Украинский спецназовец: «Вы из Азербайджана? Значит, для нас вы qardaş» - ЭКСКЛЮЗИВ - ФОТО
Ещё не находясь в Украине я отслеживал новости местных СМИ для изучения обстановки на юго-востоке страны, а также общался с украинскими друзьями по Facebook. От них я узнал, что по существу украинской армии как таковой нет. Солдаты воюют с сепаратистами не имея обуви, бронежилетов, касок и др. Спустя пару месяцев оказавшись в городе Харьков, которого от зоны АТО отделяет всего 150-200 километров, я решил воочию убедится в каком состоянии находится Национальная гвардия Украины.
Солдаты забытой Богом страны
Благо представился случай. 10 июля по инициативе украинско-азербайджанского общества «Достлуг» во главе с Мурадом Омаровым и президента Украинско-азербайджанского бизнес-совета Шахина Омарова была организована доставка продовольствия и медикаментов в полевой штаб АТО под городом Изюм. Когда мне позвонили и сказали, что азербайджанцы Харькова собираются оказать поддержку украинской армии, я испытал гордость за подобный шаг моих соотечественников и выразил желание поехать вместе с ними.
После того, как Харьков остался далеко позади на дороге практически на каждом шагу замелькали заградительные контрольно-пропускные пункты (блокпосты). Большинство из них охраняли солдаты Национальной гвардии. В глаза сразу бросалось, что большинство из них являются призывниками 18-20 лет. В их поведении чувствовалась неопытность – было пару случаев, когда солдаты подходили к автомобилям для проверки документов, оставив свои автоматы прислоненными к деревьям, растущим на обочине. Военнослужащие Службы безопасности Украины в отличие от солдат Нацгвардии на блокпостах вели себя уверенно и соблюдали все правила безопасности.
По пути в полевой штаб АТО встречалась и бронетехника – танки и БМД (боевая машина десанта). Некоторые из бронемашин были оснащены проволочной сеткой, смонтированной в 25-30 см от корпуса для отражения кумулятивных и противотанковых гранат. Но эта была устаревшая бронетехника, произведенная еще в советские времена. А ведь бронетехника эта ключевая составляющая военного потенциала любого государства. Несмотря на то, что в Украине действуют десятки заводов, производящих бронетанковую технику, артиллерийское, ракетное и высокоточное вооружение и боеприпасы и последние 15 лет страна стабильно входит в десятку крупнейших стран — производителей оружия, национальная армия слабо вооружена.
Увиденная мною картина на блокпостах напомнила мне ситуацию в Азербайджане начала 90-х годов прошлого столетия. Практические те же самые события повторились в Украине через 20 с лишним лет. Но здесь было одно большое НО.
В отличие от других стран бывшего СССР, которые восстановили свою независимость ценой больших потерь из-за попыток Кремля подавить национально-освободительные движения, а также разгула сепаратизма, Украина получила свою независимость практически на блюдечке с голубой каёмочкой. Страна не столкнулась с неприкрытой военной агрессией, как это произошло с Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Таджикистаном. Украину трясло от экономических неурядиц, но по сравнению с другими постсоветскими странами эти проблемы были ничтожными. Именно по причине того, что Азербайджан стал жертвой военной агрессии и потерял 20% своей территории, боль и трагедия Украины очень близка нашему народу, представители которого, проживая в этой стране, оказывают посильную помощь украинской армии.
Спустя 23 года Украина испытывает на себе те тяготы, через которые прошли и проходят другие страны бывшего СССР. Это настоящий экзамен для украинской государственности. За это время власти страны не решили главенствующие задачи, стоящие перед Украиной. И в первую очередь не укрепили обороноспособность страны, за что в наши дни расплачиваются. Это ясно понимают и говорят сами граждане Украины. Возможно, поэтому популярной песней у молодежи в Харькове является хит местного дуэта «Пятницы» под названием «Я солдат», в которой есть следующие слова:
Я солдат - недоношенный ребёнок войны.
Я солдат, мама залечи мои раны.
Я солдат, солдат забытой Богом страны.
Я герой, скажите мне, какого романа…
Вы из Азербайджана? Значит, для нас вы qardaş
Моя очередная поездка состоялась в Купянский район Харьковской области, граничащий с Россией. Охрану украинско-российской границы здесь наряду с пограничниками, осуществляют бойцы батальона милиции особого назначения «Слобожанщина».
Чтобы посетить зону АТО для иностранных журналистов необходимо прохождения аккредитации в Службе безопасности Украины. Благо это не занимает много времени. Но чтобы иностранные журналисты оказались в зоне АТО после аккредитации власти не создают никаких условий. В инстанциях, в которые я обратился для оказания содействия в посещении зоны военных действий, мне сказали, что данный вопрос находится вне их компетенции. К сведению отмечу, что это были СБУ, два советника главы МВД Украины и др. Их ответ был практически одинаков: «Если хотите посетить Славянск, садитесь на поезд и езжайте».
