Трагедия хазарейцев – геноцид от Талибов, рабство и насилие от КСИР, рождение Фатимиюн - ЭКСКУРС

Трагедия хазарейцев – геноцид от Талибов, рабство и насилие от КСИР, рождение Фатимиюн - ЭКСКУРС
14 марта 2024
# 20:00

Об этом народе с трагической судьбой, численность которого составляет около 10 млн человек, вы мало что услышите в СМИ.

Вероятно, это не случайность. Хазарейцы живут главным образом в Афганистане, Иране и Пакистане, а ведущим СМИ Запада безразлична жизнь меньшинств в этих странах. Кроме того, хазарейцы исповедуют шиитскую версию ислама, что делает их малоинтересными для информационных ресурсов мусульманского мира, где преобладает суннитское течение. Хотя есть и исключения, например, канал Аль-Джазира.

Хазарейцы - ираноязычный народ, имеющий смешанное монгольское, иранское и тюркское происхождение. Они делятся на множество племен или больших семей. По одной из версий, ядром этого народа некогда стали воины, оставленные чингизидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. Считается, что воины монгольских гарнизонов в процессе длительного проживания в Афганистане смешались с местными ираноязычными народами, переняв их язык. В любом случае, можно утверждать, что этот народ появился в результате синтеза монгольских, тюркских и иранских элементов.

Часть хазарейцев - пастухи, живущие в больших родовых поселениях на склонах гор. Однако, в последние полвека численность городского хазарейского населения быстро росла. Например, они составляют значительную часть жителей 4-х-миллионного Кабула. Основное население  афганской столицы  - персоязычные этносы - сунниты-таджики (45 %) и шииты-хазарейцы (25 %), меньшинство составляют пуштуны (25 %) и узбеки (4 %)). Среди горожан шиитско-хазарейское население часто наиболее образованное и открытое для новшеств, в особенности это относится к женщинам. Возможно, сказалась шиитская вера, весьма терпимая к переменам, а может быть свою роль сыграло то, что, будучи дискриминируемым религиозным и этническим меньшинством, хазарейцы стремятся продвинуться в самых разных областях общественной жизни, чтобы улучшить свое положение. Хазарейская молодежь очень талантлива,  стремится получить хорошее образование, женщины  - самые активные участницы протестов против ограничений, которые ввели талибы, запретившие женщинам учебу в университетах и школах.

Все это вызывает ярость талибов, захвативших власть в Афганистане, представителей пуштунских племен и исламистского суннитского течения -  деобанди. Вопреки распространенному мнению, движение Талибан вовсе не является какой-то исконной, якобы близкой большинству афганцев силой, опирающейся на традиционные верования и обычаи.

Талибы - представители более крупного этнического меньшинства (пуштуны составляют около 40 процентов населения) и к тому же - религиозная секта, чье учение имеет индийское происхождение. Это крайне консервативное течение суннитского ислама, школа деобанди, зародившаяся в Индии и затем распространившаяся среди афганских беженцев в Пакистане. У сторонников данной секты есть интересные и забавные особенности, в частности, разговаривая с женщинами, талиб обязан отводить глаза, дабы не согрешить. По этому поводу среди других течений ислама ходит много шуток.  Так, Фазель ар-Рахман, руководитель пакистанской исламистской группировки Джамаат Уламаи- Ислам, заметил, что его вера не настолько слаба, чтобы ее мог разрушить один брошенный на женщину взгляд. Хотя, возможно, Хафиз с ним бы не согласился...

Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда

Я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу – богатства Багдада!..

Впрочем, талибские суды хорошо зарекомендовали себя среди пуштунского населения, а женщины в пуштунских селениях - самые забитые в стране, приняли их власть.  В экономическом плане Талибан был и в какой-то мере остается наркокартелем, производящим и сбывающим опиаты и амфетамины.  Обладая большими средствами и получив военную помощь пакистанской армии, эта группировка смогла содержать 70-тысячную партизанскую армию и взять власть в стране. Однако, богатые пуштунские семьи, управляющие талибами, остаются совершенно чужды иноязычному  большинству жителей Афганистана, прежде всего кабульцам и, тем более, хазарейцам.

