А стоит ли вообще связываться с организацией, обещающей тотальную дискриминацию экономики Азербайджана?

А стоит ли вообще связываться с организацией, обещающей тотальную дискриминацию экономики Азербайджана?
2 июля 2015
# 16:09

Интеграция Азербайджана в разного рода международные институты, объединения и транснациональные соглашения – дело принципиально важное. В большинстве случаев эта тактика обеспечивает стране выход на один уровень с важнейшими политическими игроками мира. Однако не все объединения одинаково полезны: например, в глобальном алвере, вопреки стереотипу, мы вполне можем проторговаться в пух и прах. Цена вопроса поспешного вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию (ВТО) – измеряется не деньгами, а целыми отраслями экономики.

Переговорный процесс по вхождению в круг полноправных членов Организации Азербайджана, уже 18 лет обладающего статусом наблюдателя, продолжается. И, если позиция наших будущих партнеров (а по факту – оппонентов) хотя бы частично не перекинется в сторону азербайджанских, а не только «хозяев ВТО», интересов – переговариваться придется еще очень долго.

Сейчас Азербайджану предложено выработать новые боунд-тарифы на импорт в республику товаров, производимых в промышленности и сельском хозяйстве. Напомним, эти тарифы представляют собой связанные и применяемые ставки таможенных пошлин и направлены на защиту внутреннего производителя, которому после вхождения в ВТО предстоит жесточайшая конкуренция с товарами глобальных производителей.

По имеющейся информации, список продукции, которую Азербайджану предлагается принести в жертву остальным членам ВТО, обещает быть достаточно длинным. И это при том, что ни в промышленном, ни в аграрном секторах мы до сих пор не вышли на уровень производства, полностью отвечающий национальным потребностям качества, количества и ассортимента (О том, чтобы достичь стабильного и масштабного экспорта данных товаров в развитые страны, с высокой покупательской способностью населения, полагаем, в обозримом времени не стоит и говорить).

Как сообщалось ранее, республика предложила будущим зарубежных партнерам-поставщикам для их товаров ставку таможенных тарифов, которые будут действовать во время переходного периода, в среднем на уровне 13,2%. В конечном итоге, после того как пограничные процессы будут окончены, средний тариф составит 11,7%. Для сравнения, средний размер таможенных тарифов Азербайджана оценивается в 9,4%, то есть будущая разница почти не в пользу нашей страны. В государствах с развитой экономикой средний таможенный тариф составляет порядка 9,6%, а максимальный такой показатель – на уровне 17,7% - регистрируется в слаборазвитых странах.

Более того, по информации Trend, средний уровень баунд-тарифов по агропромышленному комплексу был предложен Азербайджаном всего лишь в 14,1%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 22,8%, в развивающихся - 12,7%, а в слаборазвитых странах – 15,4%. Тарифные ставки, согласованные в рамках членства в ВТО, носят постоянный характер, так что не могут быть пересмотрены даже в случае форс-мажорных обстоятельств в отрасли. Как следствие, будут строго ограничены возможности государства по поддержке и стимулированию развития экономики – включая и внутреннее субсидирование, о котором ниже.

Как сообщил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев, в ожидании следующего раунда переговоров по вступлению в ВТО правительство, обновляя таблицу по внутренней поддержке сельского хозяйства, должно будет учесть изменения в агропромышленном комплексе, произошедшие за 2012-2014 года. Также, по словам замминистра, в секретариат Организации должны быть направлены ответы на вопросы стран-членов ВТО. Время, потребное для упомянутой работы, откладывает очередную встречу рабочей группы, двусторонние переговоры с членами и многостороннюю встречу по сельскому хозяйству в лучшем случае на осень, а не на лето, как планировалось.

Тем лучше, поскольку в таком важном деле спешка совершенно неуместна и наверняка повредит. Для Азербайджана развитие сельского хозяйства – принципиально важная задача. Вопросы продовольственной безопасности, снижения импортозависимости, а в перспективе положение экспортера, занятого в самом прибыльном (с учетом грядущего дефицита продовольствия) рынке – все это завязано на протекционистской политике для сельскохозяйственной отрасли. Полностью аналогичные выводы можно сделать и в отношении тарифов на промышленную продукцию: малейшая уступка в ставках фиксированных таможенных пошлин будет означать для азербайджанских промпредприятий – по сути, еще только создаваемых – быструю капитуляцию перед почти неограниченным притоком конкурентных товаров с внешних рынков.

Тем не менее, как ранее заявлял М.Мамедгулиев, основной темой переговоров остается вопрос внутренней поддержки агросектора, который является основным звеном ненефтяной экономики. Вопреки очевидности этого утверждения, часть стран, с которыми Азербайджан ведет переговорный процесс, признают значимость развития национального сельского хозяйства. Прочие – считают, что считают, что наша страна предоставляет отрасли слишком большие субсидии. Между тем, отраслевая поддержка в размере до 10% от объема производимого валового внутреннего продукта – отнюдь не много. Более того, указанная цифра полностью отвечает правилам самого ВТО, допускающим десятипроцентное субсидирование для стран, присоединившихся в Организации в статусе развивающихся. Пять процентов от ВВП, которые предлагают нам наши будущие, с позволения сказать, партнеры – планка для государств с развитой экономикой. И как бы патриотично мы бы ни были настроены, относить Азербайджан в ту же группу, где находятся США, Британия, Австрия, Германия, Япония и т.д., попросту смешно. Не говоря уже о невысоком уровне развития большинства секторов экономики, до тех пор, пока отечественный импорт на 90% будет формироваться нефтегазовым сектором, миллион граждан будет иметь статус беженца и переселенца, а уровень доходов населения и близко не будет стоять с «западными» заработками, имя развитого государства останется чистым популизмом.