Добраться до Славянска и других освобожденных от сепаратистов населенных пунктов возможно, но как же журналисту, незнакомому с местностью и ситуацией, действовать на месте, которое пока полностью не очищено от сепаратистов и мин? Было бы целесообразно властям страны организовывать поездки в зону АТО иностранных журналистов, предоставив им сопровождение в лице полномочных представителей или военных. Чтобы журналисты знали, куда именно ехать, встречаться с вынужденными переселенцами и бойцами Нацгвардии, а не действовать наугад, теряя драгоценное время на поиски дорог и транспорта. К тому же учитывая ситуацию в стране, власти сами должны быть заинтересованы в этом.
Но оказалось, я многого хотел от властей, которые допускают серьезные промахи в деятельности. Ведь практически власти Украины не делают ничего для противопоставления антиукраинской пропаганды, осуществляемой российскими СМИ. В Киеве только ходят разговоры о создании министерства пропаганды, в то время как все российские СМИ вовлечены в информационную войну, поставленную на широкие рельсы.
В ходе телефонных звонков для посещения зоны АТО я обратился также к своему коллеге Жанне Титаренко. Благодаря этой патриотке с большой буквы мне удалось познакомиться с ситуацией в Купянском районе.
После пары телефонных звонков руководству батальона милиции особого назначения «Слобожанщина», я смог оказаться в Купянском районе и посетить блокпосты.
В городе Купянск меня встретили командир роты батальона «Слобожанщина» Алексей Запорожец и сержант Иван Лойко. Благодаря им, я смог посетить большинство блокпостов и лично ознакомится с ситуацией. Если бы не эти ребята, я точно затерялся в этих местах - не здешнему человеку очень сложно ориентироваться в районе и добираться до блокпостов, не имея транспорта, а ведь это была еще не зона АТО.
В рамках антитеррористических мероприятий в Харьковской области по инициативе министра внутренних дел еще в апреле текущего года были созданы два батальона патрульной службы милиции особого назначения «Харьков» и «Слобожанщина». Набор добровольцев в батальоны продолжается до сих пор. Также предполагается создать третий батальон «Харьков-2».
Близлежащий блокпост батальона «Слобожанщина» был расположен в селе Сеньково вблизи моста на реке Емца. На блокпосте меня ожидал приятный сюрприз. Заметив мою кавказскую внешность, ко мне обратился один из бойцов.
- Откуда вы?
- Я из Азербайджана.
- Из Азербайджана?! Значит, для нас вы qardaş!
Интересовавшимся моим происхождением оказался выполняющий обязанности начальника штаба батальона милиции патрульной службы особого назначения «Слобожанщина», сержант милиции Юрий Сергеевич Курило.
«Я очень часто сталкивался с гражданами Азербайджана в Харькове. Вы очень дружеский и компанейский народ. Я часто слышал азербайджанскую речь. И знаю, что на азербайджанском языке слово «qardaş» означает брат. Так ко мне и другим милиционерам часто обращались азербайджанцы.
Наш батальон дислоцирован здесь уже три недели. Блокпост в Сенькове возведен силами личного состава в первый же день прибытия. Местное население обеспечило нас строительными материалами – мешками с песком, бетонными блоками и другим. Местные жители к нам очень хорошо относятся, понимают, какая функция на нас возложена. На этом блокпосте очень уплотненное движение транспорта, даже в ночное время суток. Мы постоянно досматриваем автомашины, проверяем документы. По этой дороге едут много вынужденных переселенцев из зоны АТО. Никаких инцидентов за время нашего нахождения здесь не произошло.
Время от времени наши бойцы сопровождают колонны. По мнению нашего руководства, присутствие батальона на территории Купянского района обеспечивает стабильную ситуацию. В случае нападения на нас бронетехники сепаратистов, бойцы блокпоста готовы оказать серьезное сопротивление. У всех бойцов на высшем уровне боевой дух. Мы очень хорошо подготовлены к боям в городских и полевых условиях, имеем за плечами практический боевой опыт, умеем обращаться с тяжелым вооружением. Мы полны решимости восстановить целостность Украины», - подчеркнул он.
Такой же настрой царил на блокпостах вблизи населенных пунктов Двуречная, Заречная и Каменка. Все блокпосты оснащены полным боекомплектом, вплоть да гранатометов и БРДМ. Многие офицеры на блокпостах были немногословны. На многие вопросы они не давали ответа. Это было объяснимо - страна живет в условиях войны, где каждое неосторожное слово может быть обращено против защитников территориальной целостности.