Взяв власть в стране в первый раз в 1990-е годы, талибы решили навести жесткую дисциплину прежде всего в афганской столице, на жителей которых обрушились репрессии. Их наказывали за неправильную с точки зрения организации одежду или танцы в публичных местах, женщинам запретили получать образование и велели выходить на улицу только покрытыми и только в сопровождении мужчин - членов семьи. Проблема заключалась в том, что, если сунниты-таджики еще воспринимались талибами как, в той или иной мере, единоверцы, шииты-хазарейцы для них были и остаются еретиками.

В аналитических материалах, опубликованных в "Аль-Джазире", сообщается, что в первый период своего правления в 1990-х годах некоторые командиры талибов открыто заявляли, что "хазарейцам место на кладбища".  Международные  правозащитные организации обвинили группировку в массовых убийствах хазарейцев в Мазари-Шарифе и некоторых других регионах. По оценкам Human Rights Watch, в конце 1990-х гг было убито не менее 2000 представителей этнических меньшинств, включая хазарейцев. Некоторые исследователи считают, что убитых могло быть на порядок больше.

В 1990-е-2000-е годы более миллиона хазарейцев переместились в соседний Иран. Но там их трагедия продолжилась, приняв новые формы.

Хотя руководство Ирана утверждает, что защищает шиитов, мигранты из Афганистана подверглись в этой стране дискриминации, несмотря на свои религиозные убеждения.  Некоторые попали в лагеря беженцев, где  испытали на себе буквально все виды жестокого обращения. Иранские охранники насиловали молодых женщин и мужчин, питание было крайне скудным, распространялись болезни, от которых беженцев почти не лечили. Те, кому повезло больше, поселились в трущобных кварталах Ирана и получили нелегальную низко оплачиваемую работу на стройках, где они с трудом выживали из-за тяжелого труда и зарплаты, которой едва хватало на еду и одежду.

Новая волна беженцев, включая хазарейцев, прибыла из Афганистана в Иран после очередной победы талибов и их второго захвата  власти в Афганистане летом 2021 года.  Хотя на сей раз столь массовых убийств хазарейцев не было, Amnesty International сообщила, что по меньшей мере девять хазарейцев были убиты талибами в августе 2021 года. Талибан вновь запретил женское образование. Многие хазарейские женщины приняли участие в демонстрациях протеста и подверглись арестам и избиениям. Это привело к новым потокам беженцев.

Некоторые изменения произошли и в Иране после начала гражданской войны в Сирии, в 2011 году. К молодым людям, с трудом выживавшим в лагерях или на стройках, стали приходить представители КСИР - Корпуса стражей исламской революции. Они обещали приличную зарплату и иранский паспорт. В обмен хазарейской молодежи следовало отправиться на сирийский фронт, в рядах сформированной недавно бригады Фатимиюн. Эта группировка стала важнейшей военной силой, сражавшейся на стороне режима Башара Асада, вместе с ливанской Хезболлой. Именно Фатимиюн, численность которого составила около 20 тысяч, оказался наиболее эффективен, защищая шиитско-алавитский режим Асада в интересах его союзника - иранской шиитской теократии.

В Фатимиюне служат не только хазарейцы и не только шииты - туда брали вообще всех афганцев, кто соглашался стать наемником, особенно ценились те, кто имел военный опыт. Тем не менее, бригада представляет собой не отдельное самостоятельное ополчение, дружественное Ирану и Асаду, как, например, ливанская Хезболла или йеменские хуситы, но подразделение КСИР под иранским командованием. Наряду с военным обучением, новобранцы становятся слушателями специальных курсов, на которых иранцы их пичкают особой идеологией. Иранские проповедники объясняют, что самый достойный пусть для человека - это сражаться за торжество иранского велает-э-факих - государства верховного религиозного лидера, и что пока существует Израиль, Мехди не может ступить на Землю и принести народам свободу и счастье.

Российский журналист Алексей Сахнин, много общавшийся с хазарейскими беженцами, сумевшими добраться до Европы, рассказывает, с их слов, о жестоких преследованиях, которым эти люди подверглись в Иране, и об огромных потерях, которые Фатимиюн понес в Сирии.

К сожалению, трагедия хазарейцев остается до сих пор, что называется, за кадром. Судьба 10-миллионного народа мало кого волнует...

# 9447
avatar

Михаил Шерешевский

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#