Военное вмешательство Москвы в карабахский конфликт может затронуть и Грузию

Военное вмешательство Москвы в карабахский конфликт может затронуть и Грузию
25 мая 2016
# 13:01

Министры обороны Турции, Азербайджана и Грузии провели 17 мая в Габале очередную встречу, обсудив вопросы углубления трехстороннего сотрудничества по некоторым важным вопросам в области обороны. Для увеличения боеспособности вооруженные силы трех стран, как сообщил министр обороны Закир Гасанов, признано целесообразным проведение совместных учений, организация сотрудничества в сфере военного образования, развитие связей в сфере кибербезопасности.

Министры также договорились о сотрудничестве в совершенствовании охраны нефтегазовых трубопроводов и проведении с этой целью совместных учений. Стороны планируют подписать Меморандум о взаимопонимании в оборонной сфере между тремя странами. Последний вопрос является важным, поскольку определит правовую базу сотрудничества ВС Турции, Азербайджана и Грузии по намеченным направлениям трехстороннего взаимодействия, многие из которых инициированы еще на предыдущих трех встреч, но еще остаются нереализованными.

Встречи министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии в трехстороннем формате становятся традиционными, а их повестка дня остается неизменной. Однако встреча в Габале была интересна тем, что состоялась в напряженной для Южного Кавказа геополитической ситуации. Одним из факторов, влияющим на ситуацию в регионе стала эскалация карабахского конфликта в начале апреля, свидетельствующая о том, что конфликтующие стороны находятся на гране возобновления крупномасштабных военных действий.

Такая ситуация, естественно, обуславливает интенсивный диалог между Турцией, Азербайджаном и Грузией, реализующих стратегически важные проекты по созданию энергетических и транспортных транзитных инфраструктур.

Многие наблюдатели полагают, что с возобновлением военных действий нагорно-карабахский конфликт может перерасти в региональное столкновение с участием России и Турции, возможно и Запада. Такие ожидания связаны с тем, что изменение статус-кво в зоне конфликта, укрепляющее позиции Азербайджана и отдаляющее Нагорный Карабах от получения статуса независимости могут существенно ослабить позиции России в южно-кавказском регионе. Военное вмешательство Москвы в карабахский конфликт, как считают наблюдатели, может затронуть и Грузию, поскольку перед Россией возникнет необходимость прямых коммуникаций с военной базой в Армении. Хотя такие сценарии маловероятны, а все акторы на Южном Кавказе стремятся избежать подобного рода конфронтации, тем не менее Турции, Азербайджану и Грузию необходимо учитывать все риски, которые несет в себя складывающаяся ситуация на Южном Кавказе.

Поэтому, обсуждение на встрече в Габале министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии текущей военно-политической ситуации в регионе не должно выглядеть случайным.

Следует отметить значимость заявления всех участников Габалинской встречи о важности урегулирования карабахского конфликта в рамках территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Это обстоятельство позволяет опровергнуть выводы некоторых российских экспертов по поводу того, что Грузия в ситуации обострения карабахского конфликта демонстрирует неоднозначную позицию, поскольку не желает обострения отношений с Арменией, в том число и по причине компактного проживания армян в Самцхе-Джавахетии и Ахалкалаки. Однако, с обострением ситуации в зоне карабахского конфликта, официальные лица Грузии, хотя и призвали стороны решать конфликт мирным путем, но четко заявили о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Иной позиции вряд ли стоит ожидать от страны, территории которой фактически были аннексированы в результате агрессии России в 2008 году. Так, что вопрос обеспечения территориальной целостности при урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве, наряду с совместными энергетическими и транспортными транзитными инфраструктурными проектами, является важным фактором, обуславливающим тесное взаимодействие Грузии с Азербайджаном и Турцией в сфере безопасности.

Встреча министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии в Габале состоялась через несколько дней после старта в грузинской военной базе Вазиани учения НАТО "Noble Partner – 2016". На учениях, наряду с задачей по подготовке грузинского контингента для участия в силах быстрого реагирования НАТО, отрабатывалась и задача по оказанию быстрой военной помощи Грузии в случае необходимости. В этом контексте учения НАТО, судя по всему, имеют несколько смысловых нагрузок. Одна из них заключается в том, что идет процесс постепенного и последовательного интегрирования Грузии в НАТО. На предстоящей в начале июня в Варшаве саммите альянса, как сообщил замгенсека НАТО Александр Вершбоу, Грузии будет предложен статус "ассоциированного партнера" альянса, а также сотрудничество на Черном море по формуле "28+2" (вместе с Украиной). Это не план действий по членству в НАТО, однако, возможно, статус "ассоциированного партнера" НАТО в какой-то степени увязан с предстоящими на саммите решениями по нейтрализации угроз, вызванных агрессивными действиями России. Этим, видимо, и следует объяснить отработку на учениях  "Noble Partner – 2016" задачу по оказанию быстрой военной помощи Грузии в случае необходимости.

Такая задача актуализировалась после того как летом прошлого года российские военные в одностороннем порядке передвинули границы Южной Осетии, создав угрозы транзитным инфраструктурам Южно-кавказского энерго-транспортного коридора. То есть, США, да и в целом НАТО, демонстрируют готовность обеспечить безопасность Грузии и не допустить повторения агрессии со стороны России.

Удержит ли Россию от агрессивных планов по восстановлению влияния в Грузии внимание Запада к безопасности и независимому существованию этого южно-кавказского государства покажет время. Пока же Москва в свете учений НАТО продолжает обвинять Запад в сознательном "раскачивании военно-политической обстановки в Закавказском регионе". Хотя действия Запада в контексте Грузии - это ответ на размещения Россией на аннексированных грузинских территориях военных баз, повышающих угрозы безопасности Грузии. Понятно, что России, при факте силового нарушения территориальной целостности Грузии, вряд ли удастся восстановить былое влияние в этой стране. Определенная ставка Москвы на пророссийскую оппозицию вряд ли оправдает себя, поскольку рост их рейтинга в Грузии подавляется фактом аннексии Абхазии и Южной Осетии. И предстоящие в октябре парламентские выборы, судя по социологическим опросам, будут проходить под знаком преимущества прозападных сил. Этому, очевидно, будет способствовать и реализация обещаний Запада по усилению безопасности и независимости Грузии.

В какой-то степени трехсторонний формат сотрудничества Турции, Азербайджана и Грузии в сфере безопасности выглядит как собственная инициатива его участников, обусловленная логикой сотрудничества по реализации проектов для создания стратегического южно-кавказского транзитного коридора. Однако, многие наблюдатели, учитывая членство Турции в НАТО, рассматривают это сотрудничество и как один из аспектов политики Запада по укреплению безопасности Грузии и Азербайджана. Заметим, что в преддверии саммита НАТО в Варшаве Анкара не раз выступала с заявлениями в поддержку членства Грузии в альянсе.

Вряд ли это является только лишь результатом обострения отношений Турции с Россией. Интеграция Грузии в НАТО станет серьезным шагом по ослаблению влияния России на Южном Кавказе, способствуя усилению позиций Турции здесь, поскольку отношения между Анкарой и Тбилиси приобретут совсем иные геополитические очертания. Появятся серьезные гарантии безопасности, как для самой Грузии, так и для южно-кавказского коридора. Естественно, такая ситуация заметно усилит позиции в регионе и Азербайджана, пока что в силу известных причин дистанцирующегося от интеграционных инициатив ЕС и НАТО.

Тунал Азери

# 13747
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#