Если именно он выступит в качестве посредника в Вене, можно ожидать подписание итогового документа по Карабаху

Если именно он выступит в качестве посредника в Вене, можно ожидать подписание итогового документа по Карабаху
14 мая 2016
# 17:30

Прежде всего, хочу сказать, что информации масс-медиа о возможной и даже скорой встрече президентов Азербайджана и Армении в Вене 16 мая вызывает у меня серьезные сомнения. Первыми эту информацию распространили армянские средства массовой информации.

12 мая с утра, после обеда ее подтвердила официальный представитель МИДа России Мария Захарова. Складывается впечатление, что официальный Ереван, как опытная куртизанка, «меняет гнев на милость» и соглашается на переговоры, а Москва всячески лоббирует эту инициативу. Но при этом не сказал своего слова официальный Баку, который очень умело держит «паузу Станиславского». До тех пор, пока я не услышу слов президента Ильхама Алиева о том, что он летит на переговоры в Вену, лично я буду продолжать сомневаться в том, что встреча все-таки состоится.

И у меня для этого есть достаточные основания.

У нас всех свежо еще в памяти официальное заявление президента Армении о выходе его страны из переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, которое он озвучил в середине апреля. Политику его ранга не престало так часто и кардинально менять свое мнение, все это выглядит как-то не по-президентски. Хотя логика поведения армянских политиков давно перестала быть понимаемым с точки зрения формальных законов человеческого мышления. Внешняя политика Армении за последний месяц выписывала, скажем, мягко, очень странные пируэты и кульбиты, взять хотя бы инициативу о признании официальным Ереваном оккупационного режима в Нагорном Карабахе в качестве самостоятельного субъекта международного права в конце прошлого месяца, когда с утра было объявлено, что законопроект правительством был одобрен и рекомендован к одобрению парламентом, а к вечеру было объявлено, что эти действия были неправильно истолкованы и интерпретированы прессой. Поэтому внезапной и резкой смене тона и настроения, как у беременной женщины, со стороны официальных армянских лиц уже давно удивляться не приходится. Но это не значит, что официальный Баку должен реагировать на каждую смену настроения в Ереване.

В связи с этим вызывает, мягко скажем, удивление содержание заявления на брифинге для журналистов официального представителя МИД России Марии Захаровой, которая сказала буквально следующее: «Встреча только планируется, и проработка этих планов ведется достаточно активно. Мы исходим из того, что подобная встреча может и должна способствовать стабилизации ситуации в зоне конфликта и создать условия для возобновления переговорного процесса, направленного на достижение всеобъемлющего урегулирования». По сути, эти ее слова свидетельствуют только о том, что Москва и Ереван только планируют пригласить Баку за стол переговоров и посредством публичных заявлений проверяют реакцию официальных властей Азербайджана на эту инициативу армянской стороны нагорно-карабахского конфликта. Следовательно, сейчас все взоры должны быть обращены не на Ереван, Москву или Вену, а на Баку, от политической воли которого зависит, состоятся переговоры или нет.

Азербайджан в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта всегда придерживался миролюбивой политики, поэтому я не сомневаюсь, что он пойдет на переговоры, однако не на тех условиях, которые ему сейчас предлагаются. Мария Захарова обозначила позицию МИД России на формат предстоящей встречи президентов Азербайджана и Армении. По ее мнению, «встреча запланирована с участием глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ». Но насколько такой формат приемлем для Азербайджана? Я сомневаюсь в том, что официальному Баку будет выгодно участвовать в переговорах, проводимых именно в таком формате, когда он изначально поставлен в тактически невыгодное положение, если использовать спортивную терминологию, шахматиста, играющего черными фигурами, т.е. лишенного стратегической инициативы.

В контексте этого позволю себе сказать, что президент Ильхам Алиев за всю свою бытность главой азербайджанского государства встречался с армянскими политическими лидерами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном уже раз пятнадцать, а может быть даже и больше. За стол переговоров их усаживали, если мне не изменяет память, Владимир Путин - пять раз, Дмитрий Медведев - три раза, Франсуа Олланд - три раза, был еще Джон Керри, но, как говорят в этом случае в России, «воз и ныне там». Не видно никакого прогресса в переговорах, а каждая встреча обычно заканчивается обострением военной обстановки на линии фронта. Поэтому, если рассматривать ситуацию вокруг переговоров в ее исторической ретроспективе, то лично у меня, равно как и у любого мало-мальски здравомыслящего аналитика, нет ни малейшего основания, рассчитывать на какой-то кардинальный прогресс. Этого не случится до тех пор, пока заранее и публично не будут озвучены ожидаемые результаты такой встречи в верхах. Пока этого не случится, все благие пожелания, и надежды на мирное урегулирование конфликта останутся пустыми разговорами.

