The Financial Times: Почему рост военных связей между Китаем и Россией беспокоит Запад?
На протяжении двух лет китайская поддержка России в конфликте на Украине вызывала сильное беспокойство западных правительств в связи с развивающимися отношениями двух стран.
Как передает Vesti.az со ссылкой на FT, две недели назад официальные лица США выразили тревогу по поводу их сотрудничества на другом ключевом театре безопасности — в морях вокруг Тайваня.
▪Военные связи развиваются, охватывая совместные учения и сотрудничество в области противоракетной обороны. И хотя у России и Китая нет договора о взаимной обороне, как у США с их союзниками, аналитики считают, что это не исключает военного сотрудничества, имеющего значительное глобальное влияние.
▪«Им не обязательно физически воевать вместе, чтобы быть эффективными в боевом смысле», — заявила профессор Института международных исследований Фримена Спогли при Стэнфордском университете Ориана Скайлар Мастро.
Программа совместных учений, которые российские и китайские силы проводят на протяжении почти 20 лет, значительно расширилась с 2018 года. Военные участвуют в национальных стратегических учениях друг друга, проводят регулярные военно-морские маневры и патрулирование стратегическими бомбардировщиками.
▪Большинство совместных военно-морских и военно-воздушных действий происходят вблизи Японии, где стратеги с тревогой наблюдают за растущим военным сотрудничеством двух соседей.
▪Россия может «предпринять поддерживающие военные действия в координации с китайскими операциями на Тайване», заявил бывший командующий флотом самообороны Японии Йоджи Кода. Япония должна быть готова сдержать российский флот в Японском море, перекрыв стратегические проливы, считает он.
▪Наиболее яркие доказательства связи с Тайванем можно найти в совместных учениях, таких как «Северное взаимодействие 2023», воздушные и военно-морские учения, основанные на отрезвляющем опыте России на Украине, где ее Черноморский флот был поражен украинскими ракетами береговой обороны.
▪Успех Украины в потоплении российских военных кораблей с берега был хрестоматийным примером «контроля моря с суши», говорит эксперт по Народно-освободительной армии Китая в Тамканском университете в Тайбэе Линь Ин-юй, указывая на ракеты береговой обороны Harpoon, которые Тайвань получает от США, и собственные украинские противокорабельные ракеты. «Именно с такой ситуацией столкнулись бы китайские войска в случае вторжения на Тайвань. Армии Китая необходимо изучить оперативный опыт русских», — считает Линь Ин-юй.
▪Профессор национальной безопасности и стратегических исследований в Университете Кертина в Перте Алексей Муравьев утверждает, что Россия и Китай находятся на пути к созданию коммуникационных структур, необходимых для ведения боевых действий плечом к плечу.
▪По данным министерства обороны Китая, в ходе совместных учений оба флота используют специальную совместную систему командования и управления. В прошлом году китайские и российские адмиралы командовали маневрами с борта эсминца ВМС Народно-освободительной армии Китая.
▪Многие западные аналитики считают, что пока оперативная совместимость между военными двух стран находится в зачаточном состоянии, и утверждают, что совместные российско-китайские учения не означают планирования совместных боевых действий. Но даже если эта оценка верна, поддержка России может дать китайской армии решающее преимущество в потенциальном конфликте с США.