
Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью китайскому агентству Синьхуа

Президент Азербайджана: Мы расширяем сотрудничество с Китаем в рамках инициативы «Пояс и путь»

Британия планирует положить конец зависимости от американского оружия

Президент: Китай является четвертым по величине торговым партнером Азербайджана
В мире
- Главная
- В мире
Ядерное дежавю: Иран и США снова за столом переговоров - АНАЛИТИКА

Встреча в субботу в столице Омана продемонстрировала самый высокий уровень переговоров между США и Ираном за последние годы. Мало того, обе стороны выступили с относительно позитивными заявлениями после нее. Но все это - пока лишь общие слова.
Белый дом заявил, что встреча в Омане является «шагом вперед», а министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи сказал, что следующий раунд переговоров запланирован на следующую субботу и, возможно, будет включать обсуждение общих рамок для нового ядерного соглашения между странами.
По словам американских чиновников, пожелавших остаться анонимными, которые связались с американскими изданиями, в частности с The Wall Street Journal, иранские предложения во многом основаны на ядерной сделке 2015 года, заключенной администрацией бывшего президента США Барака Обамы. В рамках этого соглашения США снимали с Ирана экономические санкции, в обмен на отказ этой страны от обогащения урана до оружейного уровня.
Забавно, но это - то самое соглашение, из которого Трамп вывел США в 2018 году, назвав его «одной из худших и наиболее односторонних сделок, в которые когда-либо вступали Соединенные Штаты».
После того, как Трамп сделал это, он ввел самые тяжелые санкции против всех отраслей экономики Ирана за всю историю, включая торговлю нефтью, и буквально обрушил иранскую экономику в пропасть. И теперь, когда Иран хочет вернуться к сделке Обамы, президент США демонстрирует оптимизм?
Добавим, что по данным полуофициального Иранского студенческого информационного агентства, во время непрямых переговоров Арагчи сообщил американцам о новых «красных линиях» Ирана. Тегеран настаивает на том, что его ядерная программа предназначена для мирных целей, и предупреждает, что отвергнет требования о ликвидации гражданской ядерной программы (ранее появлялись сообщения, что Вашингтон выдвигал такие требования).
Кроме того, иранские официальные лица заявили, что в рамках новой сделки они хотят быстрого ослабления американских санкций, связанных с ядерной программой, которые нанесли ущерб экономике Тегерана. Они также хотят получить доступ к миллиардам долларов, замороженным за рубежом, и прекратить давление США на китайских покупателей нефти Тегерана в рамках ослабления ограничений. В обмен на все это Иран будет готов отказаться от обогащения урана до уровня, необходимого для создания ядерного оружия (90%), и вернуться к тем же уровням обогащения ядерного топлива, которые были разрешены в соответствии с пактом 2015 года (3,67 %).
Эти сообщения стали шоком для многих. Особенно для руководства Израиля, которое рассчитывало расправиться с иранской ядерной и ракетной программой руками США. И ведь Израиль добился, используя все свое влияние на Трампа, выхода США из ядерной сделки в 2018 году. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху рассчитывал обрушиться на Иран вместе с Америкой и ликвидировать иранские ракетные и ядерные предприятия. А тут получается, что Трамп чуть ли не возвращается к ядерной сделке Обамы!
Чего хочет Трамп?
В заявлениях американских и иранских политиков ни слова не говорится о других требованиях Трампа к Ирану, озвученных им ранее. Дело в том, что Трамп отказался от ядерной сделки Обамы в 2018 году по той причине, что счел ее недостаточной. США хотели, чтобы Иран не только отказался от обогащения урана до оружейного уровня, но и остановил свою программу создания ракетного и беспилотного оружия. Кроме того, перестал бы оказывать поддержку союзникам на Ближнем Востоке, включая ливанскую шиитскую партию «Хезболла», располагающую самыми мощными вооруженными силами внутри Ливана, йеменским хуситам (они контролируют треть Йемена), иракским шиитским ополченцам Хашд аль-Шааби (они в значительной степени контролируют правительство Ирака) и палестинской группировке суннитскиих исламистов ХАМАС.
Выполнение всех этих требований фактически означало капитуляцию Ирана в интересах США и Израиля (главных оппонентов Тегерана). Эти требования подразумевают отказ от попыток создания ближневосточной сферы влияния - огромной шиитской империи, в которую Иран вложил десятки миллиардов долларов и которую он конструировал десятки лет. Более того, США потребовали роспуска иракской Хашд аль-Шааби и, по некоторым данным, выразили желание обсуждать вопрос о демонтаже всей иранской ядерной программы, включая гражданскую.
Но... Незадолго до переговоров иранцы сообщили, что все эти вопросы являются для них красной линией и Тегеран их обсуждать отказывается.
Тогда США пригрозили военными ударами по Ирану и сосредоточили вокруг этой страны огромные военные силы, включая две УАГ (Ударные авианосные группы), тяжелые бомбардировщики, а также тяжелые самолеты-заправщики на базе в Индийском океане, Диего-Гарсиа. Израиль, ВВС которого насчитывают до 300 боевых самолетов, также собирался принять участие в атаках на иранскую ракетную и ядерную промышленность и, возможно, на иранское политическое и военное руководство. Вся эта воздушная армада представляет такую военную мощь, что против нее Ирану было бы сложно выстоять.
Если верить сливам иранских чиновников изданию New-York Times, президент Масуд Пезешкиан и председатель иранского парламента Мохаммад-Багер Галибаф (он тесно связан с руководством важнейшей военно-политической структуры и экономической корпорации Ирана, КСИР) буквально заставили высшее лицо в государстве, обладающее почти абсолютной властью, 86-летнего верховного лидера, аятоллу Али Хаменеи, пойти на переговоры с Трампом. Они утверждали, что иранский режим просто не выдержит ударов США в сочетании с глубоким внутренним экономическим и социальным кризисом.
