Как и почему ЦРУ при помощи известных россиян разжигало Карабахский конфликт
В начале декабря в Конгрессе США состоялось мероприятие, посвященное 23-летию «независимости «нкр». В мероприятии приняли участие конгрессмены, посол Армении в США Тигран Саргсян и «постоянный представитель «нкр» Роберт Аветисян.
«Председатель парламента «арцаха» Ашот Гулян в своем выступлении сказал, что единственным способом установления мира и стабильности в южнокавказском регионе является международное признание «фактической независимости» «Нагорно-Карабахской Республики» и ее наделение международными гарантиями безопасности.
2 декабря Ашот Гулян также провел в Вашингтоне отдельные встречи с членами Конгресса США Линдой Санчес, Адамом Шифом, Дэвидом Сисилином и председателем Комиссии по внешним отношениям Эдом Ройсом.
Реакция Баку на сие мероприятие не заставила себя долго ждать. Встречи представителей сепаратистского режима Нагорного Карабаха в США и обсуждение реализации ряда социально-экономических проектов, воспринимаются как поддержка попыток, направленных против территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, нарушение принципов международного права, сказала вице-спикер парламента Бахар Мурадова
Однако сие мероприятие меня не удивило. Нет ничего неожиданного в том, что представителей «нкр» встречают в США на весьма высоком уровне, обсуждают с ними самые различные экономические проекты и даже устраивают торжественные приемы по случаю очередного «дня независимости» в здании американского Конгресса.
Все это происходит с тем же постоянством, с каким ежегодно никем непризнанная «нкр» получает помощь из американского бюджета. Ничего удивительного. Американцы – прагматики. Они прекрасно знают, кому и за что они платят. Для лучшего понимания этого факта совершим небольшой экскурс в не столь давнюю историю.
В самом начале 80-х, буквально, только обжившись в Белом Доме, президент Рональд Рейган озаботился идеей опрокинуть советского «колосса на нефтяных ногах», потребовав от тогдашнего директора ЦРУ Уильяма Кейси применять «смелые методы».
Умный и дальновидный Кейси сформулировал их очень быстро, но публично озвучил их только после смерти 40-го президента США: «Я считал: нужны разведка, тайные операции, организованное движение сопротивления... нам нужны еще несколько Афганистанов».
Немногим позже эта мысль была скореллирована с идеей Збигнева Бжезинского децентрализовать советскую империю, вызвав тем самым ее распад, которую он изложил в докладе Госдепу: «План игры. Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР». Масть сошлась и скоро американцы точно определили «самое слабое звено» советской системы. Им стала не высокомерная Прибалтика, не заносчивая Грузия, не Западная Украина, которая ничего не забыла, а вполне лояльная центру маленькая Армения.
Причин тому было много, но возьмем на выбор чисто оперативную. Как известно, Прибалтика и Украина всегда находились в центре внимания западных спецслужб. Казалось, люди с темным прошлым, прорвавшиеся на Запад после войны, дети всевозможных «лесных братьев» - это готовый контингент для разведработы в прибалтийском или украинском «поле». Но они, как ни крути, «вторая волна эмиграции» с сильным немецким акцентом.
А у Армении была не сомнительная эмиграция, а историческая, легально контактирующая с «Родиной-матерью», богатая, интегрированная в западное общество национальная диаспора. Волна ее политической активности стала подниматься в 1965 году, когда мировое армянство впервые широко отметило полувековой юбилей трагических событий, известных как «геноцид армян в Османской империи». Он стал точкой отсчета перманентной кампании за признание «геноцида», действительно превратившей армянскую диаспору в заметного политического игрока.
И, вот, что интересно, спустя десятилетие, когда американцы встали на тропу идеологической войны за «торжество прав человека», в Армении также зародилось движение диссидентов. Но это были не совсем обычные диссиденты. И Паруйр Айрикян вместе со своим единомышленником Азатом Аршакяном, и Размик Маркосян, известный своими голодовками и обращениями в Верховный Совет СССР, и другие армянские инакомыслящие выступали не только как антисоветчики и антикоммунисты.
Они требовали еще и «восстановления Армении в ее исторических границах». Что говорить, если появившаяся на свет в 1977 году Армянская Хельсинкская группа объявила своей целью не только защиту прав человека, но и «воссоединение с Армянской республикой включенных ныне в территорию Азербайджанской СССР Нагорного Карабаха и Нахичеванской автономной области». Поразительно, но участники начатого в те же годы неудачного проекта КГБ, которым стало создание левой, подпольной, террористической организации АСАЛА, тоже культивировали в себе одержимость идеей «Великой Армении от моря до моря». Такой взрывной потенциал не мог быть не использован западными спецслужбами и идеологическими центрами «в решающей битве с советской империей».
Не будем вспоминать, как в самый разгар перестройки, словно заяц из цилиндра, была вытащена на свет божий «карабахская проблема», которая в мгновение ока оказалась и «застарелой», и «кровоточащей». Все это очень хорошо известно. Скажу только, перестройке нужна была первая кровь, чтобы шокировать, ослепить, повергнуть в ужас советское общество. И Карабах эту кровь дал. Даже с избытком.
Алексей Синицын - главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу вспоминает, что Карабахскую проблему сразу взяли под крыло «лучшие друзья свободолюбивых армян» - российские демократы во главе с Борисом Ельциным. Но и самая вальяжная и циничная часть советского истеблишмента всячески потакала сепаратистам.
Более того, обе стороны выдвинули своих кураторов карабахской проблемы, которые прекрасно ладили между собой в ущерб не только интересам Азербайджана, но и всей, тогда еще единой страны. Это не удивительно, так как у партийных и у внепартийных, оппозиционных «демократов» был единый центр управления. По ту сторону океана.
