Моя деревня никогда не будет прежней… – ИСТОРИЯ ОДНОЙ БОЛИ

Моя деревня никогда не будет прежней… – ИСТОРИЯ ОДНОЙ БОЛИ
26 января 2021
# 11:28

Не так я представлял встречу после долгой и вынужденной разлуки. Какой то сумбурной она получилась - эта встреча. В своих снах я целовал землю у входа в отчий двор. Ровно 27 лет 5 месяцев и 5 дней ждал эту минуту.

 

Сошёл с машины у въезда в деревню и пешком прошёлся по единственной грунтовой дороге (она все эти годы использовалась, потому не заросла травой). С дороги сходить опасно, мины. Первый двор с левой стороны и развалины, когда-то роскошного, двухэтажного особняка. Здесь жила моя бабушка. Напротив дома был фруктовый сад.

 

В те далёкие годы детства любил сидеть под тенью гранатового дерева, чистить гранаты «своим, одному мне известным способом» и гордиться этим. Потом, когда учился в "Нахичеванке", ждал очередных каникул, чтобы навестить бабушкин сад. С такими грустными, ностальгическими воспоминаниями иду дальше. Вот здесь у дороги был соседский забор из камышей. Как-то с сестрой по дороге к бабушке начали соревноваться. Кто кинет дальше зажженную спичку. Я докинул до забора, и он вспыхнул мгновенно...

 

Папа наказал меня. Месячный запрет на посещение сельского клуба, где во время каникул крутили дневные сеансы для школьников. Билеты продавались еще до начала каникул. Один сеанс - 10 копеек. Сегодня до здания клуба не дошёл. Там проходила вторая линия обороны и соответственно, минное поле. Дошёл до железнодорожных путей. Одно название, рельсов и шпал нет. Наверное, пригодились при постройке окопов и укрытий.

 

Отсюда поворот налево. Издали видно тутовое дерево. Оно росло справа от наших ворот. Ноги не идут. Боюсь испортить картину с моих воспоминаний и цветных снов: "Добротный, каменный дом. Тутовое дерево. В тени большой деревянный стол, срубленный папой собственноручно. Летом за ним собиралась вся семья. Я приезжал в отпуск, сестры на каникулы. Только Вугар (покойный брат) "зимовал" с родителями".

Закуриваю сигарету. Пытаюсь скрыть дрожь в руках. Рустам (сослуживец) замечает, но отводит взгляд, будто не увидел.

 

Идем, командир.

Да Рустам, пошли.

 

Меж ветвей одичавшего дерева видны полу разрушенные стены. Стоим на дороге. В 4-5 метрах от нас вход (вернее то, что от него осталось) во двор.

Рустам (он сапер) находит проход во двор.

 

Стоим во дворе, перед домом... Тут прошли лучшие годы моей жизни. Вот там в огороде выращивали огурцы, помидоры, зелень. После школы прибегал домой, отламывал большой кусок свежеиспеченного в тандыре (его след вовсе простыл) чурека и в огород. Вся остальная закуска была там.

 

Папа работал военруком в школе. После школы занимался огородом. Осенью вспахивал огород вручную. И меня учил правильно орудовать лопатой. Работая, пел песни из своей военной молодости. Мне тогда казалось, что папа уже не молодой. Но тогда ему было чуть больше сорока. Папа тогда был моложе меня. Мне сейчас  больше пятидесяти.

Больше всех запомнилась вот эта:

 

Оршанская, Хинганская,

Вперед, Краснознаменная!

За вечный мир и дружбу!

За честь своей страны!

 

Стены разрушены в основном в проемах дверей и окон. Видимо "друзья" двери и окна снимали "с мясом" под девизом: "В хозяйстве все пригодится". От ограды, отделяющего двор от огорода, остались перекошенные деревянные столбы. Двор зарос сорняком. Внутри дома у стен разрослась полынь.

 

Выезжая из деревни, не оглядывался. Нет больше той деревни, которую мы спешно покидали осенью 93-го под свист снарядов "Град"а. Конечно, в ближайшие годы она отстроится. Но мое родное село Ашагы Маральян Джабраильского района никогда не будет прежним. Та деревня ушла в небытие вместе с нашей не дожитой молодостью!

 

Узеир Гурбанов

# 4446
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#