопределяющие, для того, чтобы в определенные моменты использовать их пиковые и резервные мощности. Что интересно, потребление электроэнергии в стране намного ниже, чем возможности ее производства.

 

К примеру, потенциал солнечных электростанций составляет более 20 тысяч МВт, притом, что сегодня страна использует порядка 4 тысяч МВт. Кроме того, построив на севере Абшеронского полуострова в офшорной зоне Каспийского моря ветряные станции, можно получить более 3 тысяч МВт дополнительных мощностей. Миллиарды КВт часов электроэнергии можно экспортировать за рубеж. Таким образом, представленные три основных направления - увеличение экспорта газа и электроэнергии, а также обеспечение удаленных от инфраструктур населенных пунктов и деревень необходимой энергией, - дают право альтернативной энергии жить и развиваться в пределах Азербайджана, как один из основных и приоритетных направлений экономического сектора», - резюмировал наш собеседник.

# 6982
avatar

Нармина Джавид

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#