«Празднование 100-летия «геноцида армян» должно проходить где-нибудь в Эрзеруме или Карсе, но никак не в Ереване…»

«Празднование 100-летия «геноцида армян» должно проходить где-нибудь в Эрзеруме или Карсе, но никак не в Ереване…»
19 марта 2015
# 20:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Прежде всего, позвольте поздравить вас, ваш портал, всех его читателей, всех граждан Азербайджана, всех азербайджанцев России и вообще всех мусульман мира со светлым праздником весны – Новруз-байрам. Я, как человек, воспитанный в совершенно иной национально-религиозной культуре, плохо представляю, что положено традиционно желать в этом случае. Но я уверен, что все мы, невзирая на все наши культурные, национальные, религиозные и, я бы даже сказал, цивилизационные, различия, поскольку являемся людьми, желаем для себя и для своих близких присутствия в нашей жизни каких-то более высоких, стоящих над всеми этими различиями, универсальных понятий – добра, любви, здоровья, благополучия, мира, счастья. Я желаю всем вам, чтобы все эти категории, составляющие смысл бытия любого человека, на все 100 процентов присутствовали в жизни каждого из вас. А теперь давайте перейдем к интервью.

- С чем было связано долгое отсутствие Владимира Путина на публике? Кем и с какой целью, на Ваш взгляд, была инициирована кампания в СМИ вокруг «исчезновения» президента России?

- Я не являюсь представителем ни первого, ни второго, ни даже третьего эшелона власти в России, чтобы иметь достоверные сведения на этот счет. Более того, – я не стремлюсь к этому. Если бы я был «человеком из власти», то никогда не сказал бы правду на этот счет. Личная жизнь человека в России защищена Конституцией и законодательством, а личная жизнь, физическое и психическое здоровье главы государства вообще являются предметами государственной тайны, если бы я их знал, то все равно бы не сказал. Поэтому давайте поговорим о слухах на этот счет.

Каких только вымыслов, домыслов, сказок и просто откровенных бредней мне не довелось прочитать на минувшей неделе на бескрайних просторах русскоязычного интернета. Наиболее сильное, я бы даже сказал – зубодробительное впечатление на меня произвела «сенсация» о том, что Владимир Путин отстранен от власти партией «ястребов» российского политического истеблишмента, после чего войска России обязательно вторгнуться на Украину. «Порадовали» меня «новости» о состоянии здоровья нашего президента: начиная от внезапного открытия у него прободной язвы желудка до насморка или гриппа. Наиболее романтической мне кажется сообщение масс-медиа о том, что Алина Кабаева, якобы являющаяся любимой женщиной Владимира Путина, родила ему второго ребенка. Лично мне последняя «новость» в качестве объяснения недельного «отсутствия» нашего президента на экранах телевизоров кажется самой приемлемой: несмотря на свой 60-летний возраст, наш президент демонстрирует отличное здоровье и стиль поведения и жизни, является чуть ли не «мачо», близким к эталону мужской силы, к тому же он очень многое делает для нашей страны, и лично я желаю ему простого человеческого счастья рядом с любимой женщиной и счастливого отцовства. Если все в действительности так, то за Владимира Путина можно только искренне порадоваться. Тем более в преддверии Новруз-байрама – светлого праздника весны и любви.

А если говорить серьезно, то Россия, безусловно, является страной с сильными этатистскими традициями, население которой, хоть власть не любит, но склонно ей подчиняться. Поэтому отсутствие в течение нескольких дней информации о первом лице государства вызывает смутную тревогу: мол, на кого «отец родной» оставил страну? На мой взгляд, мы стали свидетелями очень умного эксперимента по шоковому зондированию отношения населения страны к ее власти, которое было обусловлено и, на мой взгляд, даже спровоцировано убийством Бориса Немцова. Как кажется, наш президент намеренно ушел в тень и отменил пару малозначащих для страны международных встреч, чтобы наглядно выяснить, какую реакцию умышленно созданный «мыльный пузырь» мнимого «вакуума власти» вызовет в российском обществе и особенно – у либеральной и несистемной оппозиции. Как оказалось, – никакой: большинство населения отсутствия Владимира Путина на телеэкранах не заметило, а если заметило, то не придало этому факту значения, а оппозиция не смогла придумать ничего более умного, чем фантазировать на темы конспирологии в духе «теории вселенского заговора». В итоге получился фарс и балаган. По сути, президент Путин пошел по пути императора Петра I, который в свое время повелел «в ассамблеях дозволять говорить каждому, дабы глупость каждого была видна». Еще это можно назвать «моментом истины»…

- 12-13 марта в Астане должна была состояться встреча Путина, Назарбаева и Лукашенко, которую перенесли на 20 марта. Они должны были обсуждать, в том числе, развитие ЕАЭС. Но Саргсяна не пригласили, и армяне обиделись. Почему же его проигнорировали?

