«Москва поддержит любого в Армении, который скажет, что я за ЕАЭС и за ОДКБ» - ФОТО

«Москва поддержит любого в Армении, который скажет, что я за ЕАЭС и за ОДКБ» - <span style="color:red;">ФОТО
16 декабря 2014
# 14:36

2 декабря, в Нальчике в рамках научно-образовательной конференции «Кавказский диалог – 2014» организованной Фондом А.М. Горчакова, российский политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов выступил с открытой лекцией «Итоги внешнеполитического года России».

Процитировав известного балкарского поэта Кайсына Кулиева («Легко любить все человечество, соседа полюбить важнее»), Сергей Маркедонов отметил, что главная задача ученых-конфликтологов – сглаживать противоречия, а не обострять их.

Подводя итоги года, эксперт сказал, что «мы живем в исторически переломное время, открылись противоречия действующей системы международных отношений, в рамках которых глобальное лидерство принадлежит державе, несущей революционные идеи по всему миру, что для России совершенно неприемлемо.

«До 2014 года Россия пыталась интегрироваться в западные структуры. Теперь обозначилась конкуренция, и даже конфронтация. Это, пожалуй, главный итог года. Интеграционная стратегия закончилась, сделана заявка на самостоятельность», - подчеркнул Сергей Маркедонов.

Говоря о приоритетах внешней политики на грядущий год, эксперт отметил, что, несмотря на заявку на особую роль в международных отношениях, ни человеческих, ни мобилизационных ресурсов для глобальной игры у России нет, а задачей номер один для Москвы остается построение добрососедских отношений на постсоветском пространстве.

Но, естественно, нас больше интересовало мнение политолога по поводу ситуации на Южном Кавказе, и в частности, Армении, с которой Азербайджан находится в состоянии ни войны, ни мира.

В кулуарах форума корреспондент Vesti.Az побеседовал с Сергеем Маркедоновым о внутриполитической ситуации в Армении, грядущих переменах и российском факторе во внешней политике этой страны.

 - Сергей Мирославович, признаться выглядит немного удивительным тот факт, что Россия придерживается наблюдательной позиции относительно происходящих в Армении процессов, ведь большинство ваших коллег считает, что 2015-й год в Ереване будет непростым для правящей элиты, а некоторые сулят повторение украинских событий в Армении… 

- Мне кажется, что на сегодняшний момент, Россия не проявляет большого беспокойства, есть определенная уверенность в правящей коалиции. С другой стороны, как таковая смена власти в Армении Россию не очень беспокоит. В первую очередь Россию беспокоит то, повлияет ли на внешнеполитическую ориентацию Армении эта самая смена власти?

Есть понимание того, что нынешние противники Сержа Саргсяна не поставят вопрос о радикальном пересмотре внешней политики. И «Процветающая Армения», и Армянский Национальный Конгресс неоднократно заявляли о том, что евразийская интеграция и отношения с Россией важны.    

Если говорить о беспокойстве, то меня как эксперта беспокоит то, что Москве стоило бы развивать контакты с различными партиями в Армении, не складывать яйца в одну корзину. Потому, что недовольство Саргсяном может обернуться недовольством Россией. Потому, что Россия поддерживает отношения только с Саргсяном, не развивая отношения с другими. Это может иметь серьезные последствия. Когда я говорю о поддержке Москвой различных партий, это не означает, что завтра Москва должна бросить поддерживать Саргсяна. Вместе не означает вместо. Сегодня оппозиция, а завтра может стать властью.

- Читая армянские СМИ, приходишь к выводу, что Саргсяна в очень скором времени может сменить второй президент Армении Роберт Кочарян, которого поддерживает Москва…

- Про Роберта Кочаряна я слышу с 2007 года. Тогда говорили о том, что он станет премьер-министром, а Армения повторит модель Путина-Медведева. Всякий раз про возвращение Роберта Кочаряна говорят тогда, когда он критикует нынешнее правительство.

Честно говоря, я не очень верю в возвращение Роберта Кочаряна. Что бы Москва не думала, судьбу победителя решает армянский народ. Кто станет той силой, которая поддержит Роберта Кочаряна? Явно не Республиканская партия. Потому, что там сделали ставку на Саргсяна и отмежевались от Кочаряна.

Теоретически его могла бы поддержать «Процветающая Армения». Так как этот проект создавался вокруг него. Но есть такой человек как Гагик Царукян, который день ото дня начинает чувствовать себя игроком самостоятельным, который делиться всем не захочет.

Явно, что Кочарян чужой человек для Национального Конгресса. Тем более, что чужеродность там спаяна кровью 2008 года.  Непонятное дело партия «Наследие», которая не в «кочаряновском русле». Кто остается? Дашнаки. Мне кажется это какой-либо аналог КПРФ в России. Это своего рода бренд. Не очень представляю того, кто мог бы взять и поддержать Кочаряна из дашнаков.

 - А я, кажется, нашел ту самую силу, которая может поддержать Кочаряна.

 - Кто же?

 - Москва.

 - Москва поддержит любого человека, который скажет, что я за ЕАЭС, за ОДКБ и не сменит пророссийскую ориентацию.

 - Вы уверены в том, что Роберт Кочарян это скажет?

 -  В нынешних условиях это скажет любой президент Армении той или иной интонацией. Может не так сильно как Саргсян, но скажет. У нас в Москве, часто на Западе, а еще чаще в той же Армении, есть такие клише: мол, есть пророссийский Саргсян, прозападный Тер-Петросян.

Хочу напомнить, что вся правовая основа российского военно-политического присутствия в Армении создавалась при Тер-Петросяне. Договор о российской базе, об охране границ, о дружбе. В этой связи я бы не стал говорить, что Тер-Петросян такой уж отвратительный для России политик.

Кстати, в 2008 году, после пятидневной войны России с Грузией геноцидом по отношению к осетинам назвал эти события Тер-Петросян, а не Саргсян.

Прозападные политики в Армении есть, но их мало. Я не думаю, что тот же самый экс –министр СНБ Армении Давид Шахназарян претендует на роль первого лица.

-  Появиться ли новая фигура в так называемом «карабахском клане»?

 - Думаю, что самое понятие «карабахский клан» - медийный миф. Саргсян и Кочарян  – выходцы из Карабаха. Но можно ли их называть одинаковыми политиками? Думаю, нет. Тер-Петросян вообще выходец из Ближнего Востока, но создал комитет по Карабаху.

Не думаю, что здесь важна критичная принадлежность к Карабаху.

Вугар Гасанов 

# 6328
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#