В этом смысле очень показательна позиция Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию, которая с завидной регулярностью выражает «умеренный оптимизм» по поводу «медленного, но поступательного развития» переговорного процесса. Словом, как у Ярослава Гашека, «партия умеренного прогресса в рамках законности». В отношении ее сопредседателей и чиновников это вполне понятно, никто из них не желает терять столь выгодную и необременительную синекуру, когда международная организация платит деньги за бездеятельность или имитацию бурной деятельности, хотя даже последнего не замечается.

Официальная позиция МИД России также остается  неизменной, о чем свидетельствуют слова Марии Захаровой: «Цель встречи заключается в том, чтобы попытаться усилить режим прекращения огня, снизить военные риски, договорится об укреплении конкретных мер доверия». Все как и прежде, ни одного нового слова. Поэтому если встреча двух президентов в Вене вдруг состоится и будет происходить под эгидой Минской группы ОБСЕ, то положительного итога я не ожидаю в принципе. На этом фоне возникает вполне разумный вопрос: а зачем Ильхаму Алиеву лететь в Вену на заранее безрезультатную встречу с президентом Армении?

Параллельно возникает еще один вполне закономерный вопрос: а кто тогда будет реально усаживать за стол переговоров Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна и гарантировать успех их переговоров? Если это будет не Минская группа ОБСЕ, то в таком качестве может выступить исключительно Москва, и никто иной. Сегодня Россия имеет достаточный и одобренный международным сообществом опыт организации переговоров противоборствующих сторон в Сирии или «Женевских» переговоров. Кремль в непростой внешнеполитической обстановке сегодня заинтересован в поддержании собственного имиджа миротворца, а поэтому посредничество России в проведении этих переговоров, пусть даже и под флагом Минской группы ОБСЕ, выглядит более чем вероятным. Если это допущение верно, абсолютно точно можно будет говорить о том, что переговоры состоятся, но не под гарантии стран-членов МГ ОБСЕ, а под гарантии Кремля.

Однако на этом пути существует одно «но», на которое следует обратить особо пристальное внимание. Кто будет конкретным модератором переговоров с российской стороны? Совершенно очевидно, что в этом качестве попытается, но не будет выступать министр иностранных дел России Сергей Лавров, кандидатура которого для Баку по всем известным причинам является неприемлемой. И этот факт доведен до сведения Москвы совершенно недвусмысленно. Мы все хорошо помним, что в середине апреля Сергей Лавров летал в Ереван общаться с Сержем Саргсяном, после чего на линии фронта началась очередная артиллерийская дуэль, унесшая десятки жизней солдат и офицеров противоборствующих сторон. Тогда масс-медиа сообщали, что после Еревана Сергей Лавров прибудет в Баку, но этот визит не состоялся, Кремлю явно и недвусмысленно дали понять, что лично этого человека в столице Азербайджана видеть не хотят.

Получается, что вопрос с кандидатурой модератора переговоров между Арменией и Азербайджаном от России остается открытым. Переговорщик более низкого ранга, каким бы мог бы быть, скажем, статс-секретарь российского МИДа Григорий Карасин, для переговоров такого уровня и такого представительства со стороны других посредников – США и Франции – является неприемлемым. Следовательно, для успешного завершения переговоров Россию должен представлять переговорщик более высокого ранга. Из совсем  недавней истории мы помним, что максимальный прогресс на азербайджано-армянских переговорах был достигнут во время Казанского саммита при посредничестве Дмитрия Медведева, который в то время являлся президентом России, и его кандидатура не будет вызывать возражений ни у одной из сторон. Если именно он выступит в таком качестве, то вполне можно рассчитывать даже на то, что переговоры в Вене завершаться подписанием итогового документа. В противном случае Ильхаму Алиеву в Вене делать нечего, разве что посетить венскую оперу.

Впрочем, не мне давать такие советы…

Олег Кузнецов – российский аналитик, специально для Vesti.Az

# 43959
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#