Зардушт Ализаде: Сирия стала ареной для противоборства крупных геополитических сил - ИНТЕРВЬЮ
Ближний Восток вновь оказался в центре мировой повестки, привлекая внимание нарастающими конфликтами и геополитической напряженностью. Военные действия в Ливане и Палестине, ракетные обстрелы между Ираном и Израилем — все это создает взрывоопасную обстановку в регионе. К этим событиям добавилась еще одна серьезная проблема — война в Сирии.
Недавно сирийская оппозиция взяла под контроль Алеппо — второй по величине город страны, который до этого находился под управлением президента Башара Асада. Военные действия, судя по всему, не только не идут на спад, но и продолжают набирать обороты. Ситуация усложняется тем, что оппозицию активно поддерживает Турция, для которой Алеппо имеет не только стратегическое, но и историческое значение.
Каковы причины обострения ситуации на Ближнем Востоке, какие сценарии возможны в ближайшем будущем?
На эти и другие вопросы Vesti.az попытались найти ответ в интервью с экспертом по региону Ближнего Востока Зардуштом Ализаде.
- Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию в Сирии?
– Первая атака на правление Башара Асада окончилась неудачей. Благодаря решительной поддержке России и Ирана Асаду удалось стабилизировать ситуацию, и международные игроки на время сократили активное вмешательство. В мае Лига арабских государств восстановила членство Сирии, что стало значительным дипломатическим успехом для Асада. Это позволило ему укрепить свою власть, удерживая контроль над примерно 70% территории страны при поддержке армии.
Однако ситуация в Сирии остается сложной из-за множества внешних игроков. Курды пользуются поддержкой США, Турция выступает в роли покровителя туркоманов, а джихадистов поддерживают отдельные арабские страны. Несмотря на эти противоречия, в регионе удалось установить некий баланс. Но сейчас обстановка вновь изменилась: Израиль усилил свои позиции, ХАМАС ослаблен, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил действовать активнее. Примечательно, что ранее Эрдоган приглашал Асада в Турцию, на что сирийский лидер ответил: «Выведи свои войска из Сирии, и тогда мы встретимся». После этого туркоманы начали наступление, продемонстрировав критическую потерю боеспособности сирийской армии, которая быстро отступила, потеряв контроль над Алеппо.
После этой неудачи Башар Асад отправился в Москву за поддержкой, однако возможности России сейчас ограничены. В итоге все, что удалось предпринять, — это несколько авиаударов, которые ненадолго изменили обстановку. Иран в данном случае обладает большими ресурсами для помощи сирийской власти, однако в Тегеране опасаются активного вмешательства, особенно в преддверии возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Тем не менее Иран продолжает оказывать поддержку через свои прокси-силы, в частности, боевиков из Афганистана и Пакистана, которые действуют на сирийской территории.
Тем временем сирийская армия провела ротацию и готовится к контрнаступлению. Однако война в Сирии далека от завершения. Главными факторами конфликта остаются не внутренние сирийские силы, а внешние игроки, которые направляют и финансируют военные действия. Таким образом, Сирия превратилась в арену для противоборства крупных геополитических сил.
– Может ли оппозиция, захватывая город за городом, прийти к власти?
– Ну, предположим, они захватят еще больше территорий. Пусть у Башара Асада останется только 50%. Дело не только в захвате территорий, речь также идет о легитимности. Большинство на стороне президента. Дальше — вооруженная оппозиция, а это значит, что их кто-то финансирует. Сотни тысяч мужчин, которые не заняты ничем, кроме того, что уже 12 лет бегают туда-сюда с автоматами, дают нам понять, что все это — большой оборот денежных средств. Кто тратится? США, Турция, арабские страны. Конца и края не видно. У Башара Асада тоже большинство расходов покрывается за счет внешних источников. Сегодня этот источник — Иран, ранее была Россия. Все это деньги, всем необходимо платить. Внешние силы надеются, что им удастся свергнуть Асада и поставить на его место свою марионетку, тем самым, подчинив себе Сирию. Вот и все.