Курс иранского риала упал на 95 % с пика, когда в 2015 году был подписан ядерный пакт. Сегодня доллар торгуется примерно за миллион риалов. Инфляция сейчас превышает 30 % в год, что превращает основные продукты питания, такие как мясо, в предметы роскоши, причем некоторые экономисты говорят, что официальные данные неверны и в действительности инфляция намного выше. Нехватка энергии привела к остановке цементных и фармацевтических заводов и даже школ в некоторых районах страны. Экономика находится в глубоком кризисе: около 70 процентов населения живут на черте или за чертой бедности. Раз в несколько лет в Иране вспыхивают массовые бунты. Если бунты перерастут в восстание, оно может быть поддержано ударами ВВС США и Израиля. И наоборот, каскад таких ударов способен ослабить режим, и тогда недовольные, которых в стране много, поднимут восстание. Поэтому Галибаф и Пезешкиан смогли убедить Хаменеи начать переговоры. Ранее верховный лидер от них отказывался.
Но что в сухом остатке? Переговоры оказались на руку Ирану? США готовы, по сути, вернуться к сделке Обамы, которую сам же Трамп некогда отменил? Не совсем.
По неофициальным данным, Иран предлагает американцам, наряду с возвращением к проекту Обамы, множество экономически выгодных соглашений. Речь идет о сделке по редкоземельным металлам, которую представители Ирана при ООН еще несколько месяцев назад обсуждали с Илоном Маском. В последнее время появились слухи о том, что Тегеран готов передать американским компаниям часть сверхгигантского нефтегазового месторождения Южный Парс, одного из крупнейших в мире. Иран обладает вторыми на планете разведанными запасами газа (после России), но сверх того, в его распоряжении находятся и колоссальные объемы других природных ресурсов. Что если иранцы поделятся ими всеми?
Трамп и стоящая за ним команда из примерно 50 миллиардеров любят сделки. Особенно такие, которые приносят непосредственные прибыли их компаниям. Что, если иранцы сумеют заинтересовать их настолько, что те согласятся вернуться к ядерной сделке 2015 года времен Барака Обамы? Зачем бомбить Иран, если он откажется от ЯО и одновременно позволит сверхбогатым американцам, которые управляют США, набить карманы его ресурсами? А даже если и нет, что, если интерес торговой и финансовой верхушки США окажется достаточно большим настолько, что они будут готовы вести переговоры с Ираном годами? Ну а там, может быть, придет следующая американская администрация, которая на практике откажется от идеи ударов по Ирану, подобно тому, как это сделал Джо Байден? Вдруг получится тянуть время до бесконечности?
Колебания в Вашингтоне
Впрочем, Трамп непредсказуем. Кажется, никто, включая его самого, не знает, как он поступит. Он может вернуться к своим угрозам или даже нанести удары по Ирану, чтобы уничтожить ядерную промышленность, ускорить сделку с Тегераном и выбить для себя и своего окружения максимально выгодные условия. Такой вариант вполне вероятен. Но он может и не делать этого. Большинство американцев не одобрит новую войну на Ближнем Востоке и для Трампа, рейтинги которого в последнее время падают, это имеет некоторое значение. Тем более, что он обещал прекратить все войны на планете, мечтая получить Нобелевскую премию мира подобно бывшему президенту Бараку Обаме, которого он ненавидит.
Эти колебания отражаются и в заявлениях руководства США.
В зависимости от дня и оратора администрация Трампа то угрожает военными ударами, если Иран не ликвидирует свою ядерную программу и сопутствующие технологии, то добивается от Ирана согласия сократить программу и подчиниться строгому внешнему контролю.
Советник Белого дома по национальной безопасности Майкл Уолтц и госсекретарь Марко Рубио поддерживают идею военных действий против Ирана с целью уничтожения его ядерного потенциала. Об этом сообщили два американских чиновника и другие осведомленные источники, пожелавшие сохранить анонимность в разговоре с The Washington Post. По данным издания, Дональд Трамп также прислушивается к рекомендациям «ястребов», включая почетного председателя совета директоров News Corp. Руперта Мердока и крайне правых произраильских доноров, таких как бывший глава Marvel Entertainment Айзек «Айк» Перлмуттер.
Однако, вице-президент Джей Ди Вэнс и директор Национальной разведки Тулси Габбард более настороженно относятся к возможным последствиям нового конфликта на Ближнем Востоке. Недавно Габбард выбрала скептика в отношении вооруженного конфликта с Ираном, офицера запаса ВМС Уильяма Ругера, в качестве главного помощника. По словам чиновников, Трамп также выслушал сторонников дипломатии, включая ведущего консервативного обозревателя Такера Карлсона. Более осторожные советники отмечают, что, по оценкам американской разведки, Иран не собирается создавать ядерное оружие и что бомбардировочная кампания, вероятно, вызовет более масштабную региональную войну, заключает Washington Post.
Некоторые наблюдатели считают, что, не добившись быстрого результата, президент США, Дональд Трамп, вообще теряет интерес к предмету, мол, в случае промедления он может совсем забыть про Иран, так уж устроена его психика. Может, иранцы на это и рассчитывают? Поживем - увидим.

Британия планирует положить конец зависимости от американского оружия

Трамп назвал встречи по Украине и Ирану очень хорошими

Уиткофф здесь, Уиткофф там: спецпредставитель на все руки - МНЕНИЕ

Новый этап консультаций по Украине пройдет завтра в Лондоне
Макгрегор: Россия ответит на удар США по Ирану

Число депутатов Верховной рады Украины сократилось до исторического минимума