Зарплата без работы: МГ ОБСЕ не нуждается в урегулировании Карабахского конфликта

Зарплата без работы: МГ ОБСЕ не нуждается в урегулировании Карабахского конфликта
25 января 2016
# 20:00

На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил известный российский политический аналитик Олег Кузнецов.

- На зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге предполагается обсуждение доклада британского депутата Роберта Уолтера «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана» и боснийского парламентария Милицы Маркович «Население приграничных регионов Азербайджана намеренно лишают воды». Армяне прикладывали все усилия, чтобы заблокировать это обсуждение. И вот им на помощь пришли сопредседатели Минской группы Джеймс Уорлик (США), Игорь Попов (Россия) и Пьер Андрие (Франция) которые совместным заявлением призвали ПАСЕ не делать таких шагов, которые могут навредить мандату МГ ОБСЕ или усложнить переговорный процесс, подчеркнув, что Минская группа продолжает оставаться единственно приемлемым форматом для переговоров. Что стоит в основе такого заявления Минской группы ОБСЕ? 

 - Я начну ответ на этот ваш вопрос старинным английским анекдотом, который, на мой взгляд, очень адекватно отражает мотивацию сопредседателей Минской группы ОБСЕ, когда они выступают с подобными заявлениями.

К старому британскому юристу, очень богатому, влиятельному и известному, приходит внук, только что начавший карьеру юрист в пятом поколении, и с радостным видом заявляет:

- Дедушка, я выиграл в суде дело о споре двух лордов за участок земли, которое начинал еще твой отец, мой прадед!

- Дурак, - отвечает дед. – На гонорары от этого дела мой отец выучил меня, я выучил твоего отца, твой отец выучил тебя. На какие деньги ты будешь учить своих детей?

Надо понимать, что все сопредседателю Минской группы ОБСЕ – и Джеймс Уорлик, и Игорь Попов, и Пьер Андрие – это всего лишь люди, причем люди, обличенные властными полномочиями, по сути, бюрократы, а поэтому они думают и поступают так, как поступают все чиновники или депутаты. Всякий человек, а бюрократ – в особенности, сначала думает о своих интересах, затем – об интересах своего клана или партии, после этого – об интересах начальства, только после этого – об интересах дела, и только в последнюю очередь – об интересах других людей и страны в целом. Об интересах жителей третьих стран и их граждан он не думает вообще, они для него как бы не существуют, поскольку повлиять на его положение в должности или дальнейшую карьеру никак не могут. Так было есть и будет во всех странах мира, ибо такова природа человека, и ничего с этим поделать невозможно, а поэтому следует принимать как данность.

Для названных выше людей и технических сотрудников аппарата Минской группы ОБСЕ нагорно-карабахский конфликт – этот как выигрышный билет лотереи, позволяющий получать очень неплохие (отнюдь не по российскими или азербайджанским меркам) деньги, при этом не прилагаю особых усилий для этого.

Я думаю, что уровень зарплат сотрудников ОБСЕ мало чем отличается от денежного содержания гражданского персонала миротворческих миссий ООН, который составляет до 50 тысяч долларов в месяц в зависимости от должности, не считая возмещения транспортных расходов и возможности пользоваться казенной техникой, аппаратурой и оборудованием. Любое урегулирование нагорно-карабахского конфликта – абсолютно не важно, в чью оно будет пользу – Армении или Азербайджана – автоматически лишает этих бюрократов и целый сонм их подчиненных данной синекуры. Естественно, никто из них не хочет терять такую богатую, простите за простонародный слог, «кормушку», а поэтому выступают с заявлением о то, что МГ ОБСЕ «продолжает оставаться единственно приемлемым форматом для переговоров».

А вот это заявление, на мой взгляд, выглядит как раз очень спорным. ОБСЕ, как известно, является не региональной или континентальной, а трансконтинентальной организацией, в состав которой помимо европейских стран входят также США и Канада, а также бывшей союзные республики СССР, расположенные в Центральной Азии.

Поэтому ОБСЕ объективно не может отражать мнения европейцев на любую международную проблему на территории Европы, включая и конфликт в Нагорном Карабахе. Но как раз этой цели может служить Парламентская Ассамблея Совета Европы как высший представительный орган стран Старого Света. Никто не мешает европейским парламентариям создать собственную структуру по урегулированию или замирению вооруженного конфликта на территории Европы. Если это произойдет, то Минская группа ОСБЕ будет уже не единственным органом, специально занимающейся данной международной проблемой, а наличие здоровой конкуренции всегда является лучшим стимулом для повышения эффективности любой деятельности, в том числе и миротворческой.

Еще раз повторюсь, пока у МГ ОБСЕ не будет альтернативы, а между ними не будет здоровой конкуренции, видимость деятельности для бюрократов Минской группы ОБСЕ будет продолжать оставаться оправданием их «нужности» и, следовательно, получаемого их финансирования.

- Напомню еще об одном проявление пристрастности стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, когда в 2008 году при голосовании на Генассамблее ООН резолюции A/62/L.42 «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» 39 стран поддержали Азербайджан, 7 стран включая представителей США, Франции и России проголосовали вместе с Арменией - против, и 100 стран воздержались или не участвовали в голосовании. То есть странам-сопредседателям не хватило дипломатического такта хотя бы воздержаться при голосовании. Теперь сопредседатели желают поучать ПАСЕ, что им обсуждать, а что нет...

