Тофиг Зульфугаров: Франция выступает против азербайджано-турецкого альянса - ИНТЕРВЬЮ

Тофиг Зульфугаров: Франция выступает против азербайджано-турецкого альянса - ИНТЕРВЬЮ
11 октября 2022
# 18:00

Бывший глава МИД Азербайджана, политолог Тофиг Зульфугаров в интервью для Vesti.az  рассказал о своем видении ситуации вокруг ожидаемого принятия 15 ноября в Сенате Франции антиазербайджанской резолюции.

 

-Тофик муаллим, 15 ноября во французском Сенате будет обсуждаться проект резолюции против Азербайджана, который состоит из 27 пунктов. В одном из пунктов говорится о немедленном и безусловном отводе азербайджанских войск на исходные позиции из Лачинского коридора, безопасность которого должна обеспечиваться соглашениями о прекращении огня от 9/10 ноября 2020 года. Как Вы прокомментируете этот пункт документа? И вообще, что Вы скажете о бурной деятельности Франции в поствоенный период?

 

- Проблема состоит прежде всего в том, что после коллапса Минской Группы, в том числе и структурного, Россия как бы осталась в процессе российско-турецкого тандема. Россия осуществляет посредничество, а Франция и США вроде бы отдалились. Но Франция всегда характеризовалась проармянской позицией, поэтому ее настойчивое желание внедриться в этот процесс выглядит, я бы сказал, как настойчивость, граничащая с неприличием.  

Для того, чтобы им начать свою деятельность по поддержке территориальной целостности Армении они должны хотя бы продекларировать, что Армения придерживается таких-то границ.

Если мы возьмем основополагающие документы Армении, то мы поймем, что они представляют свои границы - даже в Конституции, с территориальной претензией к Азербайджану. И поэтому для того, чтобы вернуться в регион со стороны Армении им нужна привязка к какой-то линии. Они как будто считают, что получили согласие Армении признать территориальную целостность Азербайджана. Тут возникает некая коллизия по пражскому заявлению: территориальная целостность Азербайджана, которая не признана Арменией.

 

- А устные заявления в Праге?

- А по какой линии?

 

- В рамках ООН. На Алматинской декларации, если Вы обратили внимание, не особо акцентируют внимание.

- Не то, что обратил внимание, я даже косвенно имел к этому отношение. В рамках ООН не существует конкретных границ на местности, и не признается та или иная граница. Потому что десятки членов ООН имеют друг к другу территориальные претензии и являются членами ООН. Это не взаимосвязанные вещи.

Конкретная, а не условная, граница признается соседними государствами исключительно на основании соглашения между ними.

А в Алматинской декларации 1991 года указано, что Армения подтверждает территориальную целостность Азербайджана. Но у нее в действующей Конституции есть ссылки на Акт независимости, в котором ссылаются  на «присоединение» Нагорного Карабаха к Армении. Есть ссылка о «геноциде», о Западной Армении, то есть, территориальные претензии к Турции. Получается, когда Армения декларировала свою территориальную целостность, даже в рамках членства в ООН и в рамках Алматинской декларации, она декларировала фейк или свои амбиции. Считайте, как хотите. А потому такого понятия, как линия 1991 года, куда хотят прийти французы, юридически не существует.

 

- Так неужели нельзя написать новую историю, с нуля, отбросив все фейки и амбиции Армении?

- Для этого требуется политическое желание Армении. Им необходимо отказаться от притязаний на Карабах. Нам же надо смириться с тем, что Советская коммунистическая партия и большевики отдали Зангезур и Гейча Армении. Ведь у нас тоже в Конституции написано, что мы являемся правопреемниками Азербайджанской Демократической республики.

Дело в том, что ссылки на Устав ООН и, к сожалению, на Алматинскую декларацию не решают проблему. Они просто подтверждают наличие разногласия. И тогда возникает вопрос, а куда приедут французские наблюдатели, какую линию они будут брать за основу?

Если взять решение Сената, то они вообще считают, что Нагорный Карабах признан независимым. Поэтому никакую границу они не будут помогать нам делимитировать. И сейчас «идти» нам по пунктам этого решения, все равно что обсуждать абсурдное решение признания независимости Нагорного Карабаха. Они отменили его? Нет. Значит оно в силе.

 

- Скорей всего резолюция будет принята Сенатом, на просторах интернета появится еще один документ, искажающий истинную суть конфликта. И гражданская миссия появится на армянской стороне. Как реагировать?

