Ирану пора определиться: нищая Армения или братский Азербайджан? – РАССТАВИМ ТОЧКИ НАД «İ»
Никол Пашинян и Эбрахим Раиси
В последние месяцы азербайджано-иранские отношения запомнились заметной напряженностью. Не секрет, что на протяжении всего периода с момента восстановления независимости Азербайджана, Тегеран с заметной опаской смотрел в сторону Баку. На словах, выступая за добрососедские отношения и поддерживая территориальную целостность Азербайджана, власти Ирана на протяжении многих десятилетий оказывали открытую поддержку Армении, оккупировавшей азербайджанские земли.
Это подтвердил в своей речи и премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с армянской общиной Литвы. «Наши иранские коллеги, уверен, знают, что Армения никогда не была и не будет вовлечена в заговор против Ирана, так как для нас эти отношения крайне важны и мы никогда не забудем, что в начале 90-х годов Иран для Армении был «дорогой жизни»», - сказал Пашинян.
Практически этими словами уже всё сказано. Если бы не Иран, то Армения не смогла долгие годы держать под оккупацией территории Азербайджана. Вдобавок, Иран, признавая факт оккупации азербайджанских территорий Арменией в рамках резолюций Организации Исламской Конференции, в то же время эту позицию не излагал в собственных своих заявлениях по данной проблеме и, судя по материалам армянских СМИ, признавал территориальную целостность Азербайджана без Карабахского региона.
Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы утверждать, что власти Ирана в открытой форме покровительствовали карабахским сепаратистам. Здесь уместно вспомнить и о том, что в сентябре 2016 года в Тегеране на церемонии открытия 48-й «Армянской олимпиады» приняла участие сборная сепаратистского режима, созданного на территории оккупированного нагорно-карабахского региона Азербайджана. На формах армянских спортсменов красовалась надпись «арцах» и «символы» сепаратистского режима.
Комментируя это, тогдашний посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пакайин заявил, что «использование на спортивной форме какого-либо из участников герба или же символа другой стороны, было осуществлено без согласования с Организационным комитетом». Подобные неуклюжие оправдания иранских дипломатов продолжаются и по сей день. Все наличествующие факты говорят о том, что Иран на официальном уровне поддерживал карабахских сепаратистов.
Ситуация резко изменилась после окончания 44-дневной войны. Уверенная победа азербайджанской армии в одночасье поменяла геополитическую реальность в регионе. Азербайджан в одиночку выполнил все резолюции СБ ООН по нагорно-карабахскому конфликту, утерев нос западной дипломатии в лице Минской группы ОБСЕ, до сих пор потакающей Армении в ее территориальных претензиях к Баку.
Вполне ожидаемо, что сложившаяся ситуация не устраивает Иран, оказывавшей поддержку Армении во вред национальным интересам Азербайджана и мусульманской солидарности.
После начала 44-дневной войны, власти Ирана хранили гробовое молчание в течение нескольких дней, наблюдая за ситуацией со стороны. Никаких официальных заявлений от президента Гасана Рухани в сентябре в СМИ не поступало. Информационное агентство IRNA вплоть до 7 октября публиковало заявления иранских экспертов, не говорящих ничего конкретного и призывающих стороны к мирному диалогу, а также сообщения о переговорах Рухани с Баку и Ереваном.
Сложившаяся ситуация даже привела к казусу: журналисты Национальной телерадиокомпании Islamic Republic of Iran Broadcasting (IRIB), работающие в Ереване и Баку, предоставили два противоречивых сюжета, хотя, по идее, оба офиса должны транслировать официальную позицию правительства. Спецкор IRIB в Азербайджане Мехраб Морадорди в своем видеосюжете процитировал президента Ильхама Алиева, обвиняющего Армению в эскалации конфликта. В то же время спецкор из Армении, Георгий Эбрахими, в своем репортаже привел цитату премьер-министра Никола Пашиняна, винящего в провокациях Азербайджан. А теперь представьте реакцию зрителей: правительство как воды в рот набрало, государственные СМИ то ли мегаобъективны, то ли просто не знают, как следует подавать информацию… в итоге, граждане — в замешательстве.
Приведенный случай красноречиво говорит о том, что власти Ирана фактически были растеряны от решимости Азербайджана освободить свои земли от пяты армянских оккупантов, тех самых которым долгие годы оказывали помощь из Тегерана. Но даже сейчас после того, как минул почти год с момента окончания 44-дневной войны, в Тегеране до сих пор не определились с новыми реалиями.