Наши условия к настоящему времени приняли и подписали соответствующие протоколы Турция, Султанат Оман, Объединенные арабские эмираты, Грузия и Кыргызстан – то есть менее десятка из свыше 160 стран, входящих в ВТО. У всех остальных остались к нам вопросы, правильный ответ на которые будущим партнерам не понравится, а нужный им ответ – не устраивает нас. Как передает Fineko/abc.az со ссылкой на сообщение секретариата ВТО, в адрес Азербайджана ставятся вопросы о применении «дискриминационных налоговых льгот», контрактов по соглашению и разделе продукции (PSA), по инвестиционному климату, государственных торговых предприятий, лицензионных требований к алкогольной и табачной продукции.

«Члены высказались за принятие Азербайджаном обязательства присоединиться к Соглашению об информационных технологиях. Вопросы членов также касаются технических барьеров в торговле (стандарты продукции и сертификации), переходного периода для реализации соглашений с ВТО, сельскохозяйственных и несельскохозяйственные экспортных субсидий», указывается в сообщении секретариата.

Проще говоря, почти не остается сферы, в котором Азербайджан не пытались бы «прогнуть» страны, которые с нами вроде должны сотрудничать. А стоит ли вообще связываться с организацией, обещающей тотальную дискриминацию экономики? Последние 18 лет мы благополучно обходились без ВТО – так же, как и ряд других постсоветских государств. Впрочем, в нынешнем году сдался Казахстан – осенью соседи должны сменить статус наблюдателя на полноправное членство и стать 162 участником организации, несмотря на то, что у них в переговорах были такие же проблемные пункты.

Следовательно, польза в этом все же какая-то есть? Принято считать, что ВТО обеспечивает либерализацию глобальной торговли для создания режима наибольшего благоприятствования и создает равные и справедливые условия для конкуренции товарных рынков между собой. Участники Организации на равных для всех условиях заключают между собой договоренности, решают торговые споры, ведут анализ торговой политики.

Не случайно Европейский союз, основанный и зависящий от экономического взаимодействия прилагает все усилия для того, чтобы помочь странам программы Восточного партнерства вступить в ВТО. Как утверждал в свое время глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, вхождение Азербайджана в Организацию способно содействовать многовекторному развитию экономики страны и обеспечении деловой атмосферы.

А что по факту? Есть исследования опыта членства постсоветских государств в Организации. Например, из их числа первым статус члена получил Кыргызстан (в 1998 году). Но за первые десять лет в этой стране почти полностью исчезло промышленное производство, производство в сельском хозяйстве значительно сократилось: земледелие – в 35 раз, животноводство – в 30 раз. Напротив, вырос уровень торговли, однако более чем на 98% она состоит из продажи импортных товаров. Далее, за первые три года членства в ВТО Украина, после обнуления импортных сборов на алкогольную продукцию потеряла свыше 40% производства виноградных вин, а ввоз свинины (это при традиционном собственном производстве) вырос втрое, и уже говорится о необходимости переговоров об изменении условий членства страны. В Латвии жалуются, что страна не может вернуться к советскому уровню промышленного производства: при схожих (тогда и сейчас) объемах ВВП удельный вес промышленности упал с 40% до 14%. Впрочем, в Молдове, после нескольких лет деградации сельскохозяйственной отрасли, сдавшей позиции сразу после вхождения страны в ВТО, положительная динамика восстановилась. Однако, правительством делалась именно ставка на более широкий доступ продукции агропрома, в первую очередь, алкогольной, на мировые рынки. В итоге экспорт республики вырос более чем в два раза.

Подытоживая – перспектива уменьшения или вовсе прекращения страной отраслевых дотаций – закономерно остается главным тормозящим переговоры Азербайджана с ВТО фактором. Однако, есть еще один предсказуемый эффект: речь о том, что после открытия внутреннего рынка для зарубежных товаров интерес со стороны инвесторов в реальный (производственный) сектор экономики падает обратно пропорционально насыщению внутреннего рынка импортной продукцией. А это – последнее, что нам хотелось бы наблюдать, так как собственное развитие страны, начиная с институциональной стабильности, насыщения потребительского рынка, роста доходов населения и заканчивая качеством социальных услуг, прямо зависят от положения дел в малом и среднем бизнесе. Именно МСП примут на себя первый удар при открытии границ для ВТО-шного товара: себестоимость производства на малых площадях и оборудовании значительно превышает расходы на выработку глобализованных товаров; пассивные и без того инвесторы (см. выше) даже рассматривать не будут малые по масштабу, а значит, малоприбыльные проекты; затраты на продвижение отечественной продукции, вынужденной соперничать с широко разрекламированными брендами, значительно возрастут; и даже торговые объекты, имея дело с фиксированными ценами, начнут терять прибыли.

Так что, прежде чем открывать свой прилавок на глобальном торговом рынке, Азербайджану следует не только наладить массовый выпуск собственного товара, но и позаботиться о том, чтобы в открытые двери дома не проникли спекулянты. В этом смысле время, которое потребуется для вхождения в ВТО, не имеет ровно никакого значения.

Лейла Измайлова

# 5760
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#