Лауреат "Оскара" : " В Голливуде мы вынуждены работать по сценариям, которые пишут по десять человек "

Лауреат "Оскара" : " В Голливуде мы вынуждены работать по сценариям, которые пишут по десять человек "
25 сентября 2009
# 14:04
Чешский режиссер Ян Сверак - обладатель "Оскара" и желанный гость фестивалей, посетил Баку в рамках кинофорума "Восток-Запад". Помимо конкурсной картины "Стеклотара" бакинцам была продемонстрирована ретроспектива его фильмов. По итогам фестиваля Сверак был награжден "Призом зрительских симпатий", о своих эмоциях по этому поводу и о работе в кино он рассказал в эксклюзивном интервью Vesti.Az:

- Ян, поздравляем вас с победой. Конечно, это не первая и далеко не самая важная награда в вашей жизни, если вспомнить "Оскар", но все-таки как ощущения?

- Всегда приятно, когда твой труд оценивают положительно. Тем более, что на этот раз я получил "Приз зрительских симпатий" - это радует. Люди у вас очень гостеприимные, мне удалось немного пообщаться и со зрителями, и со студентами Киношколы Рустама Ибрагимбекова. Так что поездка не прошла зря ни для меня и моей жены, ни, как я надеюсь, для студентов. Надеюсь, это не последний мой визит в Баку, на фестиваль.

- Вы работаете только сценариями своего отца или есть и исключения?

- Либо со своими идеями, либо по сценариям отца. Иначе я просто не представляю, как это снять. Вот такое авторское кино. В Голливуде мы вынуждены работать по сценариям, которые пишут по десять человек, но тогда, на мой взгляд, теряется личный интерес.

- А еще мы с удивлением узнали, что вы стараетесь почти в каждом фильме снять своего отца Звенока Сверака, который не только известный в Чехии сценарист, но и актер. Вам не кажется, что такая замкнутость на семейных связях, ограничивает вас, как режиссера?

- Дело в том, что я не умею работать с актерами, поэтому мне легче работать с близким человеком, который понимает меня с полуслова. А тем более мой отец еще и автор сценария, то есть понимает задачу как никто другой. И актер он хороший.

- Вы допускаете импровизацию на сцене?

- Из-за того, что пленка сейчас дорогая - 1 метр стоит доллар, я вынужден экономить. Поэтому не могу себе позволить лишних кадров. А это значит, что я изначально знаю, какой кадр войдет, как все будет снято, и не позволяю ничего лишнего, в том числе и актерскую импровизацию. Все лишнее - это жир, от которого надо избавляться. Импровизация возможна только в работе с детьми.

- Кстати о детях, в фильме "Коля", который был оценен "Оскаром", вы работали с пятилетним мальчиком, как вам удалось добиться такой правдоподобной игры маленького актера?

- С мальчиком работал мой ассистент. Он объяснял ребенку задачу, придумывал всякие фишки, что бы добиться от него нужных эмоций. Например, в сцене, когда у Коли огромные от удивления глаза, ему рассказали, что на лестнице живут призраки и если он будет себя хорошо вести, они дадут его монетки. Он же придумывал фишки, что бы заставить малыша плакать в нужный момент. К примеру, мы купили две одинаковые машинки, подарили одну сразу, а потом, когда это нужно было для сцены, я случайно на нее наступил. Коля плачет, все нормально, оператор снимает. А папа стоит - не может играть, видя слезы ребенка. Пришлось потом еще и папу утешать. Вообще папа мой очень сдружился с Колей, как и герой фильма. Он очень жалел мальчика. Мы снимали два месяца и Коля начинал путать реальность с кино: в сцене в аэропорту спрашивал: "Мы по-настоящему уезжаем или это еще съемки?".

- Как вам удалось добиться такой правдоподобности в сцене с душем, где Коля разговаривает с умершей бабушкой, используя вместо телефонной трубки насадку для душа? Ребенок верил в то, что делал?

- Он очень хороший актер. Когда мы готовились к этой сцене, Коля сам спросил: "Ну, как вы теперь заставите меня плакать?" Мы ему объяснили задачу, он играл, делая грустный вид, но этого было недостаточно. Тогда на помощь пришла его мама. "Коля, - говорит она, - ты не так играешь, режиссер тобой недоволен, поэтому мы уезжаем. Я иду собирать вещи". Коля очень расстроился, начал плакать. Но так как он хороший актер, то он даже плача доиграл сцену до конца.

- И в то же время в такой сентиментальной сцене, где ребенок теряется многим показалось, что вы намеренно срезали кадры, не дав этой "плакательной" сцене развиться.

- Иногда я ставлюсь в тупик: как правильно снять тот или иной эпизод. Чаще всего это значит, что эта сцена не нужна. Но об этом, к сожалению, узнаешь когда сцена уже снята. Я стараюсь не педалировать сентиментальные сцены, чтобы это не выглядело нарочито.

- В другом вашем фильме, "Езде", тоже номинированной на Оскар, вы использовали несколько иную стилистику…

- Зачастую стилистика является результатом того, что вам не хватало. В "Езде" мы снимали на просроченную пленку, отсюда этот слегка размытый свет. И камера у нас была без звука и очень сильно шумела. Поэтому мы не могли подъезжать близко к актерам, чтобы шум не мешал записи звука. А уж когда мы снимали в интерьере, то камеру приходилось обматывать одеялом.

Но есть правила, которые я никогда не нарушаю. В каждом фильме должны быть сцены, в которые зритель проваливается. Создается вакуум, где зритель остается один на один с картиной. И надо четко выбирать, где мы ставим паузы. И тогда вам удастся добиться сопереживания и симпатии зрителя. Как видите, мой приз, полученный здесь, на фестивале, подтверждает мою правоту (смеется).

Н.Кязимова
# 628
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#