- Во-первых, наш президент, как мы выяснили только что, «отсутствовал», причем причины этого его отсутствия всеми сторонами были приняты как «уважительные». Если бы было что-то не так, сроки переноса встречи были куда более существенными, но никак не неделя.

Во-вторых, очень может быть, что внешнеполитические ведомства союзных государств не успели решить некоторые сугубо технические вопросы, например, перевести на армянский язык тексты рабочих документов встречи, оттого Сержа Саргсяна и «не пригласили». Но поскольку официальных дипломатических демаршей ни с чьей стороны не последовало, то охлаждения отношений между членами ЕАЭС сейчас ожидать не приходится. Не стоит забывать, что 15 марта Владимир Путин имел телефонный разговор с Сержем Саргсяном, днем позже он официально принял в Санкт-Петербурге президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, который также не был приглашен на эту встречу. Думаю, что в процессе этих переговоров наш президент смог донести до лидеров этих стран, как представляется, согласованную и консолидированную позицию руководителей стран-основательниц Таможенного Союза и ЕАЭС по вопросам перспектив расширения этих межгосударственных структур и последующей практической, а не декларативно-политической интеграции в них Армении и Кыргызстана.

В позиции азербайджанских журналистов присутствует очень много вполне для меня понятной желчи и злорадства в адрес армянской стороны по случаю каждой неудачи этой страны на международной арене. Я не занимаю столь категоричной или агрессивной позиции в отношении Армении, а поэтому не могу разделить вашей радости или того ёрничества, которое свойственно вашему изданию. Я не считаю, что Сержа Саргсяна «забыли» пригласить в Астану на встречу 12-13 марта намеренно или с целью унизить или оскорбить лично его или в его лице – всю Армению. Просто вам хочется, чтобы было именно так, но это совершенно не означает, что дела обстоят так в действительности. Армения – это самое слабое звено в ЕАЭС, но это не означает, что кто-то в этом альянсе станет намеренно или публично демонстрировать очевидное, уважающие себя главы государств до такого не опускаются.

- Ваш прогноз оказался неверным, - Владимир Путин все же поедет в Ереван на мероприятия, приуроченные к 100-летию «геноцида армян». Почему мифический геноцид армян оказался для Кремля важнее крепнущих политических и экономических связей с Турцией? 

- Во-первых, я никогда категорично не утверждал, что Владимир Путин ни при каких обстоятельствах не поедет в Ереван на мемориальные мероприятия в память 100-летия «геноцида армян». Если вы помните, то в предыдущем интервью я говорил о том, как лично я поступил бы в этом случае, будь я на месте главы нашего государства. Тогда же я свое видение вопроса назвал «мнение дилетанта», а вы сейчас отводите мне роль оракула или вещей Кассандры. То есть путаете теплое и мягкое. А это – не одно и то же.

Во-вторых, мне кажется, что вы невольно примкнули к сонмищу мифотворцев, которые пытаются перещеголять друг друга в придумывании сказок и небылиц о президенте России, получая от этого явное удовольствие. Я не знаю, в связи с чем вы сделали подобное предположение, которое, на мой взгляд, больше похоже на безосновательное утверждение. Мне кажется, что вы сформировали это предвзятое мнение на основании статей в армянской или лояльной Армении российской прессе. Но так ли обстоят дела в действительности? Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

Итак, что мы знаем достоверно? Мы знаем только то, что в минувшее воскресенье состоялся телефонный разговор Владимира Путина и Сержа Саргсяна о состоянии и перспективах российско-армянских отношений, инициатива которого принадлежала армянской стороне. Вечером того же дня 1-й канал российского телевидения в информационном выпуске сообщил, что президенты двух стран договорились о «совместном праздновании 100-летия геноцида армян и 70-летия победы в Великой Отечественной войне». Если не доверяете достоверности цитаты, можете в архиве телеканала посмотреть запись передачи еще раз. Вы не замечаете скрытого цинизма этой фразы? Как можно праздновать 100-летие «геноцида армян», т.е. массового убийства людей? Это приблизительно равно тому, как праздновать 75-летие начала деятельности Аушвиц-Биркенау, более известного как Освенцим. Если рассматривать «геноцид армян» как удавшийся геополитический проект, то по этому поводу торжества должны проходить где-нибудь в Эрзеруме или Карсе, но никак не в Ереване… На мой взгляд, тот редактор телеканала, который пропустил в эфир эту фразу, в одинаковой степени ненавидит и Армению, и Россию.