В 7 километрах от российской границы
Самой запоминающей в этой поездке для меня стало посещение блокпоста вблизи села Каменка, установленном в 7 километре от украинско-российской границы. Здесь находятся очень красивые места. В Двуречанском районе Харьковской области вдоль правого берега реки Оскол расположены уникальные природные меловые комплексы. Благодаря относительной отдаленности, антропогенное влияние на местность было минимальным. Эта местность считается одним из самых экологически чистых в Украине, в которой множество источников с лечебной минеральной водой. Проезжая к блокпосту можно было любоваться прекрасной панорамой, состоящей из длинной гряды меловых холмов, похожих на небольшие горы, а также рекой Оскол.
Местное население этого благодатного района на протяжении долгого времени занимается контрабандой. По этой причине появление блокпоста вблизи украинско-российской границы вызвало у местных жителей неоднозначную реакцию. Предпринимались несколько попыток очернить деятельность батальона «Слобожанщина» в местных СМИ. Однако, несмотря на это бойцы блокпоста несут службу с честью, осознавая всю полноту ответственности возложенной на них задачи. Этот блокпост находится в подчинении встречавшего и сопровождавшего меня командира роты батальона «Слобожанщина», старшего сержанта милиции Алексея Запорожца.
Напоследок мне устроили также встречу с командиром батальона милиции особого назначения «Слобожанщина» Андреем Александровичем Янголенко.
«Наш батальон сформирован два месяца назад и состоит из патриотов и профессионалов. Каждый из нас готов защищать свою родину. Так как в последнее время милиция у нас была деморализована, было принято решение создать батальоны, которые за короткое время в Харькове навели порядок. Были пресечены все попытки сепаратизма, и ситуация теперь в Харькове не напоминает положение, которое сейчас сложилось в Луганской и Донецкой областях. Наш батальон подчиняется непосредственно министру внутренних дел. В батальон набирают истинных патриотов Украины, людей с боевым опытом и физически подготовленных. Приоритетом является работа в подразделениях специального назначения и участие в боевых действиях. В нашем батальоне служат люди многих национальностей. Есть азербайджанец Эльдар Мирзоев, много русских, армян, грузин, евреев. Все они граждане Украины, и в основном жители Харьковской области.
У наших батальонов «Слобожанщина» и «Харьков» самый высокий статус в системе МВД. Мы выполняем также антитеррористические задачи, воюем с сепаратистами, оснащены тяжелым вооружением. По функциям мы похожи на подразделение СБУ «Альфа». Наши бойцы предотвращают проникновение в Харьковскую область сепаратистов с «ДНР» и «ЛНР». У нас уже были вооруженных стычки, имеются задержанные сепаратисты. Потерь с нашей стороны нет. Наши подготовленные бойцы участвовали во многих спецоперациях, задержании главарей сепаратистов, освобождали Славянск. Наши батальоны находятся полностью на обеспечение МВД, в принципе у нас все необходимое есть. Все нам помогают, начиная от МВД до простых граждан», - отметил Янголенко.
Посещение блокпостов и общение с бойцами батальона «Слобожанщина» изменило во мне первое впечатление об украинской армии. Вглядываясь в лица бойцов батальона «Слобожанщина» ты ощущаешь, что в Украине есть люди, которые демонстрируют патриотизм не на словах, а на деле. Их настрой подкрепляет мысль о том, что Украина, имея таких сыновей, устоит и крепко станет на ноги.
Заур Нурмамедов (Купянск, Харьковская область Украины)
P.S. Моя поездка в Купянский район произошла на фоне распространения российскими СМИ информации о том, что якобы солдаты Нацгвардии в Славянске пригвоздили к доске малолетнего мальчика на глазах у матери. Во время посещения полевого штаба АТО под Изюмом и блокпостов батальона «Слобожанщина» я ни разу не заметил в поведении солдат проявления жестокости и насилия. Они предельно вежливо останавливали автомобили для проверки. В ходе разговоров о ситуации на юго-востоке солдаты выражали решимость воевать с сепаратистами, но не с женщинами и детьми. Они хорошо отзывались о русском народе, но осуждали политику России против Украины. Отмечали, что они взяли в руки оружие, чтобы защищать свою Родину, а не чинить расправу над безоружными людьми.
Vesti.az
Путин запретил публично пропагандировать чайлдфри
Залужный: Европа не сможет вести против России войну на истощение
ХАМАС утверждает, что одна из заложниц погибла на севере сектора Газа
Меркель считает, что ее сделали "козлом отпущения" из-за конфликта в Украине
МИД Франции заявил о праве Украины атаковать Россию дальнобойными ракетами
В Турции пропала возможность снимать наличные с карт Газпромбанка