Это отчетливо проявилось, когда азербайджанская сторона поставила Иран перед фактом въезда в Ханкенди иранских фур. В Баку справедливо считают, что подобные действия властей Ирана являются нарушением территориальной целостности Азербайджана.
Свое требование Баку аргументируют тем, что в Трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 года сказано, что Лачинский коридор обеспечивает связь между Арменией и Карабахом. То есть, его действие не распространяется на третьи страны – к примеру, тот же Иран. Следовательно, грузоперевозки из Ирана в Карабах противоречат не только национальному законодательству Азербайджана, но и Трехстороннему заявлению.
Не добившись соответствующей реакции Ирана, азербайджанская сторона решила устроить проверки для иранских фур на тех участках автомагистрали Горис-Кафан, которые проходят через территорию Азербайджана. Теперь пересекающие азербайджанскую территорию фуры из Ирана должны заплатить государственную пошлину за разрешение на международные автоперевозки и подорожный налог. При этом им выдаются соответствующие чеки и квитанции об уплате. Тем самым Баку от вербальных протестов перешел к конкретным действиям и в рамках своего законодательства ограничил въезд иранских фур в Ханкенди.
В более широком контексте этим шагом Азербайджан подталкивает Иран к принятию послевоенных реалий и отказу от поддержки карабахских сепаратистов. Но на шаги Азербайджана, направленные в защиту своих национальных интересов, Иран ответил воинственной риторикой.
Так, духовный лидер Ирана Али Хаменеи выступая перед выпускниками военного училища, заявил, что «события, на северо-западе Ирана, в некоторых соседних странах, должны разрешаться без военного присутствия иностранцев».
«Все пусть запомнят, если кто-то будет копать яму своим братьям, сам в нее попадет»,- подчеркнул Хаменеи. Намеки верховного лидера на «события на северо-западе Ирана» не оставляют сомнений кого он имеет в виду.
Вслед за ним заговорил и глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян, который раскрыл скобки. «Мы никогда не потерпим присутствия фальшивого сионистского режима и его провокационных действий вблизи границ Ирана, а также геополитических изменений региона и его границ», - сказал он в интервью телеканалу IRIB.
Он выразил недовольство тем, что якобы Израиль установил свое военное присутствие в ряде регионов Азербайджана, а также действиями Баку по блокированию поставок иранских энергоресурсов в Армению.
Свою воинственную риторику власти Ирана подкрепили проведением широкомасштабных военных учений на границе с Азербайджаном. Примечательно, что эти учения демонстрируют военно-техническую отсталость иранской армии, на вооружении которой находятся устаревшие бронированная техника и самолеты.
Но и это давление не оказало влияние на позицию официального Баку. Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что обвинения иранской стороны в том, что Азербайджан использует Израиль в своих целях против Ирана, ложны.
«Мы отвергаем эти обвинения, не принимаем их и требуем доказательств», - заявил азербайджанский лидер, подчеркнув, что иранскому руководству придётся отвечать за свои слова.
«Азербайджан и впредь будет планировать свои внешние связи и внутренние дела так, как считает нужным. Пусть никто не сует свой нос в наши дела», - подчеркнул он. Этим заявлением Ильхам Алиев фактически дал понять, что не потерпит давления и лицемерия Ирана.
Вполне очевидно, что между Баку и Тегераном накопилось уже достаточно вопросов для обсуждения. Действия Тегерана говорят о том, что Иран дорожит отношениями с Арменией больше, чем связями с Азербайджаном. Но, что может дать нищая Армения зажатой западными санкциями иранской экономике? В сложившейся неоднозначной ситуации в руководстве Ирана должен возобладать здравый смысл. Тегерану пора отказаться от имперских замашек и наладить отношения с соседями. И в первую очередь поставить все точки над «i» с Азербайджаном.
Заур Нурмамедов
Союз против изоляции: Москва и Тегеран меняют геополитический расклад - АНАЛИТИКА
Инаугурация по-Трамповски, или «Шабаш» ультраправых популистов - МНЕНИЕ
Стратегическое партнерство выше стратегического одиночества - АНАЛИТИКА
Курдский гамбит Франции: Париж начинает и… проигрывает – АНАЛИТИКА
«Мир» по-Трамповски: Отдаст ли Трамп Украину «в обмен на сделку» - МНЕНИЕ
Успех в цифрах: достижения Азербайджана как свидетельство всестороннего развития - АНАЛИТИКА