Армянские масс-медиа как-то вдруг трансформировали это сообщение в государственный визит Владимира Путина в Ереван 24 апреля, однако никакой официальной информации на этот счет на сайте Кремля распространено не было. Я советую вам обратиться к этому источнику информации, а там размещена несколько иная информация: пресс-служба главы российского государства на сайте распространила информацию о том, что в ходе телефонной беседы были обсуждены вопросы «взаимного участия» в соответствующих мероприятиях, при этом очень тонко был обойден молчанием вопрос о формате участия, – поедут ли обоюдно главы государств или дело ограничится только официальными делегациями во главе со вторыми лицами. Согласитесь, «совместное празднование» и «взаимное участие» - это далеко не одно и то же. Поэтому, как мне представляется, остается до сих пор открытым. Следовательно, и вопрос о выборе приоритетов Москвы между Анкарой и Ереваном я считаю сегодня преждевременным.

- Как это решение Путина отразится на российско-турецких и российско-азербайджанских отношениях?

- Я думаю, что если этот визит и состоится, то никаких существенных последствий не вызовет, разве что обострит проявлении национальных черт турецкого и азербайджанского народов в процессе будущих переговоров: турецкие политики станут еще более скупыми и мелочными, азербайджанские – более радушными и готовыми уменьшить до разумных пределов размер своей маржи в вопросах международной торговли. Каких-то принципиальных изменений не последует: азербайджанские фрукты по-прежнему будут продаваться на российских рынках, вытеснив оттуда польскую, румынскую и венгерскую сельскохозяйственную продукцию, а российский газ пойдет в 2017 году через Турцию в Юго-Восточную Европу. Что касается влияния отношения России к Армении на прочие направления и аспекты внешнеполитической деятельности нашей страны, то отвечу словами из Евангелия: «Оставьте мертвым хоронить своих мертвых». Народ, движимый смертью предков, я имею в виду армян, будущего не имеет.

- Переговорный процесс вокруг Карабаха, - виден ли свет в конце туннеля? Возможно ли восстановление территориальной целостности Азербайджана путем переговоров или остался единственный путь - военное решение? 

- Я уже неоднократно отвечал вам на этот вопрос, и за последнее время моя позиция на этот счет не изменилась. Поэтому повторю свою позицию еще раз: мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно и желательно, но главным препятствием на пути этого являются поколение политиков Армении, участие в Карабахской войне для которых стало шансом взобраться на властный Олимп в этой стране. И предыдущий президент Армении Роберт Кочарян, и нынешний глава этого государства Серж Саргсян, и абсолютно все представители армянского генералитета – и в армии, и в полиции – были бойцами или полевыми командирами незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, нередко начиная воевать против Азербайджана и его народа под командованием международных армянских террористов, являвшихся уроженцами США, Ливана, Сирии. Достаточно посмотреть их биографии на сайте фонда «Хайазг», чтобы понять, что помимо совершения преступлений террористической направленности в форме создания и участия в незаконных вооруженных формированиях, некоторые из них участвовали в вооруженном мятеже, как нынешний министр обороны Армении Сейран Оганян, будучи командиром 2-го батальона 336-го мотострелкового полка, многие из них совершили воинские преступления в форме дезертирства или промотания воинского имущества. Поэтому для всех них передача и возврат оккупированных земель Нагорного и равнинного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана будет означать не только личную политическую смерть, но и очень может быть, что и физическое уничтожение. Поэтому все они до собственной смерти будут поддерживать конфликт в тлеющем состоянии. Иначе все они в одночасье из «героев Арцаха» превратятся в заурядных уголовников.

Мирное решение нагорно-карабахского конфликта возможно в двух случаях: или в самое ближайшее время в результате смены ныне существующего политического режима в Армении демократическим путем посредством парламентских и президентских выборов, в результате которых «карабахский клан» будет отстранен от власти, или только через несколько десятилетий, когда все его деятели превратится в старцев и один за другим сойдут в могилу, после чего Армения, разоренная «еркрапа», будет вынуждена искать себя в новой реальности.

О войне накануне Новруза мне говорить как-то не хочется.

Беседовал Бахрам Батыев 

# 13559
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#