- Мы вообще будем рассматривать правомочность миссии страны, законодательный орган которой официально не признает территориальную целостность Азербайджана? Повторюсь насчет гражданской миссии: нет линии, где они начнут свою работу по одной простой причине. Армения не выполнила положение от 9/10 ноября 2020 года, в котором сказано, что она должна отвести свои войска с территории Азербайджана, где находятся миротворческие силы,  турецкая мониторинговая миссия, вооруженные армянские формирования. Марионеточные структуры незаконной власти контролируются и финансируются из бюджета Армении, осуществляется целенаправленная деятельность по отторжению части территории Азербайджана. Причем эти действия осуществляются на основании средств и возможностей армянского государства, в том числе, финансовых. И где признание территориальной целостности Азербайджана? Нету его, значит, и нету границы.

 

- Но существует же так называемая условная граница. Послы Франции и США посещают Сюник. Последние умудрились отправиться туда 27 сентября. Вы не думаете, что гражданская миссия поступит так же?

- Весь вопрос в том, что если Армения желает поговорить о правах и безопасности армянского населения, которое находится в зоне ответственности сил по поддержанию мира, и пытается быть предметом переговоров, то почему параллельно с этим отказывается на одинаковых принципах рассматривать тему восстановления исторической справедливости и прав людей, изгнанных в 1920-м и в последний раз в 1989 году с территорий, где компактно проживали азербайджанцы. Если они хотят рассматривать темы, в которые входят суверенные права соседнего государства, то они должны рассматриваться на параллельной основе.

 

- Но вернемся к гражданской миссии. Мы же не сможем запретить, чтоб на условной армянской стороне, например, расположилась гражданская миссия Евросоюза, которая потом будет делать какие-то заявления или «свалит» вину за нарушение режима прекращения огня на совесть Азербайджана и т.д. Это тоже будет какая-то заноза…

- Несомненно, это будет очень негативно. Но мы должны сказать простую вещь, которая соответствует нашей официальной позиции. Она заключается в следующем: пока не существует линии, которую армянская сторона декларирует как свою территорию. Отсылки к Уставу ООН и к Алматинской декларации не дают ответа на этот вопрос. Поэтому мы ждем от армянских властей, как они представят свою границу. И тогда они вынуждены будут сказать, что Карабах – это Азербайджан. А раз так, тогда они должны в течение 15 дней прекратить любые действия на нашей территории. В этом случае мы сможем говорить о границе, и французы будут иметь возможность пользоваться не только разрешением армянской стороны для осуществления каких-то действий на линии соприкосновения, а оказывать практическое содействие по делимитации и демаркации границы. Армения опять убегает от конкретного ответа на вопрос – какую границу армянская сторона представляет как свою собственную. 

 

- Получается, что со стороны Франции это все «филькина грамота»?

- Ну я бы это так не называл. Это дипломатическая и нормативная пустота, которой они пытаются пользоваться для того, чтобы стать посредником или проводником, строго говоря, армянской позиции в этом регионе.

 

- Для того, чтобы «зайти» через них на Кавказ?

- И это тоже. Но самая главная стратегическая задача – это противостояние Турции. Понимаете, Сирия, Греция и Зангезур – вот, в чем смысл заигрывания с армянами. Они против тюркского союза, так как понимают, что это приведет к усилению Турции. Поэтому в Зангезуре они пытаются мутить воду.

 

- В проект резолюции против Азербайджана французские законотворцы включили пункт и о гуманитарном офисе в Карабахе. Как это можно вообще представить, исходя из всего, что Вы сказали выше?

- Вы говорите о вещах, которые не коррелируются без каких- либо норм международного права. В этой зоне нет границ, есть соприкосновение. Мы пока осуществляем реинтеграцию этого участка при посредничестве Турции, России и их миссий в Азербайджане. Тут приходит Франция и говорит, я тоже хочу поучаствовать в этом. Мы говорим - нет. А они настаивают, мол, мы все равно влезем. Я не исключаю, что по недопониманию они попадут под какой-то обстрел. Такое может быть. Наш солдат будет считать, что это наша территория, армянин, чтобы его подставить, скажет то же самое. Мы не будем проинформированы о том, что они хотят туда приехать, потому что считаем эту территорию нашей, и солдат будет действовать в соответствии с приказом, то есть, защищать территориальную целостность Азербайджана.

 

- Уточняющий вопрос: резолюция против Турции?

- Против азербайджано-турецкого альянса, против сотрудничества. Поэтому вспомните шутку президента Эрдогана на встрече в Праге, когда он предложил президенту Франции: «Макрон, присоединяйтесь к союзу тюркских государств, если желаете». В ответ на это Макрон похлопал его по плечу. То есть, на уровне президентов Азербайджана и Турции здесь все прекрасно это понимают.

Из последних действий Франции невольно напрашивается вопрос, неужели Сенат Франции хочет создать нормативную базу для подключения Франции к тюркскому союзу по приглашению Эрдогана?!

 

# 24798
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА