Израиль готовится к войне, Иран - к переговорам: оба ждут итогов выборов в США - ИНТЕРВЬЮ
Тяжелая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, привела к жестким ответным мерам «Хезболлы» на операции Израиля в Ливане. При этом продолжающаяся эскалация несет в себе все предпосылки для перерастания в полноценный конфликт между Ираном и Израилем.
О процессах, развивающихся на Ближнем Востоке, в интервью Vesti.az рассказала эксперт по Ирану Лана Раванди-Фадаи.
- После заявлений о ракетных атаках с участием союзников Ирана по Израилю ситуация на Ближнем Востоке «заморозилась» в ожидании ответных мер. В Тель-Авиве заявляют о возможных жестких ответных мерах. Какие удары Израиля могут быть чувствительными для Ирана?
- Особенно чувствительными могут быть удары Израиля по иранским нефтяным терминалам, нефтегазовой инфраструктуре и ядерным объектам, а также по морским портам и военным базам КСИР. Это серьезно ударило бы по экономике страны, и по иранскому военному и ядерному потенциалу (пока Иран не обладает ядерным оружием, но, по данным некоторых экспертов, он быстро создает ядерную инфраструктуру). Поэтому Иран уже пригрозил Израилю, что в случае ответного удара Иран уже не будет действовать ограниченно и осторожно, как он действовал в апреле или совсем недавно в начале октября, когда ущерб для Израиля был небольшим. Отмечу, что кандидат в президенты США Трамп «подливает масла в огонь»: он сказал, что Израиль имеет право ударить даже по ядерным объектам Ирана.
- Вашингтон сейчас пытается контролировать процесс и держит Нетаньяху в узде. Однако у премьера Израиля своя реальность. Как вы считаете, к чему может привести эта ситуация?
- Очень многое будет зависеть от того, кто победит на выборах в США, до которых осталось меньше месяца. Если победу одержит Дональд Трамп, известный покровитель Израиля, то Нетаньяху почувствует, что у него полностью «развязаны руки», и может очень серьезно атаковать Иран.
Если на выборах победит Камала Харрис и продолжит курс Байдена на сдерживание Израиля, то Нетаньяху придется умерить свои амбиции. Но в любом случае, действительно, израильский премьер показал себя гораздо более агрессивно настроенным, чем нынешняя американская администрация.
Он, например, почти полностью расправился с командирами «Хезболлы», и ослабил ее инфраструктуру, хотя еще в октябре прошлого года Байден просил его не открывать второй фронт (Израиль тогда уже воевал в секторе Газа – Л.Р-Ф.) и не отвечать на обстрелы «Хезболлы». Скорее всего, он и в этот раз не послушает советов Байдена и Харрис, и ударит по Ирану. Другое дело, каким будет этот удар – этого мы не знаем. Но высшие израильские должностные лица грозятся, что он будет «сокрушительным».
Почему вдруг администрация Байдена так активно пытается отвести израильскую угрозу от Ирана и от союзной ему «Хезболлы», ведь в истории Штаты традиционно были враждебны к исламскому режиму в Иране и поддерживали Израиль?
Администрация Байдена, во-первых, опасается возникновения новой большой и затяжной войны в регионе, что абсолютно не в ее интересах. Кроме того, возможно, она надеется на возобновление ядерной сделки с Ираном. Переговоры по этой теме уже проводились в 2021-2022 годах, но позже приостановились. При нынешнем президенте – более либерально настроенном реформаторе Пезешкиане - есть шанс на их возобновление.
- Внутри Ирана тоже не все однозначно. КСИР играет свою игру в обход Пезешкиана, и так же, как и с Нетаньяху, пытается обнулить его устремления. Как вы считаете, «партия войны» победит?
- Как мне кажется, Пезешкиана будет непросто ослабить: он заручился поддержкой большей части избирателей, особенно национальных меньшинств и либерально настроенных горожан. Более того, на его участие в президентской гонке очевидно дал согласие духовный лидер страны. То есть, он, конечно, не агитировал за Пезешкиана, но позволил ему участвовать, допуская, что тот победит, чтобы дать ему шанс ослабить политическое напряжение внутри страны и улучшить отношения Ирана с внешним миром. И духовный лидер не допустит, чтобы позиции новоизбранного президента были как-либо серьезно нарушены. Пезешкиан, по мере сил, на самом деле начал исполнять свои предвыборные обещания. Он, например, в своей речи выступил резко против грубого обращения с женщинами и девушками за «неправильно надетый» хиджаб. При нем в сентябре впервые в истории исламской республики губернатором провинции Курдистана стал курд-суннит Араш Зерехтан. А это значит, что он заручился еще более сильной поддержкой у своих сторонников и, возможно, даже приобрел новых симпатизантов.
Поэтому, с моей точки зрения, Пезешкиан использует свое влияние, чтобы не допустить чрезмерно резкого ответа Ирана Израилю, даже если тот все-таки атакует территорию страны. Пезекшиану и многим другим высокопоставленным иранцам, да и в целом правящему духовенству, не нужна большая война, им нужны мир, стабильность и успешное экономическое развитие, чтобы вновь усилить свой режим и укрепить его народную поддержку. Мне кажется, ему и его команде удастся убедить тех членов КСИР, которые хотели бы более решительного столкновения с Израилем.
- В Иране ряд депутатов предложил пересмотреть ядерную политику страны в целях повышения безопасности. Как вы считаете, как это поменяет баланс сил в регионе Ближнего Востока?
- Да, действительно, около 40 депутатов обратились в Высший совет национальной безопасности Ирана, чтобы разрешить стране обзавестись ядерным оружием для защиты от Израиля. Есть версия, что Иран уже давно готовит свою ядерную инфраструктуру к тому, чтобы она была готова для производства ядерного оружия, если будет такое политическое решение. Но пока собственно ядерную бомбу Иран создавать не собирается. Если разрешение будет получено, и ядерное оружие у Ирана будет создано, это, конечно, значительно усилит его роль и позиции в регионе. Но позиции Ирана в регионе и так уже очень серьезно усилились – особенно, после безоговорочной победы иранского союзника Башара Асада в Сирии над большинством вооруженных группировок.
В Ираке уже давно правят проиранские шиитские премьеры и действует мощное шиитское ополчение, которое подчиняется Тегерану. В Ливане до недавних событий проиранская «Хезболла» долгие годы фактически управляла страной: ни одно из важнейших решений не могло быть принято без согласия организации. Ирану симпатизируют много обычных арабов в Палестине, Египте, Алжире, они считают исламский режим серьезной силой, способной противостоять США и Израилю.
Приобретение ядерного оружия сделает Иран еще более мощной силой в их глазах. Но быстро создать ядерную бомбу не получится. эксперты считают, что для полной готовности к созданию ядерного оружия Ирану потребуется не менее двух лет - опять же, если власть даст на это разрешение.
Анар Гусейнов
В Чили произошло землетрясение магнитудой 6,1
Сийярто назвал мирную Европу целью номер один для Венгрии
Блинкен обратился к Ираку насчет Сирии
В Дамаске прогремели взрывы
Команда Трампа может отвергнуть стремление Украины вступить в НАТО
ЦАХАЛ нанёс удары по объектам сирийской армии в Латакии и Тартусе