Для того, чтобы понять какие разрушительные процессы были запущены карабахским кризисом, достаточно присмотреться к деятельности одного из самых известных его кураторов – Галине Старовойтовой. О ее существовании общественность узнала из информации о «миротворческой миссии» академика Сахарова в Баку и Ереване, в которой Старовойтова исполняла роль преданной фрейлины венценосной демократки, супруги академика Елены Боннэр.
На исходе «эпохи застоя» ЦРУ и партнеры Лэнгли стали вербовать советских граждан потоком, и Галина Васильевна, дочь руководителя ВНИИ тяжёлого машиностроения (а это и есть серьезнейший элемент военно-промышленного комплекса), не могла не попасть в поле зрения западных спецслужб.
Для них не составляло труда установить, что мадам Старовойтова - личность авантюрная, насквозь циничная и патологически алчная. Вербовочные мероприятия в отношении нее были, очевидно, проведены где-то в конце 70-начала 80-х годов, когда Галина Старовойтова в качестве этнопсихолога (коим никогда не была) возглавляла зачастившие в СССР международные экспедиции, изучавшие в Абхазии и Нагорном Карабахе феномен долгожительства.
Когда советская государственность при Горбачеве затрещала по швам, «этнопсихолог», естественно, обратила свои взоры на Армению, этакую «лабораторию» национальных конфликтов на постсоветском пространстве. В мае 1989 года она триумфально была избрана в народные депутаты СССР от этой республики.
На этом поприще ее деятельность канализируется по легальному и нелегальному направлению. Первое - «защита угнетенного народа Карабаха» - нам хорошо известно. А, вот, второе...
В июле 1991 года сформировались т.н. «вооружённые силы Конфедерации горских народов», т.е. незаконное вооруженное формирование численностью до трех тысяч человек, полностью укомплектованное автоматическим стрелковым оружием. Первый «командующий» этими «Вооруженными Силами» некий Иса Арсемиков однажды неосторожно допустил утечку информации, сказав где-то, что создать свою «армию» помогли «товарищи» из Эстонии, Латвии и Грузии, а также некоторые депутаты из Верховного Совета СССР, среди которых Арсемиков назвал Анатолия Собчака и Галину Старовойтову.
Имеются свидетельские показания, что первую партию из 20 крупнокалиберных пулемётов завезли в Чечню представители Межрегиональной группы Верховного Совета СССР, пользуясь депутатской неприкосновенностью. Естественно, что Галина Васильевна, действуя по своему плану «агентурных мероприятий», была самой активной участницей тех событий.
По некоторым данным, поставки оружия в Чечню - автоматов, пулемётов, гранатомётов - курировал Аркадий Вольский, возглавлявший в свое время Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной области. Наверное, неслучайно в 1995 году он был назначен фактическим руководителем делегации по мирному разрешению конфликта в Чеченской Республике.
А ведь к этому времени Аркадий Иванович уже был президентом богатейшего и влиятельнейшего Российского Союза Промышленников и Предпринимателей и имел на Западе прозвище «Kingsmaker» («делатель королей», понимайте - олигархов). Кстати, и Вольский – завотделом ЦК КПСС, и Старовойтова, хотя и были фигурами совершенно разного калибра, оба пользовались благосклонностью бывшего главного коммунистического идеолога Александра Яковлева. Да, того самого, который так сочувствовал армянским сепаратистам и которого обвиняли в работе на ЦРУ. С 1958 по 1959 годы А. Яковлев стажировался в Колумбийском университете (США). Интересно, что на стажировке молодой Александр Николаевич был в одной группе с будущим генералом КГБ Олегом Калугиным, в 2002 году заочно приговоренным за государственную измену к 15 годам лишения свободы. Чекисты докладывали Генсеку Горбачеву о неблагонадежности Александра Яковлева, но «умница» Михаил Сергеевич и слушать ничего не хотел, двусмысленно заметив, мол, «у кого в молодости грехов не было».
Карабахская проблема стала детонатором процессов, взорвавших геополитическое пространство Советского Союза. На Западе армянские заслуги оценили. Поэтому и появились поправка №907 к закону о поддержке свободы, запрещающая оказание помощи Азербайджану по государственным каналам, и резолюция Конгресса H.R. 5068, запрещающая любое американское содействие строительству железной дороги Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку в обход Армении, и многие другие преференции армянам.
Президент Саргсян пошел дальше Януковича, буквально переметнувшись от ассоциации с Евросоюзом в Евразийский Экономический Союз. Но свергать его не стали и даже не пожурили.
Армения с нерешенной карабахской проблемой нужна Западу в глобальном противостоянии с Россией, чье руководство сегодня, кажется, не очень-то верит в традиционные заклинания о «стратегическом партнерстве», раздающиеся из Еревана.
Вариаций на тему: «Как США могут использовать Армению против Москвы» - множество. Но они носят ситуационный характер, т.е. в большей степени будут отталкиваться от ошибок, которые вполне способен совершить Кремль в своем противостоянии с Белым Домом.
А в ожидании их в Конгрессе будут радостно примечать карабахских сепаратистов, оказывать серьезную финансовую помощь «пророссийской» Армении и проталкивать заведомо неприемлемые для Баку опции карабахского урегулирования.
Вугар Гасанов
Vesti.az
Украина, Грузия, Ближний Восток: Азербайджан на пересечении интересов - ВЗГЛЯД
Время перемен: Азербайджан в фокусе рисков Южного Кавказа и Ближнего Востока - РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Байрамов встретился с Арагчи
Что может дать Армении «хромая утка», или Бесполезный вояж Папикяна в США – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
На заседании ОЭС принято «Мешхедское коммюнике»-ОБНОВЛЕНО
Азербайджан избран председателем и членом Бюро COP16