– В чем заключаются интересы России и Турции?
– Тут мы должны говорить о геополитике. Речь идет только о контроле над Сирией. Кто же будет ею руководить? Кто будет иметь больше влияния на Ближнем Востоке? После распада СССР большинство арабских стран, поддерживавших Советский Союз, были или разгромлены, или попали под влияние США: Египет, Ирак, Иордания, Израиль.
Путин решил заново очертить сферу своего влияния, не учитывая реальные возможности России. Как итог, сегодня они в Сирии по просьбе Обамы. Все это план Запада, который всегда хотел, чтобы Россия больше занималась внешней авантюрой и меньше уделяла внимания своим внутренним проблемам. Кстати говоря, афганская авантюра стала одной из причин развала СССР. И сейчас сирийская авантюра Путина работает против реальных интересов России. Точнее, он представляет интересы России совсем по-другому, а именно количеством стран, подчиняющихся ей. Так что судьбе сирийского народа можно только соболезновать.
– Как вы считаете, какие действия предпримет Израиль в данной ситуации?
– У Израиля есть только одна, единственная идеология — «Великого Израиля», подразумевающая захват все большего количества земель. От Евфрата до Нила. Как у армян была «Великая Армения», тут то же самое. Ради продвижения своей идеологии они постоянно ведут информационную войну. Тем арабам, которые сопротивляются, они приписывают ярлык «террорист», тем организациям, которые сопротивляются захвату их земель, они приписывают ярлык «террористическая организация», а страны, которые осмеливаются сказать что-либо против Израиля, сразу же превращаются в «ось зла». У Израиля, в действительности, очень большие успехи. Если взять начало развития этой ситуации с 1980 года, то только посмотрите, чего они достигли. Они добились выхода из ряда стран сопротивления Израилю - Египта, Сирии, Ирака, Йемена, Ливии, Судана. Они постоянно нейтрализуют всех, кто поддерживает палестинцев. Последний элемент этой цепи — это Иран, вокруг которого все больше сжимается кольцо.
– Вы видите какой-либо путь разрешения всей этой ситуации на Ближнем Востоке?
– Израиль был создан Советом Безопасности ООН, и сегодня он говорит: «Да плевать я хотел на ООН, это плохая организация». То есть, ты создан этой организацией, а теперь отворачиваешься от нее, потому что она решила создать новое государство — Палестина. Израиль не соглашается на создание второго государства, тем самым открыто нарушая международный закон. Врагам - закон, а своим — все… Вот, что делает Израиль.
Европа исторически считает себя виноватой перед еврейским народом. Арабы думают о богатстве, им не до того, чтобы пойти против Израиля. Россия слишком слаба, это коррупционное, слабое государство с неэффективной внешней политикой. А те, кто сопротивляются Израилю, остались без сильных внешних союзников. Кто-то может сказать: «А Китай?» Но Китаю совсем не хочется вмешиваться в дела на Ближнем Востоке.
– Будет ли Турция еще больше вмешиваться в происходящее в Сирии?
– Цель Турции — установить контроль над Сирией и стать контрагентом Запада по контролю над Сирией. В Сирии живут туркоманы, это фактически турки, которые ориентируются на Турцию. В идеале Анкара хотела бы превратить Сирию в федеративное государство, часть которого будет ориентироваться на саму Турцию. А сама Турция - через свой новый туркоманский субъект - будет контролировать Сирию.
Алекпер Алекперов
"Хезболла" впервые после прекращения огня нанесла удар по израильским позиция
США направят Украине оружие на $725 млн
В Грузии возобновились акции протеста
Шольц в Киеве заявил о приверженности решению не поставлять Taurus
Роботы на спирту: инновационная технология Гарварда
Создатель ChatGPT готов работать с администрацией Трампа