- Я понимаю всю остроту и болезненность для Азербайджана, его народа и политического руководства темы оккупации Арменией пятой части территории страны, но не могу согласиться с категоричностью и корректностью вашего примера. Между 2008 и 2016 годом прошло семь лет, за время которых и геополитическая обстановка в мире, и сама ситуация в зоне конфликта в Нагорном Карабахе претерпели существенные изменения.

В тот конкретно-исторический момент времени между Россией и странами Запада не было столь острого политического конфликта, хотя уже отгремела война в Южной Осетии, который существует сейчас из-за Украины и Сирии. К тому же в 2008 году в мире бушевал первый в новом тысячелетии экономический кризис, втягивания в который России тогда удалось избежать. Если бы такое голосование проводилось бы сейчас, результаты его могли бы оказаться несколько иными из-за произошедших в последние годы глобальных изменений в расстановке сил на международной арене. Случись такое голосование сейчас, позиция США, в частности, могла бы быть иной…

Мне показалось странным, что вы, задавая вопрос о действиях официальных представителей России, обошли стороной то обстоятельство, что в работе ближайшей сессии ПАСЕ не будет принимать участие российская делегация. Это – очень болезненный удар по позициям Армении на слушаниях указанных выше докладов. Представители нынешнего политического режима в Ереване, отдавшего предпочтение вхождению этой страны в ЕАЭС, а не евроинтеграции, могут оказаться под шквальным огнем политической критики и получить в итоге в свой адрес пару резолюций, которые никак не упрочат международный престиж Армении и еще раз определят ее статус как страны-агрессора и страны-оккупанта. На этот раз армянская делегация не будет иметь ни российской, ни американской поддержки, а поэтому позиция руководства Минской группы ОСБЕ в данном случае не будет иметь принципиального значения.

Позволю себе еще одну аллюзию, крайне далекую от глобальной мировой политики, но очень подходящую для иллюстрации данной ситуации.

Буквально два дня назад стало известно, что игрок московского «Спартака» и сборной Армении по футболу Араз Езбилис подписал контракт со стамбульским «Бешикташем», хотя еще год назад свой конфликт с бывшим тренером этого клуба Муратом Якином объяснял рудиментами пресловутого «геноцида армян». Есть такая латинская пословица: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», и пример Езбилиса – наглядное тому подтверждение. Если сегодня игрок сборной Армении с радостью пошел играть за турецкий клуб, чего еще какой-то год назад мы представить себе не могли, то очень может быть, что и урегулирование нагорно-карабахского конфликта сдвинется с мертвой точки, и ПАСЕ будет принадлежать в этом ключевая роль.

- Согласны ли Вы с политологом и депутатом Расимом Мусабековым заявившем, что наш МИД должен самым категорическим образом указать сопредседателям Минской группы на неуместность и неприемлемость их заявления в адрес ПАСЕ, ставящего под сомнение их объективность и беспристрастность при этом нужно начать анализ того, насколько сохранение существующего формата сопредседательства в МГ содействует реальному урегулированию карабахского конфликта и отвечает интересам Азербайджана? 

- Этим вопросом вы ставите меня в крайне затруднительное положение. Каким бы ни был мой ответ, получается, что я или поучаю МИД вашей страны, или вмешиваюсь в парламентский политический процесс. Я крайне далек и от одного, и от другого, хотя бы потому, что являюсь гражданином другой страны. Простите великодушно, но не мне говорить о том, что делать, а чего не делать МИД Азербайджана.

Конечно же, можно переформулировать вопрос и задать его, например, так: не кажется ли мне, что заявление сопредседателей МГ ОБСЕ в адрес ПАСЕ необъективно и небеспристрастно и высказано в интересах одной из сторон нагорно-карабахского конфликта, а именно Армении? Я отвечу на него отрицательно, а в качестве аргумента отошлю к ответу на первый ваш вопрос этого интервью. Я более чем уверен, что заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ было продиктовано озабоченностью не за перспективы урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, а реальным опасение лишиться синекуры в результате этого.

Уже более двадцати лет смысл существования МГ ОБСЕ заключается в том, чтобы поддерживать этот конфликт в так называемом «замороженном» состоянии, ибо только в этом случае сохраняется смысл существования и финансирование деятельности аппарата этой группы. Разрешение конфликта автоматически влечет за собой его роспуск, после чего его работники остаются без зарплаты и прочих преференций и привилегий. А им это надо?

Еще раз повторю ранее высказанную мысль: Минская группа ОБСЕ, точнее – входящие в ее состав бюрократы будут решать главный и единственный вопрос своего предназначения только тогда, когда будут принуждены к этому. В современной Европе единственной международной структурой, сопоставимой с ОБСЕ по статусу и членству, является ПАСЕ, поэтому официальный Баку очень грамотно и правильно поступает, когда пытается диверсифицировать международное внимание к проблеме нагорно-карабахского конфликта. Такой образ действий подсказывает здравый смысл, квинтэссенцией которого является пословица, известная, пожалуй, всем народам мира: «Не клади все яйца в одну коробку».

Вугар Гасанов 

# 12663
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#